План работы ШМО учителей русского языка и литературы на 2018-2019 уч.г.
материал по русскому языку на тему

Полуднева Виктория Геннадьевна

План работы ШМО учителей русского языка на 2018-19 уч.г. составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_shmo_2018-2019.docx126.85 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.РЕУТОВ1.PNGhjn

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Московская область, 143966                              телефон (факс) (495) 528-04-57

г. Реутов,   ул. Лесная,  д.12                                                    shkolar1@mail.ru 

ПЛАН РАБОТЫ

методического объединения

учителей русского языка и литературы

на 2018-2019 учебный год

Руководитель: Полуднева В.Г.

Реутов
2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Анализ работы МО за прошедший год.

2. Цели и задачи деятельности МО на новый учебный год.

3. Методическая тема МО. 

4. Банк данных членов МО. 

5. Методическое обеспечение предметов гуманитарного цикла. 

6.  План-график работы МО на 2018-2019 учебный год.

7. Работа методического объединения по подготовке к Государственной итоговой аттестации.

8.   Методические темы учителей гуманитарного цикла

Выступления членов МО учителей русского языка и литературы по распространению передового опыта. План работы над методической темой.

10. График проведения предметной недели

11.Открытые уроки учителей русского языка и литературы

12.Внекласные мероприятия.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель работы ШМО: создание и организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к чтению), каковым является развитое творческое мышление, креативность, универсальное знание.

 Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Задачи ШМО:

Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.

Повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО гуманитарного цикла

Стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми.

Сосредоточить основные усилия МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Цель гуманитарного образования: формирование гуманитарного знания, формирование умений.

 Задачи гуманитарного образования:

1.Формирование основ гуманитарного мышления:

а) развитие интеллектуально-эвристических способностей,

б) развитие мыслительных и поведенческих стратегий и компетенций,

в) обучение ремеслу историка, литератора, ритора, лингвиста и т.д.

2.Развитие школьника, как субъекта коммуникации:

а) создание условий коммуникативного события в процессе обучения.

 З. Предоставление школьнику реальной возможности самовоспитания

а) за счет направленной систематизации знаний через систему заключительных уроков по каждой дисциплине,

б) внедрение в практику работы МО индивидуально-дифференцированного подхода обучения и воспитания,

в) внедрение личностно-ориентированных технологий обучения (инновационных технологий исторического, литературного образования, технологии развития критического мышления, метода проектной деятельности.

        Образовательная деятельность МО гуманитарного цикла не противоречит принципам гуманитарного образования:

1) принцип экологического подхода к образованию (целостное видение самого себя и своей человеческой функции во взаимоотношении с обществом);

2) принцип гуманизации (обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, личностного и индивидуального подхода; формирование нравственности и духовности на основе общекультурных и национальных традиций);

З) принцип демократизации (реализация педагогики сотрудничества, самоорганизация и самоопределение в выборе альтернативных вариантов обучения);

4) принцип развивающего образования (постановка и реализация целей, восхождения к новым целям).

        Для успешной работы в реализации научно-методической темы МО гуманитарного цикла учителя используют принципы воспитания творческих способностей личности:

• единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной,

• единства и оптимального сочетания управления и самоуправления,

• единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов,

• единства и оптимального сочетания рационального и эмоционального,

• оптимальной трудности и проблемности, организуемой деятельности учащихся,

• новизны и разнообразия деятельности учащихся,

• единства образования, развития и воспитания,

• сотрудничества ученика и учителя, оптимизма веры в силы и способности ученика,

• поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.

Уже не первый год МО строит свою работу в соответствии с личностно-ориентированной направленностью развития школьников. В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему: повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования.
 Цель  работы – содействие повышению качества образования в условиях информатизации системы образования. Задачи:
 оказание поддержки педагогам в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;
оказание помощи в развитии творческого потенциала  педагогических работников; удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников; создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических  работников через курсы повышения квалификации ИКТ- компетентности (профессиональный уровень).

Методическая тема:

« Профессиональная компетентность учителей  русского языка и литературы  

как основной фактор повышения качества образовательного процесса».

Цели ШМО:

  • Формирование прочных умений и навыков по предметам гуманитарного цикла на основе дифференцированного обучения, использования динамичной системы классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися
  • Воспитание на уроках гуманитарного цикла гражданской идентичности
  • Повышение уровня педагогического мастерства учителей и их компетенции в области образовательных и информационно-коммуникативных технологий.
  • Повышение качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий.
  • Использование ИКТ и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.
  • Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий.

Задачи на 2018-2019 учебный год:

1. Продолжение мониторинга качества и управления профессиональной деятельностью педагогов.

2. Организация повышения квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения (курсы повышения квалификации).

3. Изучение инновационных процессов в методике преподавания в условиях реализации ФГОС через систему самообразования.

4. Совершенствование умения применять системно - деятельностный подход при обучении гуманитарным дисциплинам.

5. Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.

6. Совершенствование форм и методов организации внеклассной деятельности по гуманитарным дисциплинам.

7. Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.

8. Совершенствование работы по развитию интеллектуальных способностей обучающихся, выявление одарённых и склонных к изучению гуманитарных дисциплин детей.

9. Организация системной подготовки учащихся к выполнению заданий   ОГЭ по гуманитарным дисциплинам.

10. Достижение более высокого уровня качества образования по гуманитарным дисциплинам.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний учащихся;

- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.

Направления методической работы:

1. Аналитическая деятельность:

- анализ методической деятельности за 2017-2018 учебный год и планирование на 2018-2019 учебный год;

- анализ посещения открытых уроков;

- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);

- анализ работы педагогов с целью оказания им методической помощи.

2. Информационная деятельность:

- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;

- продолжение знакомства с ФГОС основного общего образования.

3. Организация методической деятельности:

- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.

4. Консультативная деятельность:

- консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования;

- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;

- консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

5. Организационные формы работы:

- заседания методического объединения;

- методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов основной школы, организации внеурочной деятельности;

- взаимопосещение уроков педагогами;

- выступления учителей на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах;

- участие в семинарах, вебинарах, встречах в образовательных учреждениях района и области;

- повышение квалификации педагогов на курсах;

- прохождение аттестации педагогическими работниками.

План работы МО учителей русского языка и литературы

на 2018-2019 учебный год

Направления работы

Содержание работы

Учебно-организационная работа.

  1. Изучение нормативных документов
  2. Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ОГЭ.
  3. Знакомство с новинками учебно-методической

 литературы по предметам.

  1. Оформление стендов по подготовке к экзаменам

 в 9 классе.

  1. Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля .

Совершенствование лаборатории учителя

  1. Приобретение новых дидактических материалов, таблиц, наглядных пособий по предметам.
  1. Приобретение методических пособий по подготовке к итоговой аттестации по предметам в 9 классе.

      3.Совершенствование технической стороны

кабинетов.

      4.Участие в смотре кабинетов.

      5.Анализ наличия необходимых учебников и программ.

      6.Систематизация тестовых заданий по классам и темам.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей.

  1. Оказание помощи аттестующим учителям.
  1. Участие в семинарах для учителей по подготовке

к  ОГЭ.

  1. Участие в конкурсах инновационных и методических разработок.
  2. Участие в общественном смотре достижений

общеобразовательных учреждений.

  1. Посещение курсов повышения квалификации.
  2. Участие в  творческих конкурсах.
  3.  Методическая неделя.

Вопросы контроля и руководства.

  1. Контрольные работы по преемственности в 5-х классах с последующим мониторингом.

      2. Мониторинг результатов контрольных работ по

итогам учебного года, входных и промежуточных.

      3.Контроль за выполнением календарно-тематического планирования.

      4.Подготовка экзаменационных материалов.

Организация внеклассной работы по предметам.

  1. Проведение предметных недель.
  1. Участие в различных конкурсах, викторинах в рамках школьных, районных, областных мероприятий.
  2. Организация школьных олимпиад.
  3. Участие в муниципальном туре предметных  олимпиад.

 Тематика Заседаний ШМО

Сроки

Тема заседания

Август

    1. Анализ работы за 2017 — 2018 уч. год

    2. Утверждение плана работы на новый учебный год.

    3. Основные направления работы ШМО учителей гуманитарного цикла.

  1. Утверждение тем по самообразованию.
  2. Корректировка и утверждение рабочих программ учителей

Сентябрь - октябрь

      1. Анализ результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ; анализ результатов промежуточной аттестации. О проведении тренировочных ОГЭ  в 9 классе в течение учебного года. ( кол-во, сроки)

  1. Качество знаний учащихся 5- 10  классов. Проблемы преемственности.
  2. Работа учителя на сайте «Дневник.ру». О своевременном заполнении электронных журналов.
  3. Методические достижения учителей русского языка и литературы  ( о личном участии в проф. конкурсах, участие и результативность  уч-ся в районных и областных конкурсах)

Ноябрь - декабрь

      1. Итоги школьного тура предметных олимпиад. Об организации  районных олимпиад по предметам. Работа с одаренными детьми.

  1. Формы проведения промежуточной аттестации

3.Внедрение ФГОС второго поколения на уроках  русского языка, литературы, в 5-7  классах.

     

Январь - февраль

1. Подготовка учащихся к ОГЭ .

2. Анализ результатов муниципальных олимпиад.

3. Подготовка предметной недели

4. Обобщение опыта. Доклад на тему: «Использование личностно- ориентированных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС второго поколения» ( .)

 

Март

1. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ОГЭ).

3.Утверждение экзаменационного материала для промежуточной аттестации.

4.Обобщение опыта. «Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования»  (.)

Апрель - май

1.Подведение итогов работы МО за 2018 — 2019 учебный год.

2. Утверждение задач на новый 2019 — 2020 учебный год.

3. Подведение итогов работы  учителей  по своим методическим темам.

4. Отчет о работе ШМО.

5. Анализ результатов итоговых контрольных работ

Содержание заседаний МО

Срок

Тема

Содержание работы

Ответственный

август

Заседание 1. 

Организационные вопросы работы методического объединения
на 2018-2019 учебный год.Русский язык и литература  в  структуре общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

1.Анализ деятельности  МО учителей гуманитарного цикла за 2017-2018 учебный год и утверждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год.

2.Анализ результатов  итоговой  государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2017-2018 учебный год.

3.Согласование рабочих программ по предметам гуманитарного цикла
на 2018-2019 учебный год, составление тематического планирования.

5.Утверждение заданий для входной  диагностики  по предметам.

Руководитель МО

Учителя-предметники

Руководитель МО

Работа между заседаниями МО:

•        Продолжение работы по самообразованию, по оформлению своего портфолио

•        Изучение методической литературы, документов ФГОС. Планирование самообразовательной деятельности.

•         Работа в кабинетах

ноябрь

Заседание 2

Новые образовательные стандарты в преподавании предметов . Организация сетевого взаимодействия со школами города.

1.Доклад с презентацией по теме: «Применение интернет - ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества учащихся»

2.Обмен опытом по теме «Формирование УУД на уроках   как средство  повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения». 

3. Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

4. Итоги входного контроля по предметам.

Ильина А..В.

Учителя-предметники

Руководитель МО

январь

Заседание 3.

«Системно-деятельностный подход в обучении школьников».

Работа над развитием монологической речи.

1. Требования к современному уроку. Формирование УДД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.

2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

3. «Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС»

4. Обсуждение проведения открытых уроков и мероприятий.

5. Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах.

Руководитель МО

Шилаева И.В.

Караева С.А.

март

Заседание 4

Игра как одна из здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

1.Использование игры на уроках иностранного языка.
2. Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
3. Организационно – деятельностные игры на уроках истории и обществознания.
4. Анализ открытых уроков.

Богаченкова В.Н.

Полуднева В.Г.

Шилаева И.В.

май

Заседание 5. Подведение итогов работы МО учителей русского языка и литературы в 2018-2019 учебном году. Планирование работы МО на 2019-2020 учебный год.

1. Обобщение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы ШМО учителей русского языка и литературы.

2. Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. (Отчёты по темам самообразования)

3. Анализ итоговых контрольных работ и промежуточной аттестации во 2-4 классах, 5-8 классах и 10 классе.

5. Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла. Планирование работы на новый 2018-2019 учебный год, определение перспектив развития.

Полуднева В.Г.

Ильина А..В.

Караева С.А. Богаченкова В.Н.