Подготовка к написанию сжатого изложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Харисова Миннегел Рахимовна

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения. Задачи урока: -формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; -формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное; -отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию. Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hmr_szhatoe_izlozhenie.docx35.64 КБ
Файл prilozhenie_k_szhatomu_izlozheniyu.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №2» имени Баки Урманче

города Нижнекамска РТ

                                    Урок русского языка в 8Б классе

                Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения.

Учитель русского языка и литературы: Харисова Миннегел Рахимовна    

                                          2015-2016 учебный год

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи урока:

-формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

-формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

-отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

  Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, тексты.

План урока.

I. Организационный момент урока.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Актуализация знаний.

IV. Повторение  приемов и способов сжатия текста .

V. Практическая работа на уроке.

VI. Самостоятельная практическая работа по рядам с последующей проверкой.  

VII. Анализ текста.

VIII. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

IX. Итог урока.

X. Домашнее задание.  

Ход урока:

I. Организационный момент урока. (приветствие, выяснение отсутствующих учеников)

II. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

II. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое).

-Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей).

-Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности).

- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.  (Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации).

Наша с вами  задача – научиться  написать  сжатое изложението есть кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

Слово учителя: Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.   

       При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время ОГЭ – залог успешной сдачи экзамена.

IV. Повторение  приемов и способов сжатия текста.

-Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем?

 3 способа компрессии текста: исключения, замены и слияния.

Исключения:

-исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

- исключение повторов;

- исключение  одного или нескольких синонимов;

- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, представленные слишком широко и полно.

Замены:

-замена однородных членов обобщающим словом;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена СПП простым предложением;

- замена прямой речи косвенной.

Слияние:

-образование сложного предложения путём соединения двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

V. Практическая работа на уроке.

 Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся выяснить способы сжатия.

Задание №1

Первоначальный вариант

Конечный результат

1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном».

- Любой текст состоит из предложений, связанных  по смыслу и грамматически. Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Предлагаю вам текст, в котором они отсутствуют.

Задание № 2.

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Задания:

  1. Подчеркните ключевые слова в тексте.
  2. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные предложения с помощью союзов потому что, так как.
  3. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.
  4. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы:  и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если.
  5. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

(Вариант сжатого изложения: Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.)

- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

VI. Самостоятельная практическая работа по рядам с последующей проверкой.  (Выполняется  задание в тетрадках,  аккуратно делая карандашом необходимые пометки.  Каждый ряд работает со своим заданием 3-4 минуты).

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния.

 О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

    Вариант ответа:

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены.

 М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры  с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим  деятелем.

     Вариант ответа:

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения.

 За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    Вариант ответа:

     За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

-Время истекло.  Слушаем учащихся первого ряда, второго ряда, третьего ряда.

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.

VII. Анализ текста.

- А теперь перейдем непосредственно к анализу текста.

- Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческий подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.

- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста.

         Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться.

Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту.

- Удачно ли это изложение? Почему?

       ( Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.)

- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.

-VIII. Давайте вспомним этапы работы с текстом.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему? 
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

  • Общая тональность звучания текста;
  • настроение, которое вызывает прочтение текста;
  • отношение автора к событиям, героям;
  • наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

    Назовите композиционные части текста.
   

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения.

Как соединить содержание микротем в текст? 
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

-Какова тема текста? (Внимание)

 -Какова идея?

         («Хорошее внимание – настоящий капитал»)

- Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова. (Слайд)

-Умение быть внимательным очень важно в жизни.

-Но иногда сосредоточиться очень трудно, даже если это необходимо.

-Прежде всего надо понять причину невнимательности и постараться устранить ее.

-Для поддержания внимания очень важны условия: легче сосредоточиться в привычном месте работы; надо, чтобы не мешали окружающие; правда, абсолютная тишина может не помочь вниманию, а погрузить в дремоту.

-Если ничего не помогает, нужно обратиться к специалисту, но обычно человек способен сосредоточиться и сам.

- Соотнесите микротемы и абзацы. Может ли один абзац включать не одну, а несколько микротем? (может)

- Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.

  -Проверяем работу.(по первому абзацу)

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

Сжатый вариант:

        Хорошее внимание – основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе – это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь.

IX. Итог урока.

- Чему был посвящен наш урок?

 - Какие приёмы сжатия текста рассматривали?

 - Что включает в себя таблица, которую рассматривали на уроке?

 - Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

 -Оценка работы учащихся.

X. Домашнее задание. 1.Написать оставшиеся 2 микротемы (абзацы) для сильных учащихся.2. Повторить теоретический материал. Подумать над определением слова «Выбор» подготовиться к сжатому изложению.( всем).

   

Литература:

1. Русский язык 9 класс. Подготовка к ГИА-2013. Учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А.Сениной. - Ростов на Дону: Легион, 2013.

2. . Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2011 / ФИПИ.-М.: «Интеллект –Центр». И.П.Цыбулько, В.Н. Александров, Л.И. Пучкова, Т.В.Соловьева.

3. «Выбор» (По А.Н.Москвину)



Предварительный просмотр:

                                  Приложение №1

1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном».

                                   Приложение №2

Задание № 2.

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Задания

  1. Подчеркните ключевые слова в тексте.
  2. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные предложения с помощью союзов потому что, так как.
  3. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.
  4. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы:  и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если.
  5. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

                                      Приложение №3

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния.

 О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены.

 М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры  с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим  деятелем.

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения.

 За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

                                        Приложение№4

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческий подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.

 

         Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться.

Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту.

                                           Приложение №5

 Давайте вспомним этапы работы с текстом.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему? 
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

  • Общая тональность звучания текста;
  • настроение, которое вызывает прочтение текста;
  • отношение автора к событиям, героям;
  • наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

    Назовите композиционные части текста.
   

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения.

Как соединить содержание микротем в текст? 
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

                                        Приложение№6

Хорошее внимание – основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе – это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)

Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам  поработать с "испорченным текстом"...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...