Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Юрицина Ольга Ивановна

Психологически настроить уча­щихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи, дать учащимся подробные реко­мендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие рече­вых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель уро­ка — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl._kontr.na_1sentmetod._.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 9 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ».

Учитель русского языка и литературы:  Юрицина Ольга Ивановна.

Цели урока :

  1. Образовательная:  учиться формулировать основную тему и идею текста; выделять микротемы; пользоваться разными способами текста.
  2. Развивающая:  обогащать свою речь лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка; развивать память, мышление.
  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Повторить особенности публицистического текста.
  4. Познакомить с текстом на литературную тему.  
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  6. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

  •  выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
  •  производить исключение и обобщение;
  •  определять родовые и видовые понятия;
  •  различать целые объекты и их части;
  •  показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку:

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка

С. Ожегов.

План  урока

1.  Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2.  Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.

3. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.

4. Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

5. Языковой анализ текста.

Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

6. Орфографическая работа с текстом.

Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных.

 Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.

                7.  Отработка пунктуационных навыков.

Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.

Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.

  1. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.

9.        Само- и взаимопроверка.

Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.

  1. Подведение итогов урока.

Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.

  1. Инструктаж по выполнению домашней работы.

Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.

Ход урока

  1. Оргмомент.

        Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

  1. Актуализация полученных ранее знаний.
  1. Постановка цели и задач урока.

        Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)

  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

        Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы –написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.

(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)

Вспомним, что такое публицистика?

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)

Назовите характерные стилевые черты публицистики.

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

Какие жанры публицистики вам известны?  

(Статья, репортаж, интервью, заметка)

С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

А что значит сжать текст?

Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Повторим приемы сжатия текста.

1. Исключение .

2. Обобщение.

 3.Упрощение.

 3. Фронтальная работа.

        А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста. Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Попробуем применить эти  приемы  к текстам. (Учащиеся вслух рассуждают, как произвести приемы сжатия в предложенных текстах.)

        

3 Практическая работа на уроке.

        Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова замечательного русского писателя С. Ожегова: «Высокая культура речи - это умение правильно ,точно и выразительно передавать  свои мысли средствами языка». Они служат эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте эти строки и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?

(Учащиеся читают эпиграф.  Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз. Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст на литературную тему.)

  1. Первичное знакомство с текстом.

Прослушайте текст. Исходя из общего содержания текста, кратко ответьте на вопрос:  что имеет ввиду автор, когда говорит о красоте?

Красота в мире — это разнообразие, непохожесть. Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, — такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике.

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! Каждый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, — она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески.

Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуальные, присущие ей одной черты.

                                                                                                                      (204 слова) (В. Белов.)

Учитель вслух читает исходный текст. Определяется тема текста, основная мысль, тип текста, стиль.

2.   Ответьте на вопросы по содержанию текста.

1) Каких людей автор считает красивыми?

Ответ: Людей, сумевших найти своё место в жизни, свой талант, раскрыть свои потенциальные возможности.

2) Почему автор считает, что абсолютно одинаковых людей нет?

Ответ:Каждый человек по-своему талантлив, а талант всегда индивидуален.

3) Каковы причины того, что творческое начало развивается не в каждом человеке?

Ответ:  Человек или не находит своего дела в жизни, т.е. применения своему таланту, или не научился трудиться, т.е. не развил свой талант. Эти причины взаимосвязаны.

3. Прочитайте ключевые слова и выражения текста, который вам предстоит прослушать второй раз. Во время слушания постарайтесь понять, как они связаны в тексте.

Красота, разнообразие, непохожесть, серость, одинаковость, бездарность, печать таланта, потребность в игре, потребность жить творчески, дело, трудиться, развить талант, духовный потенциал, индивидуальные черты.

Ответ: Красота-разнообразие-непохожесть; серость-одинаковость-бездарность; печать таланта-потребность в игре-потребность жить творчески; своё дело-талант; трудиться-развить талант; духовный потенциал-индивидуальные черты-потребность жить творчески.

4. Определите и сформулируйте основную мысль текста.

Ответ: Духовный потенциал человека, его индивидуальность, творческие способности развиваются в поисках своего дела в жизни, в труде.

5. Какие микротемы раскрывают основную мысль текста? Сформулируйте и запишите их.

Ответ:

1. Красота – это непохожесть. Мысль о том, что человечество состоит из серых и одинаковых людей, исключает красоту.

2.Абсолютно одинаковых ,а значит, бездарных людей нет .Каждый рождается с каким-то талантом, с потребностью творчества.

3.Человек теряет данный ему от рождения талант потому ,что не сумел найти своего дела, своего лица ,не развил талант ,не научился трудиться.

6. Какая характеристика соответствует прослушанному тексту

Ответ: Публицистический стиль, рассуждение

7. Составьте подробный план текста, выделяя его смысловые части и микротемы каждой из них.

Ответ:

I. Что такое красота?

1) Красота - это непохожесть.

2) Человечество - это не толпа одинаковых людей.

II. Почему нет одинаковых людей?

1) Одинаковость - это бездарность.

2) Нет одинаковых, т.е. бездарных людей.

3) Потребность в игре - это потребность в творчестве.

III. Почему творчество исчезает из жизни человека?

1) Занялся не своим делом - не нашел своего таланта.

2) Не научился трудиться - не развил талант.

3) Духовный потенциал и индивидуальность.

8. Прочитайте исходный текст и поработайте с составленным вами планом: отметьте главную информацию и несущественные детали. Определите, какие способы сокращения каждой смысловой части текста вы будете использовать при написании сжатого изложения.

9. Напишите сжатое изложение.

4      Самостоятельная работа учащихся.

5     Само-и взаимопроверка  учащихся.

6      Подведение итогов урока.

7    Домашнее задание.

Методическая литература, использованная для разработки урока:

 

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  3. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова,С.И.Львова,ТН.Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.-М. :Просвещение,2010.
  4. Сидорова Г.А. Готовимся писать сжатое изложение / Г.А. Сидорова // Оценка качества образования. – 2008. - №5. – С. 30-34.

Приложение:

1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  6. Обдумайте средства связи между частями.
  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  8. Запишите получившийся вариант текста.

2. Упражнения по сжатию текста.

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и предложений

1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие "знатоки" ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которые всё ясно – безнадежные люди.

Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения.

2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания - воспитание души.

Замена однородных членов их обобщение наименованием.

3. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Замена простых предложений сложными.

4. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Сокращение  сложных предложений .

5.  Помню,  как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не со слезами, а прекрасной, афористичной фразой: "Со щитом или на щите", и что маленький спартанец, пронесший в школу под рубахой живого лесенка, не плакал и не кричал, когда зверек вгрызался в его тело.

     

 Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось все в этой удивительной стране.

Исключение повторов .

6. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли остальных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого "выжить" означало бы - "изобрести".

 

 В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

Замена прямой речи косвенной.

7. Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И.Шишкине: "Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный". (37 слов)

Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Мишкин - художник народный, изучавший всё русское, а потому ему нет равных в этой области.(20 слов)

Исключение синонимов в ряду однородных членов

8. Попечителей одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Попечителей одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Обобщение содержания фрагмента текста

9. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на тему искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, артисты, скульпторы, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Сочетание исключения и обобщения

10. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего(обобщение: замена обобщающим словом), но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало (исключение: исключение второстепенной информации).  Этих людей называли странниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...