Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Муслимова Иразибат Гасановна

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»

1) Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) проскакивая, б) перевозчик, в) разыгравший, г) стержневой.

2) В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”?

А) шкафчик; б) мячик; в) лётчик; г) огурчик.

3) В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ?

А) междуречье, вдвойне; б) чудовище, преддверие, знамение;

В) вызывающе, глубже, доисторические; г) вкратце, сверхдальние.

4) В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

А) гербарий, босиком; б) суффикс, смелость, рощ; в) олений, разбросав.

5) Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения:

А) перелететь, переварить, перешить; б) привстать, привязать;

В) пересолить, переносить; г) перебежать, переползти, перейти.

6) Из данного предложения выпишите слова, состоящие из трёх морфем: корня, одного суффикса и окончания.

Счастливых минут не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

7) Укажите предложение, в котором используются родственные (однокоренные) слова.

А) Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском “Доме творчества”. Б) Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни её портретов, фотографий. В) И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утончённо-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. Г) Оказалось – ничего подобного. Д) Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка.

Морфемика и орфография.

8) Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква з.

а) ра_ворошить, и_зябнуть, (з,с)дать, во_создать, перера_пределить;
б) обе_зараженный, ра_добыть, бе_вкусный, ни_вергнутый, нера_деленная;
в) ра_царапать, обе_воженный, (с,з)двинутый, и_следовать, и_бранник.
г ) ра_двоение, в_лететь, и_подтишка, бе_полезный, (с,з)бивчивый.

9. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

а) громко свиснуть; б) мелкая изморось; в) отвезти песок на стройку; в) искусный мастер.

10 Найдите строчку, где в каждом слове допущена ошибка в написании корня:

а) чёрный, шопот, ночовка, нарцысс б) цыклон, шассе, зоря, косание

в) уравнение, постилить, пловец, соберать г) хруснуть, начинать, вырастить

11. Укажите номер строчки, где все слова с пропущенной чередующейся гласной в корне

а) бл..стящий, зар..внять, скл..ниться, изл..жение

б) изл..гать, насл..ждение, ск..чок, заг..рать

в) зал..зать, запл..тить, оз..рять, з..рница

г) р..стовщик, взр..слеть, разв..вается, прим..рять



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие. 10 класс

1.В каком ряду во всех словах допущена ошибка в постановке ударения: верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?  

1.1)позвОнит ; 2)клАла ;  3)нАверх ; 4)квАртал .

2. 1) красивЕе; 2) прИняли ;  3)значИмость ; 4) лгАла.

3.1)ворУ; 2)зАвидно ;  3)бралА ; 4) пОняв.  

4.1) упрочЕние; 2)красивЕйший  ;  3) создалА; 4) протОренный.

2.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Современные ИНФОРМАЦОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

2) Он славился  мудростью  и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

3) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

4) Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими людьми.                    

 5)Мы приобрели АБОНЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи 19 века.

3. Выпишите  слово, образованное приставочным способом.

Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом.

4.Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.  На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладовых в старых крепостях.

5.Укажите способ образования слова ПОДОКОННИК

6. Укажите способ образования слова   СЭКОНОМИТЬ.

7. В  каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1)ст..рательно,см..гчение, оз…ренный, кв..танция; 2) эп..демия,тв…рдить,  пл…стелиновый, пр…бразовать; 3) пр..бладать, п…чать,  пон…жение,тор..пясь; 4) осл…жненный, м..лькают,  ст…листический, м..тодика.

8. В  каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня? 1)р…стительность, выр..щеннный, р…сист, р…стовчанин; 2)неприк…саемые, к…сательная, неук..снительно, пок…сился; 3) отсч..т, сч…тывать, подсч..тавший, расч…тливый; 4)сотв..рить, притв…риться, тв..рительный, утв…рь.

9. В  каком ряду во всех словах пишется  ё?

1)парч..вый, молодож..ны, ч..тки, анч..ус; 2) щ…лочь, ноч…вка, ш…ковый, уч…ба; 3) пч…лка, ж…рнов, лущ…ный, ч…порный; 4) пересч…т, никч…мный, чеч..точник, печ…нка.  

10.В  каком ряду во всех словах пропущены 2 буквы СС? 

1)профе..ия, пье..а, режи…ер,рене…анс, продю…ер; 2) па…аж, ме…а, ра..а, кла…ицизм, агре…ия; 3) конгре…, импре…арио, му…, нарци…, ма…он; 4) гро…мейстер, му..он, компре…, экспре.., а..оциация.

11. В каком ряду во всех словах нет удвоенных согласных?

1) анте (н,нн) ка, анте(н,нн) ый, анте(н,нн) щик, анте(н,нн)а; 2) опере(т,тт)а, опере(т,тт) ка, опере(т,тт) очник, опере(т,тт) очный; 3) би(л,лл) ьярд, би(л,лл)ьярдный, би(лл,л) ьярдная, би(л,лл) ьярдист; 4) криста(л,лл) ьно, криста(л,лл)ьность, криста(л,лл)ьный, криста(л,лл)ы.

12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? 

1)пр..в..легия, пер..ф…рия, ор..г…нал, эт..мология;2)ст…пендия, р…туал, экспер..мент, р…аб…литация; 3) р…торика,ф…л…гранный, орн..тология. сент..ментальный; 4) тр…в…альный, р…ферендум, пр…м…тивный, р…квизит .

13.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 

1) кр…ветка, л…генда, инд…катор, к…росин; 2) м…р…диан, д…вальвация, ид…ализм, им…татор; 3) з…нит, лаб…ринт, п…ссимист, к…рамика; 4) м…зонин, д…бют, клав..син, д…мисезонный.

14. В каком ряду на месте пропусков пишется Ъ?  

1)пред…юбилейный, зав..южит, суб…ект, непред…явленный; 2) грузопод…ёмник, безыз…янный, обез…янничать, раз..яренный;3)ин..екция, двух…язычный, с…ябедничать, в…елся;  4) сверх…интересный, об…единить, без…ядерный, необ…явленный.

15.В каком ряду на месте пропусков нужно писать З?

1) и…жить, бе…рассудство, ра…работать проект …дравницы, …борно- ра..борная модель; 2) бе…гаражный дом, ра..метать листья, ни…вергнутый идол, чре…мерные ра..ходы; 3)во…браняется входить в …дание, ра…бежаться, и…бороздить океан, и..колесить весь мир; 4) и…вернуться, ра…жать руки, бе…заботный сон, и..вечные проблемы.

16. В каком ряду во всех словах пишется Е? 1)пр..зирать труса, пр…неприятный разговор, пр..пятствие, пр..терпевать неудобства;  2) пр..бывать в город, пр..бываать в шоке, пр…шелец, пр…светлый;3)  пр..катился, пр…вязался, пр…вращать, пр..уменьшить; 4)пр..пухшая щека, пр…озерный край, пр..спокойно ушёл, пр..вратности судьбы.

Прочитайте текст и выполните задания 17-21

  1. Звезды еще только начали выцветать… (2) Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3) Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве  там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина уже заплеталась в узоры тепла. (4) За следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. (5) Тропинка уже сузилась и постепенно исчезла среди толчеи валунов. (6) Он опустился на траву и вдохнул яркий воздух. (7) Запыхавшийся пёс улегся в его ногах.

17. В каком значении употреблено слово ЯРКИЙ (воздух) 1) сияющий всеми красками, красочный; 2) солнечный, так как поднялось солнце; 3) резкий по чистоте и свежести; 4) тёплый

18. К какому стилю относится текст? 1) к публицистическому; 2) к научному; 3) к разговорному; 4) к художествен.

19. Каков тип текста? 1) описание; 2) рассуждение; 3) повествование; 4) повествование с элементами описания

20 Что связывает  3 и 4 предложения? 1) указательное местоимение; 2) лексический повтор; 3) синоним; 4) указательное местоимение и лексический повтор.

21. Какое из языковых средств выразительности используется в 1,3, 4 предложениях? 1) антитеза; 2) метафора; 3) эпитет; 4)олицетворение.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»

1 вариант

1.  Запишите пять вводных слов, обозначающих источник сообщения.

2.  Придумайте и запишите по два предложения со словами ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЗАЛОСЬ так, чтобы в одном случае эти слова были членами предложения, в другом – выступали в качестве вводных слов.

3.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите обращения.

1) Широко ты  Русь  по лицу земли в красе царственной ра...вернулася. (И. С. Никитин.) 2) Красуйся  град Петров  и стой (не)колебимо  как Россия. (А. С. Пушкин.) 3) А ты что ж  кумушка  в дорогу? (И. А. Крылов.) 4) Люблю твою  Россия  старину. (Н. Рубцов.) 5) Пр...вет тебе  мой край р...дной с тв...ими тёмными лесами. (С. Д. Дрожжин.) 6) Рисуй  художник вд...хновенный  картины родины моей. (С. Д.. Дрожжин.) 7) Ты помнишь  Алёша  дороги Смоленщины? (К. Симонов.)

4.  Выпишите предложения, в которых подчеркнутые сочетания являются вставными конструкциями (знаки препинания не проставлены). Вставьте пропущенные знаки препинания.

1. Диксон это скалистый остров на Карском море.

2. В те далекие времена более шестидесяти лет назад никто из людей не представлял себе, что человек мог летать.

3. И вдруг кто-то восторженно крикнул Смотри вот оно солнце

4. После первого часа это всегда была арифметика делается перерыв.

5.  Напишите небольшое рассуждение на тему «Почему нужно читать книги», употребляя вводные слова, указывающие на порядок мыслей. (60-70 слов)

Контрольная работа по теме: «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»

2 вариант

1.  Запишите пять вводных слов, обозначающих порядок мыслей.

2.  Придумайте и запишите по два предложения со словами ВОЗМОЖНО, СЛОВОМ так, чтобы в одном случае эти слова были членами предложения, в другом – выступали в качестве вводных слов.

3.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите обращения.

1)  Любезный имени(н, нн)ик  о Пущин дорогой! Пр...брёл к тебе пусты(н, нн)ик с открытою душой. 2) Бог помочь вам  друзья мои и в бурях  и в житейском горе  в краю чужом  в пусты(н, нн)м море и в мрачных пропастях земли. 3) Друзья мои пр...красен наш союз! Он  как душа  (не)разделим и вечен. 4) Ещё пышней и бе...шабашней шумите  осыпайтесь  листья! 5) В городах и далёких станицах о тебе не умолкн...т молва  дорогая моя столица  золотая моя Москва! 6) Низкий дом с г...лубыми ставнями  не забыть мне тебя (ни, не)когда.

4.  Выпишите предложения, в которых подчеркнутые сочетания являются вставными конструкциями (знаки препинания не проставлены). Вставьте пропущенные знаки препинания.

1. Его интересовало всё и разборка и чистка оружия и рассказы из военной жизни.

2. Мне я вам прямо скажу нянчиться с вами некогда.

3. Мы переночевали в избе у мальчика его звали Лёнька Зуев выкурили по папиросе и легли спать.

4. Пушкин это великий русский поэт.

5.  Напишите небольшое рассуждение на тему «Почему важно знать родной язык», употребляя вводные слова, указывающие на порядок мыслей. (60-70 слов)



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку в 8 классе.

  1. Проверочная работа по теме «Главные члены предложения. Виды сказуемых».

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.

     Я  бросил  в  к…стер  гнил…  бревнышко  недосмотрел, что  изнутри  его  густо зас…лили муравьи.

    Затр…щало  бревно. Вывалили  муравьи  (в) ужасе  забегали  поверху  корежились,  сг…рая в пламени. Я  смог  зац…пить  бревно,  которое уже было охваче…о  огнем,  успел откатить его на край. Теперь муравьи были спасены. Они бежали на песок на с…сновые иглы. Но было странно, что  они  (не)уб…гали  от  к…стра. Едва пр…одолев ужас, они  заворачивали   начинали кружит..ся   и какая(то) сила вл…кла  их  назад  к  п..кинутой родине.  И  многие  были  такие, кто опять стремились  на  г…рящее  бревнышко  м..тались  (по)нему  и  пог…бали там.

( по А.И.Солженицыну)

  1. В предложениях 2-го абзаца обозначьте грамматическую основу.

     Укажите, какой частью речи  выражено подлежащее. Определите тип сказуемых.

  1. Из первого предложения выпишите 3-4 словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, определите способ их связи.
  2. Ответьте на вопрос: «Почему муравьи возвращались на горящее бревнышко?»

  1. Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Спишите текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

Весной в лесу.

   Я не пошел тропой через скучный лес (зеленчак), а сделал крюк версты в две, чтобы полюбоваться березовой рощей и еловым корабельным бором (былинщиком).

Осторожно продвигаясь по заброшенной дороге  иду  внимательно рассматривая рощу.

Грустит кукушка. Ее печальный голос далеко разносится по светлой роще.

  Дорога  будто в древний собор  ныряет под своды дивного бора. Застыли в безветрии вековые ели. Издали наплывает торжественная и строгая будто музыка старого органа  песня мрачноватого елового бора.

  Всюду начали цвести ландыши. Ландыши  вечные спутники елового леса. Между двух ланцетных листьев красуются на кисти изящные снежинки (бокальчики) с шестью зубчиками. От них по всему бору плывет нежный аромат.

  У самой дороги вделана в землю добротная скамья, крашенная в белый цвет. Сажусь немного подумать и послушать голос елового бора.

   Но вот замирает тревожная музыка бора и снова устанавливается тишина.

 

Ланцет – остроконечный обоюдоострый хирургический ножичек.

  1. В первом предложении укажите главные  и второстепенные  члены предложения.
  2. Обозначьте приложения и сравнительные обороты.
  3. В предложениях 5-го абзаца найти сказуемые и определить их тип.
  4. Из последнего предложения выписать 2 -3 словосочетания, определить способ связи.
  5. Обозначить орфограмму «НН в причастиях».
  6. Из последнего предложения выписать слово с чередующейся безударной   гласной в корне.
  1. Контрольная работа по теме «Двусоставные и односоставные предложения».

Прочитайте текст.

   

     (1)Комбайн Аркадия Зырянова, с облезлой краской, вмятинами на боках, шёл на загонку соседа. (2) Надо было убирать хлеб.

     (3)Небо сегодня серое, мутное. (4)Поле идет по склону горы. (5)За кромкой поля местами чернеют обгорелые смолистые пни. (6)Выкорчевывали их весной тяжелым трактором.

     (7)Постепенно привыкаешь к безумолчному стрекоту комбайна. (8)Сам комбайн, ныряя с пласта на пласт, дребезжит, поет, визжит, скрипит, молотильный аппарат жужжит, как очумелый шмель. (9)Но для Зырянова все эти издавна привычные звуки, не воспринимаемые ухом, идут где-то стороной. (10)Тишина. (11)Рабочий покой. (12)В такие моменты он любит подумать, пофилософствовать.

      (13)По полотну комбайна занесло в барабан какую-то палку. (14)Перемололо ее в мелкие щепки. (15)На лицо Зырянова слетело что-то холодное и тут же растаяло. (16)Снег. (17)Скоро наступит зима.  

  1. Выпишите из текста двусоставное предложение, обозначьте грамматическую основу.
  2.  Выпишите из текста по одному примеру определенно-личного, неопределенно-личного, безличного и назывного предложений, обозначая главный член предложения.
  3. Произведите синтаксический разбор предложений:

  Дождь миновал. В монастырях отзвонили к утрене. Солнечный свет засиял по крышам, по зеленой плесени старых замшелых срубов.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

           1) №5                          2) №8                            3) №9                           4) №15

  1. Из предложений 1-5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, написание которой зависит от ударения.
  2. Замените словосочетание склон горы (предложение 4), построенное на основе управления, синонимичным словосочетании со связью согласование.
  3. Укажите ошибочное суждение:

1) в слове СЕРОЕ одинаковое количество букв и звуков;            

2) в слове ПОДУМАТЬ  звуков меньше, чем букв;

3) в слове ТЯЖЕЛЫЙ  первый звук [и].

4) в слове ШМЕЛЬ мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь.

  1. Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

(1)Утром я ушел далеко по речному берегу и лег под старой с…сной долго глядел в сизое тускнеющее к полудню небо. (2)Почему(то) солнце не могло меня согреть. (3)Я встал насоб…рал сушняку и разж…г костер. (4)Огонь тоже (не)грел а лишь обжигал. (5)Я глядел на сивый древесный пепел и думал о смысле всего о (не)понятном уск…льзающем смысле.

(6)Костер ут…хал и время шло в одну сторону. (7)Ничто (не)могло остановить его хода ни голос кукушки ни голос сердца.

(8)Где-то на западе грозно гремел гром. (9)То пр…ближаясь то удаляясь он медленно двигался к Бобришному угору.  (10)Гроза рычала все ближе и земля погл…щала ее картавые глухие полные (не)довольства звуки. (11)А я все глядел на красноватые бледные в ярости солнца огни костра. (12)Отчаяние горечь ревность к (не)живой вечной природе чувство жалости к людям и к самому себе  все это сливалось у меня в один г…рловой комок  и я не знал, что делать.                  

                                                                                                                                     (по В.Белову)

Задания к тексту.

  1. В предложениях 3-го абзаца обозначьте однородные члены предложения.
  2. Начертите схемы предложений 2-го абзаца. Обозначьте в них грамматическую основу.
  3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса, следующего после корня.

        а) утихал                б) насобирал                    в) поглощала                   г) сливалось

  1. Замените словосочетание «РЕЧНОМУ БЕРЕГУ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ШЁЛ в корне пишется Ё, потому что после шипящих под ударением пишется Ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова в ударном положении пишется Е. .

2) В слове ГЛЯДЕЛ  буква Я обозначает звук [и].

3) В слове  ЛИШЬ  мягкость согласного [ш’] на письме обозначена буквой Ь.

4) В слове УСКОЛЬЗАЮЩЕМ  одинаковое количество звуков и букв.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

               а)  1                           б) 3                        в)  10                     г) 11

7. Замените слово  ДУМАЛ из предложения 5 синонимом. Напишите этот синоним.

8. Какое из перечисленных значений слова НЕЖИВОЙ  (предложение 12) верно?

1) Мертвый, лишенный жизни.      

2) Не включающий в себя живых организмов, неорганический.

3) Вялый, лишенный живости.      

4) Тусклый.

  1. Проверочная работа по теме «Обособленные определения».

Осенние дни.

    (1)Чудесная осень сухая и теплая в этом году долго не покидала землю. (2)Красота земли тревожила сердце Сергея, напоминала о прошлых днях так ярко запечатлевшихся в памяти.

   (3)Однажды утром  Сергей вышел во двор и увидел побелевшую от инея крышу сарая поседевшую землю прихваченную морозцем затвердевшую траву покрытую редким снежком словно солью.

    (4)Он пошел узкой тропкой через картофельное поле, все изрытое лопатами. (5)Подожженные осенью березы и осины били в глаза яркими красками.  (6)В дорожных колеях синели тонкие пластинки льда, затянувшего лужицы.  

  (7)Такая тишина была в лесу, что щебетанье синиц, прыгавших по веткам, казалось необычайно звонким.   (8)Все вокруг казалось необычайно четким, невиданно красивым.    

                                                                                                                                             (По Улицкой)

Выполните следующие задания.

  1. Запишите предложения 1-3, расставляя знаки препинания. Выделите обособленные определения, объясните причины их обособления.
  2. Среди предложений 4-7 найдите предложение(-я) с обособленными определениями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
  3. Среди предложений 5-8 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
  4. Из предложения №4 выписать слово, в котором правописание приставки определяется значением не до конца совершенного действия, которое выражает эта приставка.
  5. Какие средства выразительности использованы в предложении №3 ?

а) эпитеты                б) сравнение                      в) инверсия                г) фразеологизм

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
  2. Укажите количество букв и звуков в словах  «солью» и «льда».
  3. Из предложения № 3 выпишите словосочетания со связью согласование.

  1. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».  

  1. Выписать номера тех предложений, в которых знаки препинания поставлены правильно.
  1. Бормочет, остывая самовар.
  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
  3. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.
  4. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.
  5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.
  6. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
  7. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.
  8. Тимирязев, замечательный естествоиспытатель открыл законы жизни растений.
  9. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

  1. Списать текст, расставив знаки препинания.

  Берёза  милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял, что берёза это поистине крестьянское дерево. В ней есть всё и бабий ситцевый платок и побелённая хата и русская печь и холщовая рубаха и даже молоко, которое пьют на всей земле.

  Всматриваясь в изломанные стволы берез вспоминаешь  крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

  А молодые берёзки тоненькие пряменькие как бы на цыпочках приподнявшиеся к весеннему куполу небес напоминают девичью красоту стройную статную с русыми косами светлоокую.

3. Выписать предложения с уточняющими обстоятельствами. Расставить запятые.

           1. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

           2. Тайга всегда даже лютой зимой наполнена жизнью.

           3. Над лугом к вечеру поднялся туман

4. Записать предложение, устранив неправильности в построении деепричастных оборотов.

                1. Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничего не волновало.

  1. Проверочная работа по теме «Предложения с обращениями,  междометиями

вводными словами и вставными конструкциями».

        Спишите, расставляя знаки препинания, обозначая обращения,  междометия,  вводные слова и вставные конструкции.

  1. Куда ты светлый ручеёк стремишься?
  2. Казалось конца не будет жизни юности и здоровью.
  3. С одной стороны это был человек очень добрый, с другой  вспыльчивый и резкий.
  4. Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и конечно по звёздам.
  5. Ночью однако никому не спалось.
  6. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
  7. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
  8. Своими часами это был  подарок  родителей  я очень дорожил.
  9.  Монгольские лошади невысоки однако выносливы.
  10.  Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит.
  11.  Вам я полагаю следует быть повежливее.
  12.  Город чудный город древний

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни

И палаты и дворцы.

  1.  Поломка к счастью оказалась незначительной.
  2.  Гимназические дела брата оказались неплохи: за опоздания не корили мать заранее все уладила пропущенное он нагнал быстро.

Выполните следующие задания.

  1. Из предложения 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  2. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
  3. Среди предложений  9 – 14 укажите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
  4. Среди предложений 3 - 6 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
  5. Из предложения 1 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
  6. Из предложения 12 выпишите слово, в котором все согласные звуки образуют пары по глухости/звонкости.
  7. Замените словосочетание ПОДАРОК РОДИТЕЛЕЙ  (предложение 8), построенное а основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Итоговая контрольная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

Сторожевой курган.

    (1)Передо мной серело пусты(н,нн)ое поле. (2) Один сторожевой курган стоял (в)далеке и к…залось зорко охранял равнины. (3) С утра в степи было (по)весеннему холодно и ветрено. (4) Ветер просушивая колеи дороги шуршал прошлогодним бурьяном. (5)На западе карти(н,нн)о красовалась гряда меловых гор. (6) Темнея пятнами лесов как стари(н,нн)ое тусклое серебро она т…нула в утре(н,нн)ем тумане. (7)Ветер дувший мне (на)встречу холодил лицо. (8)Степь увл…кала овладевая душой наполняя ее чу…ством радости.

    (9)За курганом бл…снула ложбина круглая налитая весе(н,нн)ей водой. (10)Есть что(то) чистое и веселое в этих апрельских болотцах. (11)Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам. (12)В воде мелкой прозрачной отражается ясная лазурь и белые облака весе(н,нн)его неба.  

  (13)Курган был дикий еще ни разу (не)тронутый плугом. (14)Время его подумал я навсегда уходит и  в вековом забытьи он только вспоминает прошлое прежние степи прежних людей.

                                                                                                                                           (По И.Бунину)

 

  1. Выполните следующие задания.

 1.  Какой тип речи представлен в предложениях 1-7?

  1. описание                              3) рассуждение
  2. повествование                      4) повествование и рассуждение
  1. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  2. Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 4.   Какие слова являются грамматической основой в предложении 3:

    1) было                                        3) с утра было холодно и ветрено

    2) было холодно и ветрено        4) по-весеннему холодно и ветрено

 5. Среди предложений 1-4 найдите односоставное безличное. Напишите номер  этого предложения.

 6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 7. Среди предложений 4-8 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

 8. Среди предложений 7-10 найдите предложения, которые осложнены обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

 9.   Найдите в тексте вводное слово, определите его значение.

 10.  Обозначьте сравнительный оборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...