Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Самигуллина Гульнара Тахировна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya5_urok_sushchestvitelnye_singularia_i_pluralia_tantum.docx66.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.

Цель урока

  • Содержательная цель: знать о лексических группах существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, распознавать такие существительные, соотносить их с определенной лексической группой; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.
  • Деятельностная цель: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения.

Задачи

  • развивать логическое, аналитическое мышление, коммуникативные навыки, навыки целеполагания и рефлексии.
  • воспитывать уважительное отношение к родному языку, понимание богатства родного языка.

Формируемые УУД

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные:общеучебные, логические.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

(П. – познавательные,

К. – коммуникативные, Р. – регулятивные)

I. Актуализация знаний.

Дорогие ребята, сегодня мы продолжим изучать имена существительные. Для этого нам потребуется повторить то, что мы уже изучили.

Определяют, верно ли предложенное утверждение, и в таком случае поднимают руку.

Прием «Верные и неверные утверждения» (фронтально).

  • Существительные – самостоятельная часть речи.
  • Имена существительные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы кто? что?
  • Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы.
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
  • Имена собственные всегда одушевленные существительные.
  • Существительные изменяются по родам.
  • Существительные изменяются по числам и падежам.
  • Если речь идет об одном предмете, мы используем существительное в единственном числе.

П.: структурирование знания.

Р.: оценка правильности выполнения действия.

II. Постановка учебной задачи.

Последнее утверждение верно лишь отчасти. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Прочитайте слова на доске и подумайте, в чем особенность этих имен существительных.

Выдвигают гипотезы по задаче, формулируют тему и цель урока, способ достижения цели урока.

На доске написаны слова в два столбика:

молоко

пшеница

золото

тишина

крестьянство

храбрость

сливки

ножницы

шахматы

штаны

сумерки

Альпы

Беседа по вопросам:

  • О каких существительных пойдет речь сегодня на уроке?
  • Какова будет цель нашего урока?
  • Что нам нужно сделать, чтобы ее достичь?

П.: поиск разнообразных способов решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выдвижение гипотез.

К.: учет разных мнений.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в связи с поставленной задачей.

III. «Открытие» учащимися новых знаний.

Предлагает обратиться к учебнику и изучить материал упражнений № 509, 510, 514, определить, на какие группы по значению делятся такие существительные, и привести свои примеры.

Индивидуально. Изучают материал упражнений в учебнике, подбирают свои примеры слов, входящих в  лексические группы существительных Singularia Tantum и Pluralia Tantum. Отвечают устно.

Дополнительные вопросы:

  • Какие группы существительных не имеют формы множественного числе?
  • А какие единственного?
  • Можно ли у таких существительных определить род? А склонение?

П.: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знания; выделение существенной информации.

К.: построение монологического высказывания.

Р.: принятие и сохранение учебной заачи.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Предлагает выполнить упражнение из раздаточного материала, распределить слова.

Работают в парах, распределяют слова по группам, заполняют таблицу.

Распределите данные существительные в два столбика:

Волга, Мытищи, молоко, Химки, сахар, Карпаты, молодежь, доброта, сливки, картофель, чернила, духи, макароны, мука, рис, очки, ножницы, брюки, ворота, золото, весы, серебро, счеты, сталь, шахматы, Лермонтов.

существительные, имеющие форму только множественного числе

существительные, имеющие форму только единственного числа

Дополнительный вопрос:

  • Какое слово вы не выписали? Почему?

П.: анализ объектов, сравнение, классификация по заданным критериям.

К.: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Организует самостоятельную работу с последующей самопроверкой по упр. 517.

Самостоятельно выполняют упражнение, проверяют его.

См. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч2./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. С. 62.

П.: анализ объектов, классификация по заданным признакам.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий с учетом поставленной задачи, осуществление итогового и пошагового контроля по результату; оценка правильности выполнения своих действий.

Домашнее задание

Выдает и комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

П. 93-94, упр. 518. (С. 62, там же).

VI. Рефлексия.

организует  рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Беседа по вопросам:

  • Как вы считаете, цель урока нами достигнута?
  • Что нового мы узнали?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • Кто считает, что он работал в полную силу?
  • Кто считает, что ему нужно больше стараться?

П.: построение речевого высказывания в устной форме.

Р.: Оценка правильности выполнения действия, адекватное восприятие оценки учителя.

Список использованных источников:

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч2./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012.
  3. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов, 2013.
  4. Янчерко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2016.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...

Методическая разработка "Презентация к уроку на тему "Имена существительные,которые имеют форму только единственного числа""

Методическая разработка "Презентация к уроку на тему "Имена существительные,которые имеют форму только единственного числа""...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

В разработке содержатся материалы для проведения урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"...

Урок русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов...