Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Забабурина Анна Александровна

Контрольные и проверочные работы по  русскому языку 6 класс (ФГОС) к учебнику М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_6kl.r.ya_.docx98.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

№ 1. Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»

1. В каких словах все согласные звуки звонкие?

а) берег; в) снова;

б) сдобный; г) взморье.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) межинститутский; в) цирк;

б) к итогам; г) чисто.

3. В каком слове четыре звука?

а) шьешь; в) поют;

б) лён; г) ядро.

4. В каком слове есть звук [д]?

а) дело; в) подкова;

б) отбросил; г) семнадцать.

5. В каком слоне нет звука [з]?

а) сдать; в) езжу;

б) езда; г) вокзал.

6. В каком слоне нет согласного звука [j]?

а) почтальон; в) поёт;

б) полёт; г) льётся.

7. В каком слоне неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

а) началúсь; в) áвгустовский;

б) цéмент; г) óптовый.

8. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия; в) тенденция;

б) термин; г) тенор.

9. Разделите слова на слоги.

Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.

Укажите все возможные варианты переноса слова «открытие».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Сияние, лавка, мягкий.

Текст для работы

1) Инт-ресно заноч_вать ноч_ю в сов-ршенно незнакомом месте! 2) Утром, при свете со-нца, всё пока_ жет_ся совсем другим, чем виделось ноч__ю: с восходом со_нца придёт_ся тебе всё зан_во открывать. 3) Тёмные х-лмы, что угрюмо окружали ноч_ю со всех сторон, пр_вратятся при свете в весёлые купы кустов. 4) А то, что к_залось д_лёкими гребнями гор, вдруг обернётся ст-_ной бли-кого леса. 5) И так всегда: словно л_жиш_ся спать в одном месте, а просыпа_ш_ся в другом! 6) В незнакомом месте невольно вслушиваеш_ся больше обыч_ного, а потому и слыш_ш_ больше, чем надо, - сам от себя гониш_ сон. 7) Утром вместе с т_мнотой разойдутся и страхи: откроет_ся взору земля, тобой ещё не виденная.

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.

2. Выпишите из 4-го предложения слова с нулевым окончанием и без окончания.

3. Выпишите 3 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

4. Выполните разбор по составу слов окружали, вслушиваешься

№ 2. Проверочная работа по теме «Части речи»

1.Что обозначает имя существительное? 
2.Выпишите существительные мужского рода

Туча, ремонт, обилие, ледокол, улица, семя, радио, кофе, кольраби, растяпа.

3.Определите склонение следующих существительных.

Имя, предмет, книга, репетиция, юноша, крыльцо, возникновение, горсть.

4.Просклоняйте по падежам следующие словосочетания.

Вкусное печенье, крутая лестница, зелёное яблоко, ценное время, серый кенгуру.

5.Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните все существительные как члены предложения.

Что может быть проще и прелес(?)нее ландыша? Гирлянда бел…ньких к..локольчиков на тонком стебл… сияет в зел…ни дли(н,нн)ых листьев. Отцв…тает ландыш на рубеж… в…сны и лета, и на месте каждого опавшего цв…тка, словно из самого сер(?)ца выл…вается по ярко-красной капл…-ягодк… .

6.Сделайте морфемный разбор слова «бел…ньких», морфологический разбор слова «к…локольчиков» из текста задания №5.

№ 3. Проверочный тест по теме: « Предложение»

1.Какое предложение является восклицательным?

1.Почему вы вчера не пришли

2.Приходите завтра к нам

3.Вчера мы пришли очень поздно

4.Мороз и солнце, день чудесный

2.Вопросительным может быть предложение:

1.Приходи , дедушка, поскорее

2.Дедушка придёт сегодня

3.Ранним утром мы отправились в лес

4.Я долго учил правило

3.Какое предложение нераспространённое?

1.Стража царская стоит.

2.Птица там не пролетит.

3.Близко зверь не пробежит.

4.Солнце светит.

4.Укажите грамматическую основу ( подлежащее и сказуемое) в предложении: Осень рисует художник, а вспоминает лето.

1.осень рисует

2.рисует художник, вспоминает

3.вспоминает лето

4.рисует художник

5.Какое предложение вопросительное?

1.Дочка царская пропала

2.Ах ты, мерзкое стекло

3.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее

4.Ты прекрасна, спору нет

6.Укажите грамматическую основу в предложении: Одноногий пират искал с золотом клад, а нашел лишь пустой сундук.

1.пират искал

2.искал клад

3.нашел сундук

4.пират искал, нашел

7.Какое предложение сложное?

1.Ночь тиха.

2.Билеты купили на вторник, а концерт был в среду.

3.Два братца пошли на речку купаться.

4.Скажешь ли ты правду?

8.Найдите предложение с обращением:

1.Утром обязательно обливайся холодной водой.

2.Напиши письмо брату, сынок.

3. отправились в поход.

4.Уже пожелтели березки.

9.Из данного предложения выпишите сказуемое: Вся земля покрылась снегом.

10.Из данного предложения выпишите подлежащее: Два дня мы были в перестрелке.

11Из данного предложения выпишите второстепенные члены: Небольшой зал освещал единственный светильник.

№ 4. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» (тест)

1.Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.

1) боюсь 2) сиять 3) вернёшься 4) польёт

2.Укажите глухие согласные.

1) ж 2) с 3) ш 4) т 5) в

3.Найдите слово с ударением на втором слоге.

1) алфавит 2) документ 3) красивее 4) торты

4.Какая из указанных морфем образует форму слова?

1) корень 2) приставка 3) суффикс 4) окончание

5.Укажите суффикс глагола прошедшего времени.

1) -ат- 2) -и- 3) -л- 4) -ал-

6.Укажите слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением.

1) бл…снуть 2) р…стительность 3) р…скошный 4) зам…реть

7.Найдите верный ответ в определении грамматических признаков.

1) прочитать - глагол несовершенного вида

2) дышать – глагол 1спряжения

3) (ветер) жгуч – глагол прошедшего времени, мужского рода

4) построила – глагол прошедшего времени, женского рода

8.Укажите окончания глагола 2 спряжения.

1) -ут 2) -ишь 3) -ет 4) –ем

9.Найдите слово, на конце которого не пишется Ь.

1) сжеч(?) 2) дич(?) 3) пахуч(?) 4) строиш(?)

10.Укажите слово, в котором нет орфографической ошибки. Слова с ошибками выпишите в исправленном варианте.

1) учавствовать 2) юбчонка 3) въюн 4) расток

11.Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные сказуемые. Знаки препинания не проставлены.

1) Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.

2) Потянул ветерок и туча заволокла горизонт.

3) Исчезают последние клочки снега и появляется трава.

4) Прилетели птицы и наполнили лес пением.

12.Укажите сложное предложение. Знаки препинания не проставлены.

1) Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.

2) Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность.

3) Ветер засвистел и поднялась страшная буря.

4) Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.

13. Укажите синоним слова РАДОВАТЬСЯ

1) удивляться 2) веселиться 3) огорчаться 4) гордиться

№ 5. Контрольная работа по теме «Лексика»

1.Закончить высказывания:

______________________ - это совокупность слов языка, его словарный состав.

Многозначными называются слова, у которых ___________________________ .

Синонимы – это _____________________________________________________.

2.Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

тяжелый, холодный, лететь.

3.Соотнесите слова с группами:

                            Общеупотребительные                          Необщеупотребительные

ветер

зубило

фиксаж

омшаник

мороз

баксы

4.Дайте определение профессиональным словам.

5.Из данных слов выберите слова, которые являются профессиональными:

альбом , суппорт, машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк.

6.Выберите эмоционально-окрашенные слова, подберите к ним стилистически нейтральные синонимы:

верзила, обожраться, идти, глупышка, чернеть.

7.Какое из данных слов является стилистически сниженным?

Проявитель, фамилия, облом, веретено, телешоу.

8.Значение какого жаргонизма определено НЕВЕРНО?

Тачка – машина;

Кайф – удовольствие;

Хвост – прическа;

Вкалывать – работать.

9.Соотнесите слова с группами:

                                             Архаизмы                          Историзмы

Аршин

Чело

Кафтан

Ланиты

Ныне

Вирши

10.Найдите заимствованные слова и замените их русскими:

Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.

Ваши аргументы убедительны.

Автострада поворачивала влево.

В дверях гостиницы нас встретил консьерж.

11.Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.

Количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует.

При проверке сочинений учителем было выявлено немало дефектов.

В последние годы жизни поэт стал писать мемуары.

Во время очередного антракта между уроками мы сбегали в столовую.

12.Написать 5 слов с заимствованным элементом теле- (от греч. далеко).

13.Дайте определение слову «фразеологизм».

14.Значение какого фразеологизма определено НЕВЕРНО?

Как снег на голову – неожиданно;

Не разлить водой – быть неразлучными;

Бить баклуши – драться;

Кот наплакал – мало.

15.К словам и словосочетаниям подберите синонимичные фразеологические обороты.

работать кое-как; запомнить; быстро бежать; что-либо преувеличивать.

16.Какие фразеологизмы не являются антонимами?

Дать волю языку – держать язык за зубами;

Кот наплакал – яблоку негде упасть;

Рукой подать – в двух шагах;

Выйти из себя – взять себя в руки.

17.Какой пример не содержит фразеологического оборота?

Чтобы угодить товарищу, он готов расшибиться в лепешку.

Ученые давно определили, где зимуют раки.

С утра до вечера он только и делал, что бил баклуши, пока все работали.

Он сделал работу без сучка, без задоринки.

18.Приведите 2-3 фразеологизма, которые можно употребить, говоря об очень похожих людях.

19.Составьте текст из 4-5 предложений на свободную тему, употребив в нем как можно больше антонимов, неологизмов.

№ 6Контрольная работа по теме «Фразеология».

1.Закончите предложение.

Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав – это…

2.Вставьте в предложение недостающие слова.

Диалектизмы – это слова, употребляемые только … той или иной ….

3.Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

грунтовать

автомат

3.Какое из этих слов однозначное, а какое – многозначное?

4.Выпишите из словаря по одному заимствованному и устаревшему слову.

5.Замените фразеологизмы синонимами:

от корки до корки

за тридевять земель

бить баклуши

6.С одним из фразеологизмов составьте предложение, запишите его.

7.Перепишите, заменив выделенные слова фразеологическими оборотами:

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.

Для справок: засучив рукава, скрепя сердце, бил баклуши, повесив голову, спустя рукава.

8.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом. Почти не роняли его на дорожки и горели во всей красе.(К.Паустовский.)

9.Выпишите синонимы из предложения.

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски. Чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

10.Составьте два предложения так, чтобы в одном слово язык было употреблено в прямом значении, а в другом – в переносном.

№ 7.   Проверочная работа «МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

1. Окончание – это ...

A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.

B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.

D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

E) Главная часть основы.

2. Окончание у существительных выражает:

A) Лицо, число.

B) Род, число.

C) Падеж, род.

D) Число, лицо, род.

E) Род, число, падеж.

3. Часть слова без окончания – это…

A) Корень.

B) Суффикс.

C) Приставка.

D) Основа.

E) Окончание.

4. Укажите слово с нулевым окончанием.

A) Школа.

B) Школьный.

C) Пришкольный.

D) Школьники.

E) Школьник.

5. В каком слове есть приставка над-?

А) надоедать В) надомница С) надсечка D) надёжность Е) наглец

6. В каком слове есть приставка на-?

А) наглость В) наблюдение С) навылет D) наивный Е) надежда

7. В каком слове нет суффикса -щик-?

А) кровельщик В) закупщик С) стекольщик D) сыщик Е) обманщик

8. В каком слове нет суффикса -лк-?

А) рыбалка В) сушилка С) палка D) мигалка Е) скакалка

9. Слово, не входящее в ряд однокоренных.

A) сад B) сажать C) сажа D) посадка E) садовник

10. Слово, не входящее в ряд однокоренных.

A) вода B) водный C) водитель D) водопад E) наводнение

11.Сколько морфем в слове посланница?

A) 3 B) 4 C) 5 D) 6 E) 7

12.Сколько морфем в сове придорожный?

A) 3 B) 4 C) 5 D) 6 E) 7

13.Каков способ образования слова карманчик?

А) суффиксальный,

В) приставочный,

С) приставочно-суффиксальный,

D) бессуффиксный,

Е) сложение части слова с целым словом.

14.Каков способ образования слова канцтовары?

А) суффиксальный,

В) приставочный,

С) приставочно-суффиксальный,

D) бессуффиксный,

Е) сложение части слова с целым словом.

15.Найдите слово, которое не соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание.

A) Поездка B) Разведка C) Записка D) Стройка E) Покупка

16.Укажите глагол, который образован при помощи суффикса.

A) Уехать B) Входить C) Доплыть D) Бледнеть E) Списать

17.Найдите слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

A) Веточка B) Курятник C) Лыжник D) Водитель E) Переводчик

18.В каком слове -ой не является окончанием?

А) покой В) красной С) морской D) сестрой Е) водой

19.В каких словах -а не является окончанием?

А) сидела, спала

В) издавна, слева

С) книга, просьба

D) бледна, хороша

Е) весна, сосна

20.В каком слове есть нулевое окончание?

А) молода В) гербарий С) рисует D) одежды Е) зверобой

21.В каком слове нет нулевого окончания?

А) расколол В) опять С) кремний D) рыбак Е) зонтик

22.В каком слове нет приставки об- ?

А) обедать В) обвиснуть С) обвинить D) обдуманный Е) объехать

23.В каком слове приставка обозначает начало действия?

А) забраковать В) запеть С) забежать D) забросать Е) загнать

24.В каком слове суффикс обозначает неполноту проявления признака?

А) глуповатый В) горелый С) влюбчивый D) талантливый Е) обманчивый

25.Какое из пяти слов не является однокоренным остальным словом?

А) детёныш В) детство С) детвора D) деталь Е) детский

№ 8. Контрольная работа «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова…

2.В какой строке указаны все морфемные способы образования слов?

1.Приставочный, суффиксальный, сложение слов, бессуффиксный

2.Приставочно-суффиксальный, переход одной части речи в другую, приставочный

3.Бессуффиксный, приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный

4.Сложение основ, бессуффиксный, суффиксальный, приставочный

3.Укажите пропущенное слово в словообразовательной цепочке

разговорчивость разговорчивый … говор.

4.Определите, каким способом образовано слово выписывать

5.Выберите единственное в русском языке слово, не имеющее корня

6.Укажите слово, состоящее из приставки, корня и окончания

7.Какое из слов имеет значение «приближение»?

8.Отметьте ряд, в котором все слова являются однокоренными

1.гора, подгорный, горе

2.водить, вода, водяной

3.засветить, свет, светлый

4.трава, травяной, травить

9.Определите, в каком ряду указаны формы слова

1.листик, листочек

2.листовой, безлистный

3.листик, листики

4.лист, листок

10.Укажите неверное утверждение.

1.В корне -кос- – -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-.

2.В корне с чередованием -гор- – -гар- в безударном положении пишется буква А.

3.После приставки сверх- пишется буква И.

4.В приставке, близкой по значению к слову очень пишется буква Е.

11.В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1.м…ляр, заг…р, пол…жение

2.к…саюсь, предл…жить, заг…реть

3.выр…с, сл…жение, пом…гать

4.приб…рать, зам…лчать, г…раж

12.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1.пр…морский, заб…рать, пр…скучный

2.пр…кратить, пр…градить, прот…реть

3.пр…пятствие, зап…рать, пр…вкусный

4.проб…раться, пр…спокойный, выт…реть

13.В каком ряду пропущенные буквы соответствуют последовательности И, А, О, Е?

1.пр…рвать, к…саться, подг…реть, выт…реть

2.пр…одолеть, з…рница, к…снуться, пр…огромный

3.сверх…нтересный, р…стение, звер…лов, пр…вращать

4.пр…готовить, перег…реть, распол…житься, пр…образовать

№9.Проверочная работа по теме «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные»

1.Отметьте ряд слов, в котором все существительные разносклоняемые

1.Путь, пламя, стремление

2.Темя, месть, певец

3.Стремя, вымя, знамя

2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1.В пламен.., к доч..ри

2.В воскресень.., на знамен..

3.Стоит на пут.., сем..на укропа

4.Нет времен.., у дорог..

3. В каком ряду  все существительные в Д.падеже ед.ч. имеют  окончание –и? Отметьте разносклоняемые существительные

1.выгода, находка, племя

2.семя, путь, ночь

3.темя, львица, мать

4. Запишите через запятую номера пословиц, в которых в окончаниях имён существительных должна писаться буква –и ?

1.Человек без Родины-что соловей без песн..

2.На чужой сторонушк.. рад своей воронушк..

3.Чужбина не по шерст.. гладит.

4.Азбука к мудрост.. ступенька

5.Без мук.. нет наук..

6.Грамот.. учиться всегда пригодится

7.Наука верней золотой порук..

8.Ученье в счасть.. украшает, а в несчастье утешает

9.Ленивый к обеду ретив к работ..

10По работ.. и плата

11Руки не протянешь, так с полк.. не достанешь

5. У какого (-ой) писателя (писательницы) не склоняются и имя, и фамилия?

1.Астрид Линдгрен

2.Ханс Христиан Андерсен

3.Рей Бредбери

4.Марк Твен

6. В каком ряду одно из существительных не относится к общему роду?

1.Непоседа, юноша

2.Сирота, забияка

Невежда, разиня

3.Плакса, неряха

7. В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?

1.Метро, кольраби

2.Стремя, плато

3.Кофе, фойе

4.Фрау, Баку

8. Из данного предложения выпишите существительное общего рода

А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!»

9. Из данного предложения выпишите существительное общего рода

Старика старуха забранила: «Дурачинаты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, наше-то совсем раскололось».

10 Напишите, как характеризует старуху, героиню «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, её речь (см. задание9)


№ 10. Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Часть А.

А1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч..к

2) денёч..к

3) калач..к

4) ножич..к

А2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ..к

2) бубенч..ки

3) карандаш..к

4) чертёж..к

А3. В каком слове пропущена буква Е?

1) велосипед..к

2) халат..к

3) бегемот..к

4) бережоч..к

А4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трех остальных?

1) рисуноч..к

2) манежс..к

8) песоч..к

4) полушубоч..к

А5.В каком слове пишется не такая буква , как в трех остальных?

1)салат..к

2)клубоч..к

3)карниз..к

4)паркетч..к

А6.В каком слове пишется Щ?

1)буфет..ица

2)груз..к

3)прессов..ик

4)объезд..ик

А7. В каком слове пишется Ч?

1) развед..ик

2) бакен..ик

3) камен..ик

4) спор..ик

А8. В каком слове пишется Щ?

1) перебеж..ик

2) вертолёт..ик

3) буфет..ица

4) надсмотр..ик

А9. В каком слове пишется Ч?

1) компьютер..ик

2) экскаватор..ик

3) автомат..ик

4) обман..ик

А10. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) стекол..щик

2) бетон..щик

3) домен..щик

4) смен..ик

Часть В.

Внимательно прочитайте текст и выполните задание В и С.

(1)Даже большое путешествие, как известно, начинается с первого шажка за околицу. (2)3а околицей лужа, но она такая же голубая, как море. (3)3а околицей лопухи и крапива, но они такие же зелёные и непроходимые, как джунгли. (4)И ветер за околицей тот же, что шумит над горами, пустынями и океанами. (5)И то же солнце, что светит всему миру.

(6)Чтобы переплыть океан на плоту, в первую очередь, как это ни странно, нужен совсем не плот и не плотник. (7)В первую очередь, нужно желание. (8)Будет желание - найдутся и плот, и океан. (9)Не будет желания не помогут ни дюжина плотов, ни полдюжины океанов.

(10)Первый шаг - самое важное. (11)Кто шагнул за околицу - тот уже не сможет остановиться.

(Н.Сладков)

В1.Из предложений 1-3 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

В2.Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Выпишите номера этих предложений.

Часть С.

1.Озаглавьте текст.

2.Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Ответьте на вопрос: «Почему для достижения высокой цели в любом деле важнее всего желание?»

№11. Контрольная работа по теме «Имя существительное».

Часть 1.

1.   Закончи фразы.

а)  Одушевленные существительные отвечают на вопрос....

б)  В предложении существительные чаще всего бывают ....

в) Нарицательные существительные являются названиями.....                                                           

г) К существительным собственным принадлежат ....

 д) В кавычки заключаются имена существительные…..

2.В каком варианте ответа все имена собственные заключаются в кавычки.

а)         Передача Диалоги о животных, роман Остров сокровищ, военный  катер Смелый.

б)         Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.

в)        Бородинское сражение, столица Франции, город  Санкт-Петербург.

3. Именем существительным мужского рода является слово:

а) кофе; б) авеню; в) шоссе.

4. Определи способы образования существительных.

Безвкусица, прадед, медвежонок

5. Укажите неправильный вариант написания

а)         в аллее,     об ученье,       в гавани;

б)         на станции,   на лекции,   на поляне;

в)         о собрании,   о договоре,   о заявлении;

г)         в гербарии,    в планетарие,    в сарае.       

6. Укажите неправильный вариант написания

А) Вечернее Сочи встречало прибывающих ослепительным сиянием огней.

Б) Забавный пони возил детей по кругу.

В) Шимпанзе кормил детеныша.

Г) Нам очень нравилась эта широкая авеню.

7. Укажите слова, которые пишутся с НЕ слитно:

А)(не)приветливость Б)(не)примиримость В)(не)везение, а труд Г)(не)приязнь Д)(не)былицы Е)(не)место Ж)(не)работа, а забота

8.В каком ряду все слова пишутся с О:

А )Ш…пот, ш…рох, огурц…в, собач…нка

Б) Ш…в, мяч…м, чиж…м, руч…нка

В) Старич…к, суч…к, ж…лудь, ш…лк

9.Укажите слова, которые напишете с суффиксом –ИК:

А) Куст..к Б)Кусточ…к В)Денеч…к Г)Дом…к

10. Несклоняемым является имя существительное:

А) брошь Б) жалюзи В) сани Г) рояль

11.Укажите группу имён существительных общего рода.

А)Пальто, метро, сирота, кот. Б) Репетитор, пианино, человек, шампунь.

В)Зазнайка, лежебока, умничка, трудяга.

12. Укажите группу имён существительных только множественного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.Б) Плоскогубцы, ножницы, брюки, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

 1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды - маяки.

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

2. Запишите способ образования слова "мореплаватели" из предложения (1).

3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму)

№12. Проверочная работа по теме «Разряды имен прилагательных по значению»

1.Закончи фразы:

·На вопрос ЧЕЙ? отвечают …. прилагательные

·Только …прилагательные могут иметь степени сравнения

·В предложении прилагательные обычно являются…

·Имя прилагательное всегда зависит от…

·Имена прилагательные изменяются по…

·Различают 3 разряда прилагательных:…

·Переносное значение могут иметь только…прилагательные

2. Отметь вариант, в котором все прилагательные качественные:

a)  соломенный, добрый, огромный, ненастный

б)  укромный, тихий, радостный, бедный

в)   барсучий, крупный, соленый, серый

3. Отметь НЕВЕРНЫЙ вариант утверждения:

Относительные прилагательные

a)  обозначают признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени

б)  могут сочетаться с наречиями «очень», «слишком»

в)   не имеют степеней сравнения

4. Вставьте буквы, обозначьте прилагательные цифрами: 1- качественные, 2- относительные, 3- притяжательные.

Лесную дорогу на озеро сменили сухие болота. Среди них стояли острова сухих сосновых боров. На одном из песчаных холмов виднелись свежие лосиные следы. С хвойных веток падали старые шишки. Глухой звериный звук отзывался в дальних лесах.

5.Подчеркните в каждом ряду «лишнее» прилагательное, объясни.

a)  кабаний, кроличий, морковный, петушиный

б  прочный, дворянский, морозный, изящный

в)   иностранный, календарный, апрельский, суровый

6. В каких словосочетаниях прилагательное употреблено в переносном значении? Составь с одним из них предложение.

а) сладким голосом     г) в твердом переплете

б) родниковая вода     д) мягкий характер

в) медвежья услуга      е) осиная талия

7.Отметьте неверное утверждение и исправьте ошибку.

а) В словосочетании  ПОЧТОВОЙ СВЯЗЬЮ  качественное прилагательное употреблено в форме Д.п., ж.р., ед.ч.

б) В словосочетании В ВОЛЧЬЕМ ЛОГОВЕ притяжательное прилагательное употреблено в форме П.п., ср.р., ед.ч.

в) В словосочетании СНЕЖНОГО КОМА относительное прилагательное употреблено в форме Р.п., м.р., ед.ч.

8.Отредактируйте текст, обозначьте орфограммы.

(Не) торопись, (не) спеши, подождем.

Забудем на миг (неотложный) дело.

Смотри: ожила тр…ва под дождем

И старое дерево пом…лодело.

Шуршит под ногами ( влажный) песок.

(Чистый) синева над взорванной тучей.

(Горбатый) радуга наискосок

Переп…ясала дожд…к  (летучий).

Сдвигаются (огненный) столбы,

Г…рят обл…ка. В такие мгновенья

Из прели (лесной) прор…стают грибы

И (песенный) дар обретают р…стенья.

И камни, и травы поют под дождем,

Бл…стят серебром (озерный) воды.

(Не) торопись, (не) беги, подождем,

Послушаем (ласковый) голос природы.           А. Сурков.

9. Замените  словосочетания «сущ.+сущ.» словосочетаниями «прил.+ сущ.», определите разряд прилагательного, выделите словообразующий суффикс

а) флаг из кумача -…

б) сок из груши -…

в) портфель папы -…

г) клык моржа -…

д) шинель деда -…

е) клин журавлей -…

ж) кувшин из глины-…

з) рог оленя-…

№ 13 Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

Часть 1.

А1.В каком(-их) прилагательном (-ых) не пишется слитно, так как прилагательное без не не употребляется?

А) невезучий                               1) А и Г

Б) негодный                                 2) Б

В) ненастный                               3)

Г) недобрый                                4) Б и В

А2.Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор. (Н.Гоголь)

1) первое

2) второе

3) третье

4) четвертое

5) пятое

А3.В каких предложениях не пишется раздельно?

А) Ёлочка оказалась (не)высокой, а совсем маленькой.

Б) Ёлочка оказалась (не)высокой, но пушистой.

В) Ёлочка оказалась (не)высокой.

Г) Ёлочка оказалась вовсе (не) высокой.

1) А и Б

2) Б и В

3) А,Б и Г

4) А и Г

А4.Какому прилагательному свойственны краткая форма и форма степеней сравнения?

1) требовательный

2) московский

3) соловьиный

4) деревянный

А5.Сколько раз надо написать ь в скороговорке?

Тощ... хвощ... из рощ...

Полож... в хвощ.да в борщ...

1) один раз- в слове полож...- глаголе повелительного наклонения

2) один раз- в слове тощ...- кратком прилагательном

3) один раз- в слове рощ...- форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1 склонения

4) три раза- в словах хвощ., хвощ..., борщ...- именах существительных мужского рода 2 склонения.

А6.Сколько н пишется в именах прилагательных?

А) Стекля...ый, олвя...ый, дерев...ый.

Б) Ветре...ый, соля...ый, песча...ый.

В) Багря...ый, ю...ый, сви...ой.

1) А ) две н, Б) одна н, В) одна н

2) А) одна н, Б) одна н, В) две н

3) А ) две н, Б) одна н, В) две н

А7. Укажите верное объяснение написания не.

(Не) широкая, но быстрая речка пленяла своей живописностью.

1) НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как есть противопоставление.

2) ) НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как прилагательное употребляется без не.

3) НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как нет частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не.

4) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как прилагательное можно заменить синонимом без не, а союз но не указывает на противопоставление (прилагательные широкий и быстрый не являются антонимами).

А8. Укажите пример с качественным прилагательным

А) соловьиное пение Б) деревянный сундук

В) густые волосы Г) комариный писк

А9. Укажите пример с относительным прилагательным

А) дорогое украшение Б) деревянная кровать

В) холодная вода Г) бабушкины бусы

А10. Укажите пример с притяжательным прилагательным

А) горный воздух Б) осиное гнездо

В) золотой браслет Г) мудрый совет

А11. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) веселая компания, орлиный полет, свежие фрукты

Б) петушиные бои, ржаной хлеб, широкая улица

В) верблюжья шерсть, заячьи следы, папин ноутбук

Г) волчье логово, бобровый воротник, удачный случай

А12. В каком ряду все прилагательные качественные

А) декабрьские морозы, суровый взгляд, дедов пиджак

Б) удивительные люди, ясное небо, хорошее предложение

В) темная ночь, каучуковая подошва, сестрин бант

Г) подсолнечное масло, бабушкины очки, красочный рисунок

А13. В каком ряду все прилагательные относительные

А) горячий кофе, вместительный чемодан, медный чайник

Б) бабушкин самовар, сельский житель, грустный вид

В) надувной матрац, летние каникулы, железный кинжал

Г) клубничное варенье, железная воля, хмурый день

А14. В каком ряду нет притяжательного прилагательного

А) соломенная шляпа, рисовая каша, ослиные уши

Б) беличьи запасы, чугунная плита, огромный букет

В) каменный забор, знаменитый артист, земляной ком

Г) удивительный случай, бараний рог, любопытный взгляд

А15. Установите соответствие разряда прилагательных

1) качественное а) картофельное пюре

2) относительное б) ласточкино гнездо

3) притяжательное в) мягкая игрушка

№ 14. Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

1. В каком прилагательном пишется суффикс – СК-? 
1) мерз...ий 
2) киргиз...ий 
3) рыбац...ий 
4) вяз...ий 
2. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-? 
1) француз...ий 
2) низ...ий 
3) брос...ий 
4) батрац...ий 
3. В каком прилагательном пишется суффикс –СК-? 
1) ткац...ий 
2) казац...ий 
3) громозд...ий 
4) турист...ий 
4. В каком прилагательном пишется суффикс –СК-? 
1) кандидат...ий 
2) дерз...ий 
3) горняц...ий 
4) мужиц...ий 
5. В каком прилагательном пишется суффикс –К-? 
1) кавказ...ий 
2) казах...ий 
3) близ...ий 
4) чеш...ий 
6. В каком слове перед суффиксом пропущен Ь? 
1) знахар...ский 
2) егер...ский 
3) рязан...ский 
4) ноябр...ский 
7. В каком прилагательном перед суффиксом пропущен Ь? 
1) сибир...ский 
2) октябр...ский 
3) звер...ский 
4) богатыр...ский 
8. В каком прилагательном перед суффиксом не пишется буква Ц? 
1) доне...кий 
2) стреле...кий 
3) гиган...ский 
4) молоде...кий 
9. Списать, раскрыть скобки

Весе(н, нн)ий, экстре(н, нн)ый, анте(н, нн)ый, письме(н, нн)ый, гуси(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый, жизне(н, нн)ый, ястреби(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый.

10. Найдите строку, где прилагательные записаны неверно:

А. Отечественый, костяной, лимонный, песчаный.
Б. Лунный, львиный, бездонный, стеклянный;        
В. Торжественный, карманный, деревянный, организационный;
Г. Пчелиный, кожаный, клюквенный, оловянный.

11. Списать, вставить пропущенные буквы

Мерз...ий, киргиз...ий, рыбац...ий, вяз...ий, низ...ий, француз...ий ,ткац...ий казац...ий, турист...ий, громозд...ий, кавказ…кий, кузнец…кий, богатыр…кий, матрос…кий.

№ 15. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1.Найдите неверное утверждение.

а) Имена прилагательные обозначают признак предмета.

б) Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числа.

в) Имена прилагательные бывают только определениями.

2.В каком варианте ответа окончание –ому? (Буквы пропущены)

а) хорош.. пирога б) о смел.. человеке

в) влажн.. полотенцу г) надежн.. врачом

3.Укажите краткое прилагательное.

а) врач б) похожий в) горяч г) беречь

4. Укажите ошибку в образовании составной формы сравнительной степени.

а) белее б) самый милый в) более проще г)крупнейший

5. Укажите качественное прилагательное.

а) городской б) мрачный в) вечерний г) лебяжий

6.В каком случае НЕ с прилагательным пишется раздельно?

а) (не) лжив б) (не) взрачный в) (не) глупый г) (не) добр, а зол

7. В каком случае НЕ с прилагательным пишется слитно?

а) далеко (не) удачный б) (не) обрывистый, а пологий

в) вовсе (не) ленив г) (не) строгий

8. В каком случае после шипящего в суффиксе пишется О?

а) еж..вый б) вещ..вой в) лиц..вой г) пищ..вой

9. Укажите слово, которое является исключением из правила «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных».

а) каменный б) серебряный в) комариный г) оловянный

10. В каком слове пишется НН?

а) масля…ое б) румя..ое в) деревя…ый г) ветре…ый

11. В каком слове пишется Н?

а) стекля…ый б) звери..ый в) письме…ый г) соломе…ый

12. Укажите слово с суффиксом – К- ?

а) немец..ий б) белорус..ий в) украин..ий г) январ..ий

13. Укажите сложное прилагательное, которое пишется через дефис.

а) (верто) летный б) (средне) вековый в) (светло) голубой г) (бело) бровый

14. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно.

а) (трех) метровый б) (темно) коричневый в) (журнально) газетный

г) (северо) западный

15. Укажите словосочетание, в котором использован эпитет.

а) сильный мороз б) печальная песня в) больное сердце г) летний дождь

16. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы:

а) кто, что;  б) какой, какая, чей;  в) где, куда, зачем.

17. Имя прилагательное в предложении может быть  (найдите неверное утверждение):

а) только подлежащим;  б)  сказуемыми и определениями;  в)  только главными членами;   г) любым членом предложения.

18. Начальная форма имени прилагательного – это (найдите неверное утверждение):

а) мн. число, им. п.; б) мужской род, ед. ч., им. п.;  в) ж. р., ед.ч., им. п.

4. Прилагательные в форме простой превосходной степени имеют суффиксы:

а) –ейш-, -айш-;  б) –онн-, -енн-, -чик-, щик-.

19. Прилагательные в форме простой сравнительной степени:

а) не склоняются;    б) склоняются.

20. По значению и форме прилагательные делятся на (найдите верное утверждение):

а) на качественные;  б) количественные;  в) относительные;   г) притяжательные.

21. Признак предмета по его принадлежности какому-либо человеку или животному обозначают прилагательные:

а) качественные;  б) относительные;   в) притяжательные.

22 Материал, из которого сделан предмет, обозначают:

 а) качественные;  б) относительные;   в) притяжательные.

23. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета, прилагательные:

а) качественные;  б) относительные;   в) притяжательные.

24. Прилагательные какого разряда имеют полную форму:

а) качественные;  б) относительные;   в) притяжательные.

11. Две нн пишется в суффиксах прилагательных (найдите правильное утверждение):

а) – ан;   б) – енн;   в) – ин;   г) – ян.  

25. Сложные прилагательные пишутся слитно, если (найдите правильное утверждение):

а) образованы на основе словосочетания;     б) обозначают оттенки цветов;

в) образованы от сложных сущ, которые пишутся через дефис;

г) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и.

26. Найдите прилагательное, строение которого состоит из приставки, корня, суффикса и окончания:

а) глубочайший;   б) безбрежный;    в) красивый;    г) крупнейший.

№ 16. Проверочная работа «Имя числительное»

1. Что не обозначает числительное?

1) число; 2) порядок при счёте; 3) время; 4) количество.

2. Какое из слов является именем числительным?

1) пятёрка; 2) пятерня; 3) пятый; 4) пятиэтажный.

3. В каком случае нужно употребить слово «обеими»?

1) слышат___ ушами; 2) встретиться с___друзьями;

3) видит___глазами; 4) взял___ руками.

4. В каком числительном Ь пишется посередине?

1) 17; 2) 80; 3) 18; 4) 19.

5. Укажите составное порядковое числительное.

1) пятьдесят рублей; 2) тридцать семь учеников;

3) одиннадцать страниц; 4) сорок шестой участок.

6. Укажите количественное числительное.

1) шестьдесят восьмой заказ; 2) около двухсот пятидесяти человек;

3) тысяча девятьсот первым годом; 4) тридцать первое декабря.

7. Укажите собирательное числительное.

1) двадцать два градуса; 2) седьмое апреля;

3) одна треть сада; 4) четверо друзей.

8. Укажите простое порядковое числительное.

1) две десятых урожая; 2) пятеро малышей;

3) семьсот восемьдесят пятый; 4) семнадцатый год.

9. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками;

2) шестьюстами учениками;

3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

4) в двух тысячи восьмом году.

10. Просклоняйте следующие числительные.

1) 18; 2) 50; 3) 600.

11. Запишите примеры словами.

1) 3,15 + 0,5; 2) 8 ¾ + 5/6.

12.Запишите тексты, правильно склоняя числительные. Укажите падеж числительных
а) Из 380 книг своей библиотеки он всерьез дорожил лишь 220, а к остальным 160 относился прохладно.
б) С 25 яблонь собрали в тот год менее 60 кг яблок, но всё равно поделились этими 60 кг с друзьями.
в) Первой печатной книгой в России является «Апостол», которая была выпущена в Москве в 1564 году. Печатание её началось 19 апреля 1563 года и было завершено 1 марта 1564 года.

№ 17. Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1.Какое утверждение является неверным?

1. Имя числительное — это самостоятельная часть речи.

2. Числительное один изменяется по родам и падежам.

3. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

4. Количественные числительные в предложении могут быть только подлежащими.

2.Укажите, какое слово является числительным.

1. тройной

2. четырежды

3.пятый

4.двойственный

3. Укажите, какое утверждение является правильным.

Слово «сотня» - это

1. имя числительное

2. имя прилагательное

3. глагол

4. имя существительное

4. Укажите верную морфологическую характеристику имени числительного двадцать пять.

1. порядковое сложное числительное

2. количественное составное числительное

3. количественное сложное числительное

4. порядковое простое числительное

5. В каком предложении есть собирательное числительное?

1. Ширина реки на этом участке равна двумстам метрам.

2. Глубина озера достигает местами пятидесяти метров.

3. Утром шестеро друзей отправились на рыбалку.

4. В нашем классе учится двадцать пять учеников.

6. В каком предложении есть сложное количественное числительное?

1. На третьи сутки путники вышли к водопаду.

2. Четверо саней стояли у ворот.

3. Через месяц высота растения достигла двух метров.

4. на высоте двухсот метров начались альпийские луга.

7. В форме какого падежа употреблено в предложении имя числительное?

Грузовая машина медленно подъехала к первому подъезду нашего дома.

1. творительный

2. дательный

3. предложный

4. именительный

8. Укажите пример, в котором допущена ошибка в образовании формы падежа имени числительного.

1. к девяностам годам

2. у пятидесяти человек

3. с пятьюстами тоннами

4. о двухстах метрах

9. Укажите, в роли какого члена предложения употреблено выделенное в данном предложении имя числительное.

Урок начнется через тридцать минут.

1. подлежащее

2. сказуемое

3. дополнение

4. обстоятельство

10. Укажите пример, в котором допущена ошибка в употреблении имени числительного.

1. четверо ножниц

2. пятеро котят

3. трое девочек

4. шестеро танкистов

11. Какое имя существительное не сочетается с числительным два?

1. дети

2. стулья

3. брови

4. сёстры

12. Какое имя существительное не употребляется с числительным пятеро?

1. сани

2. котята

3. женщины

4. медвежата

13. В каком числительном на месте пропуска НЕ пишется Ь?

1. шест..десят

2. пят..надцать

3. сем..сот

4. восем..десят

14. В каком числительном на месте пропуска НЕ пишется Ь?

1. восем..

2. шест..десят

3. сем..сот

4. пят..надцать

15. Какое числительное при склонении имеет только две падежные формы?

1. двенадцать

2. шесть

3. пятьдесят

4. сорок

16. Напишите разряд числительного, входящего в состав предложения:

Имеются четыре больших залива: Кандалакшский, Мезенский, Двинский и Онежский.

17. Из предложений выпишите простые количественные числительные, употребив их в начальной форме.

У берегов России располагаются двенадцать морей, принадлежащих бассейнам трех океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. У северных берегов Евразии, принадлежавших России, расположено шесть морей.

18. В предложении найдите сложные количественные числительные. Напишите эти числительные словами в форме того падежа, который употреблен в предложении.

Первая часть — Воронка глубиной до 80 метров, вторая — пролив Горло шириной 45-60 метров и глубиной 40 метров.

19. В предложении из задания 18 найдите составное количественное числительное. Напишите это числительное словами.

20. Укажите верную морфологическую характеристику имени числительного, входящего в состав предложения.

Возраст моря около 12 тысяч лет.

1. простое количественное числительное

2. порядковое числительное

3. сложное колдичественное числительное

4. составное количественное числительное

21. Запишите тексты, правильно склоняя числительные. Укажите падеж числительных
а) Самое крупное животное в мире – синий кит. Вес его сердца достигает 700 кг, языка – 300, печени – 1200.
б) Наша кошка – мать 86 котят! Всем 86 она дала прекрасное воспитание, и всеми 86 гордятся их хозяева.
в) С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоявших из 139 марок.
г) Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина 6671 километр.

№ 18. Контрольная работа по теме «Местоимение»

Задание №1. Спишите, вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Наша бабушка человек увл..кающийся. Она каждый раз увл..кается каким(нибу..ь) новым продуктом об..являет его самым п..лезным на свете и начинает сама этот продукт есть и всех, кто рядом, им кормить. Свекла печеная картошка творог лук ч..рнослив морская капуста – все это поочередно главенствовало на нашем столе. Маме с папой и дедушк.. хорошо, они на работу убегут и бабушка их (н..)(с)какой свеклой (н..)(за)что (не)догон..т. Кто же остает..ся? Я. Мне одной за всех отдуват..ся приходит..ся.

Недавно у бабушки законч..лся тыкве(н,нн)ый период и начался другой – м..рковный.

Задание №2. Укажите в записанном тексте разряды всех местоимений.

Задание №3. Выполните морфологический разбор местоимения из первого предложения

Задание №4. Просклоняйте словосочетание, расставьте ударение в падежных формах местоимения: Сколько дней

Задание №5. Проведите синтаксический разбор предложения: Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

Задание №6. Письменно объясните значение фразеологизма, составьте с ним предложение и подчеркните как член предложения: Себе на уме

№ 19. Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

  1.  Глагол – часть речи, которая обозначает….
  2. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос…..
  3. В прошедшем времени глаголы изменяются…..
  4. К глаголам I спряжения относятся:

А) Гнать Б) Видеть В) Брить Г) Дышать Д) Тонуть Е) Рисовать

 5. К глаголам II спряжения относятся:

А) Купить Б) Смотреть В) Страдать Г) Стелить Д) Класть Е) Ненавидеть

 6. Отметьте простую форму глаголов будущего времени:

А) увидишь Б) будешь писать В) полетишь Г) Стал богаче Д) буду ждать

 7. Отметьте глаголы, образованные суффиксальным способом:

А) Перемотать Б) Забрать В) Ужинать Г) Зеленеть Д) Переходить

 8. Разберите глаголы по составу:

Выходить, сгруппировать, следить.

 9. Отметьте глаголы, которые пишутся с НЕ раздельно:

А) (Не)доумевать Б) (Не)сдаваться В) (Не)соваться Г) (Не)годовать

10. Отметьте глаголы с приставкой ПРИ-:

А) Пр..мирять Б) Пр..кратить В) Пр..зирать Г) Пр..казать Д) Пр..выкать

11. Выполните морфологический разбор двух глаголов из предложения.

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

12. Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания. Укажите спряжение этих глаголов.

Пилой пилят, а ножом …

Красками красят, а белилами …

Дом строят, а колодец …

Глазами смотрит, а ушами…

Лёд на реке колют, а траву на лугу …

13.Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Ошибки исправляем в тексте.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

№ 20. Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы. Разноспрягаемые глаголы»

  1. Какое утверждение является неверным?

А. Переходные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Б. Непереходные глаголы могут употребляться в значении переходных. При этом правильность построения высказывания не нарушается.

В. Дополнение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.

2.Найди строку, в которой даны только переходные глаголы.

А. Строить, дышать, думать.

Б. Плыть, гулять, бежать.

В. Читать, рассказывать, писать.

3.Найди строку, в которой даны словосочетания с непереходными глаголами.

А. Любить жизнь, прыгать через забор.

Б. Отрезать масла, вычесть пять.

В. Думать о лете, гордиться собой.

4. Найди предложение с переходным глаголом.

А. В тумане он не разглядел маяка.

Б. Мы улыбались и радовались жизни.

В. Я завидовал ему «белой» завистью.

5.Найди предложение, в котором непереходный глагол употребляется в значении переходного.

А. Расхохотаться можно и от неожиданности.

Б. Было до того смешно, что я расхохотался.

В. Представляешь, он сидит каменный, а я его расхохотал.

6.. Какой глагол стоит в повелительном наклонении?

1) ем

2) найдите

3) я бы спел

4) присоединился

6.. В каком слове не пишется Ь?

1) поджар..те

2) спряч..ся

3) приляг..те

4) среж..те

7.. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1)Высуш..те промокшие ботинки.

2)Если трон..те оголённый провод, вас ударит током.

3)Когда присяд..шь десять раз, начни делать наклоны.

4)Вы буд..те выходить на следующей остановке?

8.. Из данного предложения выпишите разноспрягаемый глагол (разноспрягаемые глаголы).

Дни бежали за днями, и вскоре весна стала вытеснять зиму, небо поголубело, словно его вымыли и протёрли.

9. Какой глагол является разноспрягаемым?

1.поднимутся

2.бегут

3.берёт

4.строит

10.. В каком словосочетании глагол является переходным?

1.позвонил в дверь

2.прогуливался по парку

3.вытянули репку

4.едут по шоссе

11. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1.разве..л, покин..те

2.выд..рнуть. догон..м

3.посе..м, отп..реть

4.побре..т, накуп..м

12 В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1.уставиш..ся, испеч..

2.боот..ся, мне нездоровит..ся

3.иучает..ся, показываеш..ся

4.раздават..ся, продает..ся

13. В каком суффиксе пишется буква Е?

1.присва..вать

2.удва..вать

3.накач..вать

4.гор..вать

14. Укажите пример с нарушением речевой нормы.

1.облегчить

2.езжай

3.Положи

4.бегайте

№ 21 Проверочная работа по теме «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

А1. В каком предложении есть безличный глагол?

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

3) Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

4) Из песни слова не выкинешь.

А2. В каком суффиксе пишется буква Ы? 

1) проб..вать 

2) завяз..вать

3) команд..вать

4) совет..вать

АЗ. Какой глагол является возвратным? 

 1)стремлюсь

 2) запишем

 3) верните
4) ушёл бы

А4. Укажите пример с нарушением речевой нормы.

1) балУю

2)ляжте

3) поезжай
4) положи

А5. В каком глаголе на месте пропуска не пишется буква О?

1) завед...вал
2) салют...вать
3) выпис...вать
4) чувств...вала

А6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) воспит...вать
2) бал...ваться
3) исслед...вать
4) честв...вать

А7. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) разбуш...ваться
2) забрызг...вать
3) танц...вать
4) коч...вать

А8. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) изнаш...вать
2) наращ...вать
3) выпраш...вать
4) переноч...вать

А9. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1)разве...вать сомнения

2) повизг...вать
3) вспах...вали поле
4) преодол...вать

А10. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) рассчит...ваю
2) совет...вать
3) впечат...вать
4) погляд...вать

А11. В каком глаголе есть суффикс –ЕВА-?

1) ослаб...вать 
2) овлад...вать
3) устар...вать
4) размеж...вать

В1. Выпишите из данного предложения глагол в форме условного наклонения.

Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!

№ 22. Контрольный работа по теме «Глагол»

А1. Какие из приведённых ниже характеристик не относятся к глаголу?
        а) изменяются по лицам, числам и падежам;
        б)  бывают совершенного и несовершенного вида;
        в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
        г) изменяются по временам.

А2. Укажите неверное утверждение:

а) Глагол – часть речи, которая обозначает действие.

б) Глаголы изменяются по временам.

в) В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.

г) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

г) обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

А3. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.
        а) читать, просматривать, разыграть;

        б) смеяться, высмеять, поймать;

        в) разыграть, прочитать, передать;
        г) схватить, разыскивать, дышать.

А4. Какой глагол относится ко второму спряжению:

          а) гулять;

        б) спать;

        в) брить;
        г) жить.

А5. Какая из форм не является формой будущего времени?

          а) почитаю;

        б) поживём;

        в) хочу спать;
        г) буду читать.

А6. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

        1) есть, носить;

        2) думать, ехать;

        3) хотеть, бежать;

        4) дать, говорить.

А7. Укажите предложение с переходным глаголом.

а) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

б) Мужество рождается в борьбе.

в) На окне стояли цветы.

г) Он обезумел от страха.

А8. Укажите возвратный глагол:

а) прошёл;

б) прошуршал;

в) промчался;

г) пробежал.

А9. В этом предложении глагол обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле:

а)        Вся в блестках струится река.

б)        На заре ты ее не буди.  (А.Фет)

в)        Был бы здоров — сразу бы добежал.

г) Напишите родителям письмо.

А10. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

а) бегите;

б) пишете;

в) ляг;

г) кладите.

А11. Найди предложение с безличным глаголом.

а) Потемнело в чистом поле.

б) Пуганая ворона куста боится.

в) Не пылит дорога, не дрожат кусты.

г) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

А12. Укажите наклонение глагола выслать в следующих предложениях:

1. Вышлите нужные мне книги 2. Если вышлете в ближайшие дни, я получу их своевременно.

а) В 1-м предложении глагол стоит в изъяв. накл., во 2-м – в повел. накл.

б) В 1-м – в повел. накл., во 2-м – в изъяв. накл.

в) В обоих предложениях – в повел. накл.

г) В обоих предложениях – в изъяв. накл.

А13. Выберите столбик, в котором указаны правильные ответы (Е или И в окончаниях глаголов 3лица) ед. ч.:

                                   а)     б)    в)    г)

рассвета..т                 е       е      и    е

осмотр..т                   и       и     е     е

пряч..тся                    е       е     и     е

завис..т                      е       и     е     и

бор..тся                     е       е      и     е

А14. В каком глаголе ь не пишется?

а) поджар..те;

б) спряч..ся;

в) приляг..те;

г) среж..те.

А15 . На месте какой цифры в слове нужно написать мягкий знак?

Карандаш в пенале мает(1)ся,

Но зато он не ломает(2)ся.

Он там должен находит(3)ся.

Он на уроке пригодит(4)ся!  

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

А16. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Что ж ты грустиш(1), обезьянка?

Ничего не еш(2) и не пьёш(3).

Ты ведь не иностранка,

Ты ведь меня поймёш(4)…

                                     В.Джайн

А17. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Прежде всего выбер..те  из текста  необходимые цитаты.

б) Когда вы отыщ..те нужное слово, составьте с ним предложение.

в) Если вы его окликн..те, то он не отзовется.

г) Вы смож..те с ним поговорить завтра

А18. Укажите, в какой группе слов правильно поставлены ударения:

а) углУбить, понЯли, позвонИт, зАнял;

б) углубИть, понЯли, позвОнит, занЯл;

в) углубИть, пОняли, позвонИт, зАнял;

г) углУбить, пОняли, позвонИт, занЯл.

№ 23. Итоговая контрольная работа за курс 6 класса (тест)

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) ход…т, бре…тся, мечта…те;
Б) улыба…тся, завис…шь, стро…те;
В) гон…шь, уч…тся, смотр…те

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А) стреля…те, зажига…т, стел…шь;
Б) прыга…шь, дыш…те, сверка...м;
В) верт…м, вер…м, дума…м

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?

А) кле…т, стел…т, исследу…т;
Б) вар...т, разруб…т, леч…т;
В) сдвин…т, порт…т, служ…т

4. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?

А) Твоя красота разгорает (?) ся только сильней.
Б) Твоя красота будет разгорат (?) ся только сильней.
В) Ты идёш (?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой.
Г) Необходимо береч (?) и охранять нашу природу.

5. В каких примерах на месте пропусков пишется И?

А) Встретившиеся в океане корабли приветств…вали друг друга продолжительными гудками.
Б) Небольшие стаи чаек след…вали за кораблём.
В) Мы выпил…вали фигурки для тира.
Г) Друзья внимательно рассматр…вали чертежи.

6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?

А) Тебя это не к…сается.
Б) Нам предл…гают пойти в поход.
В) Тебя это не к…снётся.
Г) Нам предл…жили пойти в поход.

7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?

А) Мне (не) хотелось от вас уезжать.
Б) Я другой такой страны (не) знаю.
В) Я (не) навижу сплетен в виде версий.

8. Укажите примеры с ошибкой в употреблении глагола.

А) Мои родители ложат деньги в банк.
Б) Мои родители кладут деньги в банк.
В) Сестра надевает брата.
Г) Сестра одевает брата.

9. В каких примерах допущена ошибка в употреблении прилагательного?

А) Эта девушка более стройная.
Б) Байкал – самое глубочайшее озеро в мире.
В) Более громкая песня зазвучала впереди.

10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?

А) алыч…вый, камыш…вый;
Б) груш…вый, ситц…вый;
В) холщ…вый, свинц…вый.

11. Какое прилагательное нельзя просклонять?

А) сильный; 
Б) мрачный; 
В) умна.

12. В каких словах пишется Н?

А) песча…ый;
Б) деревя…ый;
В) хозяйстве…ый;
Г) ветре…ый.

13. В каких словах пишется НН?

А) воробьи…ый;
Б) оловя...ый;
В) были…ый;
Г) кожа…ый.

14. В каких словах пишется – К - ?

А) низ…ий;
Б) францу…ий;
В) грец…ий.

15. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
Б) (не) здоровый; (не) глубокий;
В) (не) весел; (не) высокий, а низкий.

16. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?

А) русско (немецкий), народно (хозяйственный);
Б) тёмно (зелёный, древне (русский);
В) восточно (европейский), дальне (восточный) .

17. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?

А) пят (?) сот, шест (?) десят, восем (?) надцать;
Б) сем (?) десят, девят (?) сот, восем (?) десят.

18. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?

А) с двадцатью девятью машинами;
Б) около семиста килограммов;
В) к тридцать шестому километру.

19. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

А) кое (с) кем, кое (кого), кто (нибудь);
Б) кое (как), кем (то), когда (либо) .

20. В каких предложениях на месте пропуска пишется Е?

А) Мне н…кого винить.
Б) Я н…кого не виню.
В) Здесь н…когда был сад.
Г) Здесь н…когда не было сада.

21. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется раздельно?

А) (не) кому, ни (к) кому;
Б) кое (у) кого, ни (с) кем.

22 В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?

А) Ихние тетради не проверили.
Б) Я надел евоные коньки.
В) Их тетради не проверили.
Г) Я надел его коньки.

23. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Группа пробиралась через болота и леса.

А) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде;
Б) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, жен. роде.

24. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;
Б) местоим.., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...