Рабочая программа по риторике для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Купцова Ксения Вячеславовна

Рабочая программа по риторике для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_ritorika_6_.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»

Г.о Подольск

Утверждаю:

Директор МБОУ «Гимназия

имени Подольских курсантов»

__________ Квашенникова Н.А.

Пр. №_____ от «___» ________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РИТОРИКЕ

6  «Г» класса

Составитель: учитель

русского языка

и литературы

Купцова К.В.

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента

государственного стандарта общего образования, программы по риторике для

основной школы (Автор программы Ладыженская Т.А. «Программа по рито-

рике, 5-11 классы». - В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник

программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая шко-

ла». - М.: Баласс, 2004) , программно-методических материалов «Школьная ри-

торика. 6 класс» (Под ред. Т.А. Ладыженской - М: Баласс, 2006).

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю и  соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов. Программа обеспечена учебным пособием «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской – М:Баласс, 2014

Риторика входит в образовательную область «филология». Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика –самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению. Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка.

Цели изучения

1. Дать представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением.

2. Познакомиться с речевой ситуацией и ее компонентами.

3. Познакомиться с видами общения

4. Познакомиться с качествами речи.

5. Сформировать у детей умение ориентироваться в ситуации общения; определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера)

6. Дать представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой

деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях 3

текста

7. Центральное понятие блока- речевой жанр.

Характеристика программы

В программе два смысловых блока:

– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»).

Характеристика блоков:

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия междулюдьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как) – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.речевой жанр –дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную или найденную тему.

В программу включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена их взаимосвязь. Кроме того, как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса кклассу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание программы.

(17 часов /1 час в неделю)

1.Общение.(11ч)

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

2.Текст. Работа с текстом.(6ч)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

3.Речевой этикет.(4ч)

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения

4.Общение устное и письменное.(12ч)

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

5.Подведение итогов.(1ч)

Планируемые результаты освоения курса риторики

  • Личностными результатами изучения курса риторики является формирование следующих умений:
  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;
  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учѐт особенностей разных коммуникантов.
  • Метапредметными результатами изучения курса риторики является формирование следующих учебных действий:
  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приѐмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  • знать приѐмы сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  • пользоваться приѐмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
  • пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определѐнной структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
  • реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
  • при выполнении заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
  • Предметными результатами изучения курса риторика является формирование следующих умений:
  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
  • определять вид речевой деятельности, характеризовать еѐ особенности;
  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  • давать оценку невежливому речевому поведению.

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Дата  планируем.

Дата

фактическ.

Общение(11ч)

1/1

Общение.

05.09

2/2

Виды общения. Официальное – неофициальное

12.09

3/3

Обращение.

19.09

4/4

Великая сила голоса. Природный «орган».

26.09

5/5

Жесты, Жесты, жесты

03.10

6/6

Такие разные жесты

10.10

7/7

Жесты однозначные и многозначные. Жесты уместные и неуместные.        

17.10

8/8

Виды речевой деятельности

24.10

9/9

Учимся слушать информационную речь.

07.11

10/10

Учимся слушать информационную речь.

14.11

11/11

Какой разговор можно назвать беседой?

21.11

Текст. Работа с текстом.(6ч)

12/1

Учимся читать

28.11

13/2

Что записывать? Как и зачем?

05.12

14/3

Учимся читать учебную книгу

12.12

15/4

Штампы и находки.

19.12

16/5

Отзыв.

10.01

17/6

Аннотация

16.01

Речевой этикет.(4ч)

18/1

Давайте говорить друг другу комплименты

23.01

19/2

Изобретаем  речь..

30.01

20/3

Учимся отвечать

06.02

21/4

Можно ли управлять спором? Всё-таки спор, а не ссора!

13.02

Общение устное и письменное.(12ч)

22/1

О письмах вообще.

20.02

23/2

Похвальное письмо

27.02

24/3

Письмо-поздравление

06.03

25/4

Дневниковые записи.

13.03

26/5

Развернутый ответ-это устный ответ.

20.03

27/6

Интервью.

03.04

28/7

Аннотации бывают разные.

10.04

29/8

Красна речь с притчею

17.04

30/9

Такие разные ответы

24.04

31/10

Классное собрание

02.05

32/11

Бывальщины. Небывальщины.        

        

08.05

33/12

Слово Ритора изменяет ход истории

15.05

Подведение итогов.(1ч)

34/1

Подведение итогов.        

        

22.05

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:Школьная риторика  под редакцией Т.А. Ладыженской в двух частях

6  класс Москва, издательство «Баласс» 2011 год

Учебно-методическая:Методические рекомендации Школьная риторика под редакцией Т.А.Ладыженской 6 класс. Москва, издательство «Баласс» 2008 год.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

от «____»________2016 г. №____

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

__________ Антонюк Е.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 7 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...

Рабочая программа по риторике 6 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...

Рабочая программа по риторике. 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...