Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

 

 

 

 

Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями синонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

(с использованием технологии проблемного обучения) 

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Ленинская ОШ»

Гриненкова Е.М.

 

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: «Синонимы»

Тип урока: комбинированный

Цель: систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями синонимов

Планируемые результаты

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с синонимами.

определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Развёрнутый сценарий урока

I. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности

Вступительное слово (слайд 1 презентации)

 - Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза (6 слайд)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

на поднятых парусах.

(Ученики слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку)

II. Актуализация и проблемное учебное действие

- Но наш корабль большой и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «Завести». А так как урок у нас сказочный, то и «завести корабль можно только сказочным путём. Корабль начнёт свой путь только тогда, когда вы расскажете всё, что знаете о лексике.

(Ученики смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины)

III. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа и ответы на вопросы

- Ребята, что такое лексика? (Совокупность всех слов языка составляет его лексику.)

- Большинство слов имеют лексическое значение. Что это такое?

Это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.)

- Ребята, сколько лексических значений может иметь слово?

-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение?

(Однозначные.)

- Как называются слова, имеющие два или более лексических значений?

(Многозначные)

- Молодцы! Отправляемся в страну Лексика! (7 слайд)

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…». (слайд 8)

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.             

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).     

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

-  Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы продолжим изучать лексику, поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. Будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов.

(Запись в тетради числа, темы урока)

- В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие. (Определение на слайде 9)

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- Внимание на экран. Мы прогуливаемся по стране Лексика. Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. 

(Слайды 10 -15) (Записывают синонимы в тетради)

- Теперь попробуйте сами:

Петух - (кочет, диал.)

Курица - (хохлатка)

Бежать - (мчаться)

Глаза (нейтр._- (очи, устар.) - (гляделки, простореч.)

- В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы. Познакомимся со словарём З. Е. Александровой. (слайд 16)

Показывается «Словарь синонимов русского языка».

В алфавитном порядке даны слова и приведены синонимы к ним.

(Ученики рассматривают словарь)

Физминутка

(17 слайд)

VI. Первичное закрепление с комментированием

- А теперь мы решим грамматические задачи.

(слайды 18 - 19)

Каждую задачу ученик решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает своё решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку. Учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи представлены на слайдах.

Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков. (Записывают в тетрадях). Такой приём называется «градация».

Результат: большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

- Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком.

(Например: сад, дом, небоскрёб, город, наводнение)

Задача 2. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу глаголу «упасть», объясните, какими смысловыми оттенками они различаются. Своё объяснение постройте как связный монолог.

Результат: шлёпнуться, грохнуться, рухнуть.

Упасть может любой (нейтральное слово). Шлёпнуться - слово разговорного стиля, употребляется, когда иронизируем над своей неловкостью. Рухнуть - стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании - «упасть неожиданно, тяжело».

VII. Включение в систему знаний. Повторение.

- Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Русский язык 5 класс: п. 32, с. 85-86).

- Предлагаю выполнить упр. 237 ( по заданию)

(Проверка по слайду 20)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

IX. Домашнее задание

(слайд 21)