Конспект урока в 8 классе по теме: «Учитель моей мечты»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Журавлева Оксана Сергеевна

Конспект урока в 8 классе по теме:

«Учитель моей мечты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_8_klass_uchitel_moey_mechty.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Конспект урока в 8 классе по теме:

«Учитель моей мечты»

Подготовила:            учитель русского языка и литературы

                                     Журавлева О. С.

г. Ногинск

Цели:

1)   формирование ценностных ориентаций (уважительного отношения учащихся к профессии учителя,  его труду);

2)   развитие творческого мышления, воображения;

3)   формирование коммуникативной компетенции у обучающихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоряд, посвященный учительской профессии, карточки с высказываниями, отрывки из рассказа Ю.Яковлева «Учитель».

Форма работы: групповая.

Тип урока: мастерская письма.

 

Ход урока 

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы поразмышляем об учительской профессии. При выполнении заданий вам дается полная свобода выбора пути, поступайте так, как вы чувствуете.

2. Коллективная работа со словом «учитель».

А)    ученикам предлагается подобрать однокоренные слова к слову «учитель» и назвать их.

Б)   подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову (педагог, мастер, наставник и др.).

В)   подберите ассоциации к этому слову (опора, труд, любовь к детям, книги, тетради, указка, Родина, искусство и др.).

Г)   ученикам предлагается продолжить предложение: «Учитель – это…».

Д)    учащимся предлагается подумать, кого можно назвать настоящим учителем. Есть ли такой человек среди литературных героев? (Г. Распутин, «Уроки  французского»). Почему этого героя можно с уверенностью назвать настоящим учителем?

3.Работа с толковым словарем (один из учеников зачитывает значение слова «учитель» из толкового словаря С. И. Ожегова).

Учитель – 1. Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель. Учитель математики. Домашний учитель. Заслуженный учитель (почётное звание). 2. Глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь (высок.). Великие учители-философы. (С. И. Ожегов)

4.  Работа с высказываниями об учителе (выводятся на доску с помощью проектора). Ученикам предлагается прокомментировать эти высказывания.

1)   Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, – даже к самому себе (Фридрих Ницше)

2)       Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя (Василий Сухомлинский)

3)      Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян (Дмитрий Менделеев)

4)     Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (Иоганн Гёте)

5)       Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет (Тадеуш Котарбиньский)

6)      Учитель не открывает истины, он – проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель –  лишь катализатор (Брюс Ли)

7)  Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь (Василий Ключевский)

5. Работа с отрывками из рассказа Юрия  Яковлева «Учитель»  (отрывки из текста спроектированы на доске)

А) «Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей - ждут своей очереди. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!» <…>

Б) «Поезд мчится вперед. И когда бы я ни открыл вагонное окно и, жмурясь от встречного ветра, ни оглянулся назад, - я вижу пустую платформу и маленькую, одинокую фигурку человека, который вложил в меня частицу своего сердца. Он жив! Он задумчиво смотрит мне вслед, словно хочет убедиться, что я мчусь в верном направлении, и, может быть, он до сих пор видит во мне мальчика?.. Гремят колеса, ветер гудит в ушах. И я вижу, как по платформе бегут дети - наступая на пятки друг другу, они спешат к Учителю.

Мокрый желтый листок березы припечатал свою ладошку к стеклу.

Первое сентября»

Работа с текстом.

  1. Каково впечатление от прочитанного?
  2. Что вы поняли?
  3. Кто такой учитель для ребят?
  4. И кто ребята для учителя?
  5. Почему слово «учитель» в тексте написано с большой буквы?
  6. Как вы понимаете значимость профессии учителя?

6. Творческая работа («Учитель моей мечты», «Учитель – это звучит», «Я хочу быть учителем…» и др.)

- Ребята, на домашнюю работу вам будет предложено написать сочинение в форме рассуждения на предложенные темы. Что такое рассуждение? (ответы учащихся)

- Какова структура написания сочинения-рассуждения? (тезис, аргументы, вывод).

- Какая часть сочинения будет самой объемной? (аргументы)

- Устно с учащимися прорабатывается каждая часть сочинения). Работа с памяткой для сочинения-рассуждения.

Напишите сочинение, посвящённое учителю. Постарайтесь отразить своё настроение, ощущения в ходе проживания сегодняшней мастерской.

7. Подведение итогов урока.