урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тимофеева Ольга Вячеславовна

урок разработан в рамках курсов  "Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС:  цели, задачи и критерии оценки»                           

                                                                  

                                                          

                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_razrabotka_uroka_timofeevoy_o.v.docx164.46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК по литературе в 5 классе

тема : Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

                                                  Тимофеева  О.В,

учитель русского   языка и литературы

                                            МБОУ «Гимназия №1г.Лаишево»

                                 Лаишевского муниципального района  

Республики Татарстан

                                     

                                                       

                                                         

Тема урока: Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная:  совершенствовать умение понимать и интерпретировать содержание басен, систему образов героев; определять смысл иносказания; формировать способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ,  работа с  учебником, таблицей. 

Содержательная:  сформировать представление  о басне как жанре, ее признаках, о приеме аллегории; познакомиться с баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»; раскрыть идейно-художественные особенности произведений, авторскую позицию; воспитать уважение к истории и культуре российского народа.

Планируемые результаты:  

Личностные: ученик научится чувствовать красоту и выразительность речи,  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей через понятия добра и зла в басне; формировать представления о патриотизме.

Метапредметные  УУД:  

Регулятивные  УУД:  ученик научится самостоятельно заполнять таблицы при сопоставлении анализа героев басен;

Ученик получит возможность работать с дополнительными источниками: энциклопедией, словарями

 Познавательные УУД: ученик научится анализировать басню как один из жанров литературы проводить наблюдение под руководством учителя;

ученик получит возможность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: ученик научится давать полные ответы на поставленные вопросы учителя, составлять синквейн по изученной теме

ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Предметные: ученик научится выразительно читать произведения и их анализировать;

ученик получит возможность научиться сравнивать два произведения одного автора.

Необходимое оборудование: учебник  «Литература», 5 класс  (автор - Г. С. Меркин), словарь литературоведческих терминов, Крылов И.А. «Басни», С. Ожегов «Толовый словарь русского языка».

Предметно-образовательная среда: учебник, комплект мультимедийной аппаратуры,  карточки с заданиями.

Демонстративный материал:  рисунки, принесенные учениками, опорная схема «Басня», картина, на которой изображен сказочный персонаж-волк, эталоны для самопроверки сюжетной организации текста.

Ход урока:

1 этап. Мотивация к учебной деятельности (актуализация субъектного опыта учеников).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите, какая сегодня солнечная погода за окном! Вот с таким же солнечным и веселым настроением будем мы с вами работать на уроке.

Я прошу вас посмотреть на картину перед вами и ответить на следующие вопросы: Волк на псарне

Учитель: кто изображен на картине?

Ученик: на картине изображен волк.

Учитель: Ребята, опишите, пожалуйста, его внешность .

 Ученик: шерсть у волка  серого цвета, местами лохматая, он больших размеров

Ученик: шерсть у волка темно-серого  цвета, почти черного.

Ученик: волк большой, с огромной пастью.

Ученик: у волка страшные, большие зубы

 Ученик: волк изображен на картине среди  какого – то

пустынного   места.

Учитель: как вы думаете, каков характер у него?

 Ученик:  я думаю, что характер у волка злой и беспощадный.

Учитель: в каких литературных произведениях вы встречали

этот персонаж?

Ученик:  я встречал волка в сказке «Лиса и Волк», «Волк и козлята». 

Учитель: какой характер у волка в этих произведениях?

  Ученик: в сказке «Волк и козлята». характер у волка всегда злой,  

  сильный и грубый. Он обижает слабых козлят.

  Ученик: я думаю, что характер у волка хитрый и изворотливый, он

  всегда хочет всех обмануть.

 Ученик: а еще можно встретить волка в баснях.

 Учитель: Ребята, а  с какими баснями вы уже знакомы и кто их автор?

 Ученик:  например басня «Случалось два астронома в  

  пиру…»М.Ломоносова, «Волк и журавль»

Ученик: «Ворона и лисица»,  «Мартышка и очки»,

Ученик «Стрекоза и муравей»,  

Ученик: автор всех этих басен И.А.Крылов.

Учитель: А что вы знаете о И.А.Крылове.

Ученик: И.А.Крылов знаменитый русский писатель, автор многих  

басен

Ученик: И.А.Крылов жил и трудился в 18 веке.

Учитель. Мы с вами продолжим углублять знания об  И.А.Крылове. Я

прошу двух учеников выступить с домашним заданием и рассказать о

жизни  и  творчестве  И.А.Крылова.

Ученик 1: И.А.Крылов, годы жизни (1769 — 1844) - русский писатель, баснописец, создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой и ярким  языком. В них обличались общественные и человеческие пороки.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.

Ученик 2: В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики.

.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности и очень много путешествовал. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг.9 ноября  1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Учитель. Ребята, отлично подготовились. Спасибо, садитесь на места.

2 этап. Актуализация пробного учебного действия.

Учитель:  чем вы пополнили свои знания, прослушав сообщения

своих  одноклассников?

Ученик: я узнал, что  И.А.Крылов создал более 200 басен.

Ученик: И.А.Крылов образование получил небольшое, но много читал с самого детства.

Ученик:  И.А.Крылова  называют баснописцем.

Учитель: ребята, а  что такое басня? Давайте вспомним точное определение басни.

Ученик:  басня - это стихотворное произведение.

Ученик:  басня - это небольшое стихотворное произведение с героями - животными

Учитель: ребята, у вас на столе карточки. Я предлагаю вам работу в группах. Вы должны выбрать, на какой карточке написано правильное определение басни.

Карточка №1. Басня  - это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев.

Карточка №2.Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей

  Карточка №3. Басня  - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения.

Учитель: я вижу, что группы готовы. Итак, ваш ответ:

Ученик: басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей.

Учитель: совершенно верно, молодцы!

Учитель: сегодня мы познакомимся с баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Ребята, послушайте басни, которые прочитают ваши одноклассники  (четыре сильных ученика читают басни )

Учитель:  что общего в этих баснях?

Ученики: в обеих баснях одинаковый персонаж - волк.

Учитель:  что показалось вам необычным?

Ученики: почему волк в этих баснях ведет себя по - разному?

Ученики: кто такой ловчий?

3 этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

Учитель: какие же цели вы поставите перед собой на уроке?

Ученик:  проанализировать  басни И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

Ученик: мы должны будем разобраться  в чем сходство и в чем различие этих двух басен?

Учитель:  что же будет темой нашего урока сегодня?

Ученик: сравнительная характеристика  басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: каков же  план нашей дальнейшей работы?

Ученик: 1. Узнаем больше о баснях И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

Ученик: 2. Подробно остановимся на героях и посмотрим, кто скрыт за их образами.

Ученик: 3. Сделаем анализ басен И.А. Крылова и обратимся к их сравнительной характеристике.

Физкультминутка

http://arhivurokov.ru/multiurok/6/4/5/64597ca00698b5e96bd9ed5de65aee5a767f4e4e/mashinnyie-shvy-dvoinoi-zaposhivochnyi_4.jpeg

 

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель:  Басни И.А. Крылова – это особые произведения. Дело в том, что в то время, когда жил и творил Крылов, не было возможности говорить все прямо — цензура за это жестко карала. В своих баснях Иван Андреевич Крылов поднимает общечеловеческие вопросы и даже описывает исторические ситуации.

 За образами зверей мы с легкостью можем узнать людей, политических и общественных деятелей того времени. А как называется литературный прием, который баснописец обычно использует в своих произведениях?

Ученик: этот литературный прием называется  аллегория, иносказание

Учитель: Да, ребята, вы совершенно правы.

Давайте запишем определение аллегории в тетрадях (слайд №2) 

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.

Учитель: Выпишите из басен  устаревшие слова (в столбик). Кто знает их значение, можете сразу написать рядом. 

На добычу -

Донесть -

В запрошлом лете -

надобно гневаться –

Учитель: Можете проверить свои ответы (слайд 3).

На добычу: добыча - старое ударение;

Донесть - старинная форма - донести, доложить, сказать;

В запрошлом лете - 2 года тому назад;

надобно – надо;

гневаться – сердиться, возмущаться

Ученики: Обратимся к басне «Волк и Ягненок?» Как построена басня,  с каких слов начинается?

Ученик:  « У сильного всегда бессильный виноват…»

Ученик:  эти строчки звучат сразу как вывод.

Ученик:  эти строчки как главная мысль

Учитель. Чем обычно начинается или заканчивается басня?

Ученик: « У сильного всегда бессильный виноват…» это мораль.

 Учитель: А что такое мораль?

Ученик: мораль - вывод, поучение, этими словами объясняется смысл басни.

Учитель: правильно, ребята. Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Она построена по-другому, иначе, чем другие басни. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. В ней два главных героя, образы, которых одинаково важны и не могут существовать один без другого. А почему, как вы думаете? Кого показывают эти два героя?

Ученик:  ягненок – это персонаж слабый, безобидный.

Ученик:  он пытается добрым словом смягчить Волка с самого начала беседы.

Ученик: ягненок  - это как простой, обычный человек.

Ученик: а волк проявляет грубость  в обращении к Ягненку.

Ученик: волк обзывает ягненка « псом и нечистым рылом».

Ученик: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, этими словами Волк показывает свою наглость, жестокость, стремление властвовать.

Ученик: волк – образ человека, обладающего силой и пользующегося своим положением.

Учитель. А теперь обратимся к другой басне, где  главный герой тоже волк. Я прошу выступить нашего подготовленного историка. 

Ученик: Басня «Волк на псарне» имеет свою историческую подоплеку. Она была написана во время великой отечественной войны 1812 года. В один прекрасный день Иван Андреевич Крылов проводил вечер в гостиной у Олениных — именно там он узнавал все самые последние новости о войне. Тургенев рассказывал историю о том, как Наполеон запросил мира, а Кутузов взял и отказал ему.

Ни о каком перемирии и не могло быть речи, пока французы были в самом сердце нашей страны — в Москве. Иван Андреевич Крылов слушал ее с особым трепетом и волнением. Отмечали даже то, что он смахивал слезы со своих глаз. В этот вечер Крылов необычайно рано покинул гостеприимный дом Олениных, где после не появлялся в течение нескольких дней.

Учитель: вот вкратце история создания басни «Волк на псарне». Она очень интересная, думаю, что вы возьметесь изучить ее да конца.

Учитель: А в этой басне, какие черты у героев подчеркнул Крылов?

Ученик:   волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость.

Учитель: давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?

Прижавшись в угол задом, 
Зубами щелкая и ощетиня шерсть, 
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

Ученик: повторяются звуки Ж – Ш

Ученик: возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.

Учитель: ребята, как вы думаете, кого И.А.Крылов подразумевал под маской волка?

Ученик: я считаю, что под маской волка И.А.Крылов подразумевал Наполеона.

Учитель: действительно, Наполеон предстает в образе волка, который хотел напасть на Россию и одержать победу, но ничего у него не вышло.

Учитель: а какой персонаж противопоставлен образу волка?

Ученик: противопоставлен образу волка - ловчий?

Ученик:   Ловчий — опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Ребята, поработаем со словарями, которые лежат у вас на столах. Запишите у себя в тетради слова и их значения.

«Толковый словарик»

Овчарня – хлев для овец.
Псарня – помещение для собак.
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.
Хлев – помещение для скота.

Псарь – надсмотрщик за охотничьими собаками. 
Ловчий – предназначенный, приученный к ловле кого-нибудь.

Учитель: Ребята, скажите, а какой персонаж  из этих басен  вы  бы хотели сыграть?

Ученик: я бы хотел сыграть волка.

Ученик: а я бы хотело сыграть ягненка.

Учитель: давайте выразительно прочитаем басни по ролям.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Поработайте в парах. Заполните сравнительно-сопоставительную таблицу  и проверьте ваши выводы по эталону.

                                 Особенности двух басен И.А. Крылова

Критерии сравнения

«Волк и ягненок»

«Волк на псарне»

Главные герои

Характер героев

Мораль

Чему учит басня

                                                               

Эталон

Особенности двух басен И.А. Крылова

Критерии сравнения

«Волк и ягненок»

«Волк на псарне»

Главные герои

Волк и ягненок

Ловчий и Волк

Характер героев

Волк - кровожадный, несправедливый.

Ягненок – робкий, справедливый,  безвинный, вежливый.                                                                                 

Волк – хитрый, злобный, лицемерный.

Ловчий – смелый, справедливый, мудрый.

Мораль

«У сильного всегда бессильный виноват».

«С волками иначе не делать мировой, 
Как снявши шкуру с них долой».

Чему учит басня

Если ты сильный - это не значит, что можно обижать слабых.

Вовремя  разгадать уловки врага и разглядеть его намерения. 

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель: ребята, какая есть еще одна общая особенность басен? Если рассматривать героев, на что еще мы всегда обращаем внимание?

Ученик: мы читаем, как  герои разговаривают между собой.

Ученик: они постоянно общаются друг с другом.

Учитель: как называется этот прием, когда персонажи разговаривают?

Ученик: разговор персонажей называется -  Диалог.

Учитель. Как вы думаете, почему почти все басни построены на диалоге?

Ученик: басни построены на диалоге, потому что  басня – маленький спектакль

Учитель. А почему важен диалог, чем он помогает читателю? Приведите примеры из текста.

Ученик. Речь героев показывает нам  их характеры.

Ученик. Вот, например как говорит волк в басне «Волк на псарне»

«Друзья, к чему весь этот шум? 
Я, ваш старинный сват и кум, 
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: …»

Волк льстит, он хитрый и изворотливый

9.Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?                                  

Какие цели ставили? Достигли ли их?        

Ученик:    урок был посвящен теме «Сравнительная характеристика  басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

 Ученик: работая над баснями И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», мы проанализировали  их.

Ученик: на уроке мы разобрались в чем сходство и в чем различие этих двух басен.

Ученик: на уроке мы повторили  понятия: аллегории, мораль, иносказание.

Ученик: на уроке мыузнали толкование некоторых устаревших слов.

Учитель: дайте характеристику басни, используя прием синквейн.

Учитель: прочитайте, что у вас получилось.

 Учитель: хорошо, молодцы!

 Учитель:  давайте составим  синквейн все вместе.

Басня

Интересная, поучающая

Читаем, анализируем, думаем

Учит мудрости жизни

Мораль

Учитель. Каждый из вас выбирает по 3 предложения. Закончите их, записывая  в тетради.

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось

Учитель. Надеюсь, что вам понравилось занятие, и вы остались довольны. Спасибо, что хорошо работали.

Выставление оценок.

Задание на дом.  

1. Нарисовать рисунок к одной из басен И.А.Крылова («Волк и Ягненок» или «Волк на псарне»).

2.Выучить наизусть одну из басен (на выбор).

3.Составить вопросы к викторине на тему «Басня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. А Крылов "Волк и Ягненок", "Волк на псарне".

Урок по литературе в 5 классе не первый в серии уроков по творчеству Крылова. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством великого баснописца. Узнали, что такое басня, мораль, аллегория....

Презентация к уроку литературы по творчеству И.А.Крылова

Презентация к изучению басен И.А.Крылова...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Басни Крылова"

презентация к уроку по творчеству И.А.Крылова...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...

План-конспект урока по литературе. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».Основные виды деятельности: ответы на вопросы о жанре басни; ответ на вопросы викторины по статье ...

открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"

открытый  урок  литературы   в соответствии с ФГОС...