"Ох уж эти собирательные числительные!"
план-конспект урока по русскому языку на тему

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oh_uzh_eti_sobiratelnye_chislitelnye.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ох  уж  эти  собирательные  числительные

Тип  урока:   открытия нового знания (ОНЗ).

Этапы урока

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.Приветствие

2. Моё величество

Обозначает количество.

 Сколько? Два или пятнадцать,

 Девять, десять или двадцать.

 Ну а вдруг сто двадцать пять?

 Смотря чего,  нам же не знать.

 Люблю я также и порядок,

 Для меня он очень сладок.

 Который? Первый, второй,

 Сто тридцать седьмой.

 Часть речи я изумительная,

 А называюсь...(числительное). (стихотворение Екатерины Жуковской)

-Итак, мы изучаем имя числительное.

- Числительные выделены на доске разными цветами. На ваш взгляд, чем обусловлено такое деление? (деление по разрядам)

-На какие разряды по значению делятся числительные? (порядковые и количественные, количественные можно разделить на уже известные учащимся разряды, обозначающие дробные и целые числа).

-Расскажите все, что вы знаете о количественных и порядковых числительных.

-На какие разряды по строению делятся числительные?

- Прежде чем определить, что же нового мы сегодня узнаем об этой части речи, выполним задание.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Распределить данные числительные на группы. (группы не названы, учащиеся самостоятельно группируют и предлагают свои варианты)

(задание на интерактивной доске)

Семь гномов, три медведя, семеро козлят, двое из ларца, сорок разбойников, тридцать восемь попугаев,  одна пятая часть королевства,  седьмой лепесток, две третьих части наследства.

-На какие группы можно разделить данные числительные? (количественные и порядковые, количественные на целые и дробные)

-Какие словосочетания нельзя отнести ни к одной из этих групп?

3. Этап выявления места и причины затруднения

Учащиеся не относят ни к одной из этих групп сочетания «семеро козлят», «двое из ларца»

-Что они обозначают? (Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются)

-На ваш взгляд, к какому разряду можно отнести данные числительные? (Собирательные числительные).

-Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные).

- Давайте обратимся к тексту

У кого-то один друг, а вот Коля, Гена, Миша и Антон дружат вчетвером. Первые трое учатся хорошо, Антон тоже не последний ученик, но вот с русским у него беда. В диктанте ошибка на ошибке, и говорит, как пишет. Недавно сказал: «Был вчера в магазине, купил себе двое носок». Его поправили: «пару носков». Антон отмахнулся: «Надоело! Что нам всем четырем говорить больше не о чем?». Друзьям, конечно, не очень приятно было поправлять его. Но что делать? «Да запомни ты наконец, – вразумляли они его, – не “всем четырем”, а “всем четверым”. А тот в ответ: «Какая разница?». Миша тогда махнул рукой: все эти разговоры впустую – и ушел. «Вот он какой, – сказал ему вслед Антон, – а вы обои остались, вы настоящие друзья». Тут не выдержал Коля и закричал: «Да не обои мы! Обоями стены оклеивают!». На это Антон пожал плечами: какая разница?

-Какие ошибки в употреблении числительных допускал Антон? Есть ли разница между словами четыре и четверо, четырем и четверым?

- Что нужно знать, чтобы не попасть в ситуацию, в которой оказался  Антон?

 -Каковы цели нашего урока? Чему мы должны научиться?  (научиться правильно употреблять в речи собирательные числительные)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Чтобы понять, каковы условия употребления собирательных числительных, понаблюдайте  и проанализируйте примеры на доске.

Трое воинов, братьев, помощников.

Двое ребят

Пятеро ножниц, суток, щипцов, ворот.

Четверо медвежат, козлят, волчат.

Оба друга, танкиста, барабанщика.

Обе подруги, сестры, балерины. (словосочетания записаны на доске)

- Когда (с какими существительными)  могут употребляться собирательные числительные?

-Проверим свои выводы по учебнику.

5. Этап реализации построенного проекта

-Обратимся к тексту. Каким образом можно исправить ошибки в употреблении собирательных числительных? Поработайте в парах.

-Чтение исправленного варианта  текста.

-Как образованы собирательные числительные? (числительные ДВОЕ, ТРОЕ образованы суффиксальным способом (суффикс оj). А остальные собирательные числительные образованы с помощью суффикса –ер)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Исключите слова, с которыми собирательным числительным не сочетаются. С остальными числительными составьте и запишите  правильные словосочетания.

1. Двое (певицы, котята, ребята).

2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы).

 3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).

 4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).

 5. Обоими (уши, глаза, стены, дома).

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Найдите предложения с ошибкой в употреблении собирательных числительных. Спишите их, исправив ошибки. (предложения с ошибками и эталон записаны на доске)

1. Шестеро девочек сбежали с уроков.

 2. Двое лошадей скакали во весь упор.

 3. А за ними едва поспевали двое жеребят.

 4. На столе стояло четверо стаканов.

 5. Трое котят забрались в папину шляпу.

 (Шесть девочек сбежали с уроков. Две лошади скакали во весь опор. На столе стояло два стакана.)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

-Прочитайте текст. Найдите числительные и устно определите их разряд по значению.

Спишите текст, дополняя его. Используйте числительные разных разрядов.

В далекой-далекой стране жили-были царь с царицей. Мир в стране охранял добрый волшебник: взмахнет первый раз палочкой – и уйдут все печали; взмахнет второй раз палочкой – и наступит яркая и теплая весна.  А у царя с царицей было  три сына. В первый месяц весны  трое царевичей отправились в путешествие, хотя и в их царстве было очень интересно. Вот  стоит дом номер … Он самый... и…. Когда-то в нем жили…, а сейчас… Обойдя дом, мы попадаем на центральную площадь. Чего там только нет: и …, и …., и …., и даже…. От центральной площади ведут … дороги: направо пойдешь - …, налево пойдешь-…, прямо пойдешь - … А за городом находится заколдованный лес. Там уже …лет живет … и  охраняет…. Вот такую интересную страну покинули царевичи в поисках приключений.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Каковы были цели нашего урока?

- Достигли ли мы их?

-Оцените с помощью смайликов, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

  

-Каковы будут цели нашей дальнейшей деятельности?

Домашнее задание

Дифференцированное задание на выбор

-Подобрать сказки, в названиях которых встречаются собирательные числительные.

-Найти пословицы и поговорки с собирательными числительными. Письменно объяснить значение одной из пословиц.

-Написать собственную лингвистическую сказку о собирательных числительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Собирательные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку в 6 классе "Собирательные числительные" по программеВ.В.Бабайцевой...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Количественные и собирательные числительные"

Работка урока к учбнику Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М., 2011.Урок дается перед изучением порядковых числительных как урок обобщени...

Интернет - урок Собирательные числительные

Цель занятия: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Создать условия для формирования языковедческой и  коммуникативной компетенций.    ...

Количественные собирательные числительные. Склонение, употребление.

Презентация к уроку 6 класс (образовательная программа "Школа 2100")...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"

Здесь используется технология опорного конспекта....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...