Практические советы по написанию итогового сочинения - 2018
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

В презентации даны советы, а также пример написания итогового  сочинения по теме "Мечта и реальность". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_sovety.pptx707.92 КБ
Microsoft Office document icon pochemu_mest_razrushaet_dushu.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические советы в написании итогового сочинения

Слайд 2

Мечтатель – это фантазёр или глупец? Мечта играет важную роль в жизни людей. Для одних людей мечта – это нечто созданное воображением, мысленно представляемое. Для других - предмет желаний, стремлений. И на вопрос «кем ты мечтаешь стать?» они отвечают выбором профессий. Третьи перечисляют материальные блага, к которым будут стремиться в течение жизни. Никто не станет отрицать важности мечты в жизни человека. Однако задумаемся: мечтатели – это фантазёры или глупцы? Попробуем разобраться в этом вопросе. (65 слов)

Слайд 3

Вступление (60-70 слов): Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения? Отражено ли это во вступлении? Намечена ли цель сочинения? Сужена ли тема?

Слайд 4

Есть ли переход к основной части ? Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы…. Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.... Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? Так в произведении…показан…. Именно…( один из этих вариантов!)

Слайд 5

Сегодня мы понимаем, что без мечтателей человечество топталось бы на месте: не были бы открыты вакцины от болезней, изучены морские глубины и недра земли, покорен человеку космос, придуманы автомобили, самолеты, радио, телефон, телевидение, Интернет и многое другое. Однако к мечтателям в обществе не всегда относились с уважением. Ведь бывает очень трудно достучаться со своей воображаемой идеей до других людей. Размышляя о таких мечтателях, я не могу не вспомнить пьесу «Гроза» известного русского драматурга Александра Николаевича Островского.

Слайд 6

Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента) Обращение к произведению (указаны автор, название); Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!) Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему; Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме; Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!) То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - …. О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении… Об этом же писал… Это же волновало…. Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

Слайд 7

Одним из таких героев-фантазёров является Кулигин . Даже его фамилия созвучна с фамилией Кулибин. (Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие.) Кулигин – механик, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Однако живет он не одними фантазиями. Он предлагает Дикому поставить на бульваре часы «для общей пользы», да слышит в свой адрес только ругань. Также предлагает завести громоотводы. Но для Дикого «все суета». Таким образом автор показывает нам, что Кулигин мечтает сделать жизнь обывателей города Калинова лучше, а для этого всего лишь нужна «воля на доброе дело». (114слов)

Слайд 8

А вот в поэме «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя мы встречаем помещика Манилова. Восемь лет он женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Он предается мечтам и беседует сам с собой, стоит планы, которым не суждено сбыться. Например, подземный ход, надстройка для обзора Москвы. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. После общения с Маниловым сложно вспомнить его лицо, оно расплывается и теряется в памяти как облако. Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица. Автор обращает наше внимание на такой факт, что праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий приводит к разрухе. Так, автор хочет донести до нас мысль о том, что Манилов не фантазёр, а глупец. (130 слов)

Слайд 9

Заключение (60-70 слов). «Специальные» слова для начала заключения: Подводя итог, хочется сказать:… Таким образом, мы понимаем, что…. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос) Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например : Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

Слайд 10

К какому же выводу мы пришли, размышляя над темой «Мечтатель – это фантазёр или глупец?» Приведенные литературные аргументы доказывают, что всё зависит от самого мечтателя. Если его мечты, фантазии направлены на благо людей, на полезные дела, то нет ничего плохого в такой мечтательности. И благодаря именно таким фантазерам научно-технический прогресс на стоит на месте! (53 слова)

Слайд 11

Домашнее сочинение: «Почему месть разрушает душу?»



Предварительный просмотр:

Сочинение на тему

«Почему месть разрушает душу?»

Задумаемся над вопросом: что такое месть? Месть - это гнетущее, разрушительное чувство. Это желание принесения вреда в ответ на боль, которую испытал когда-то. Это даже может быть поступок, совершенный из-за побуждения покарать за несправедливость, причиненную ранее. Наверное, среди нас найдутся такие люди, которым приходилось испытывать желание отмщения. Однако разберемся, какое действие оказывает на человека месть?

И тому немало примеров в мировой художественной литературе. Одним из ярких произведений по данной проблеме является пьеса М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Главный герой, Евгений Александрович Арбенин, решает отомстить своей молодой жене Нине, как он понял,  за «измену». Для него было важно оставаться в глазах общества сильным человеком, который не потерпит обмана. Однако интрижка баронессы Штраль, в которой она использовала утерянный Ниной браслет, впоследствии привела к трагедии. Арбенин на балу хладнокровно предлагает Нине отравленное им мороженое. Его  бесчеловечное отношение к просящей помощи Нине и нежелание принять её исповедь приводит к смерти ни в чём неповинной жены. В этот момент Арбенину кажется, что он отмщен. Он ходит в гнетущем, мрачном одиночестве по опустевшему дому. Однако обличительный  разговор с Неизвестным и  правда, которую сообщает баронесса в письме, приводят к тому, что Евгений Арбенин сходит с ума: погружается во мрак безумия. Так Лермонтов показывает нам, что месть разрушает человека, приводит к безумию.

Ещё одним примером может стать повесть «Капитанская дочка» известного русского писателя и поэта XIX века А.С. Пушкина. Героем, испытавшим чувство мести, становится Алексей Иванович Швабрин. Он старается мстить Гринёву сначала за свою отвергнутую любовь и вызывает своего соперника на дуэль. Во время поединка Гринёв получает ранение. Но Швабрину кажется этого мало: он пишет письмо родителям Петра Андреевича, после которого становится невозможна женитьба на Маше Мироновой – капитанской дочке. А в конце повести по доносу Швабрина и вовсе арестовывают Гринёва за «измену». Но каким изображает автор Швабрина во время очной ставки с Гринёвым? Он опустился, сломлен, измождён. Месть не только разрушила душу этого молодого офицера, но и всю его жизнь. Кем он стал? Сначала неудачливым женихом, а потом и вовсе предателем, перейдя в лагерь Пугачёва. Он потерял всякое уважение окружающих. Его месть привела к одиночеству и впоследствии к наказанию.

Так к какому выводу мы пришли, отвечая на вопрос: почему месть разрушает душу?  Люди, живущие жаждой мести, теряют духовные человеческие качества, становятся злыми и самолюбивыми, не умеющими слышать других и прощать. Их душа, действительно, разрушается и иссушается, а человек чахнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к написанию итогового сочинения

Методические рекомендации к написанию итогового сочинения по литературе в 2014 году...

советы по написанию мини-сочинения по обществознанию

Презентация содержит соеты по выполнению задания 39 на ЕГЭ по обществознанию...

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода

В статье даются  мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения в лицее а также  об...

Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."

Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм ра...

«Текст как вершина речевой культуры» (дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов к написанию итогового сочинения)

Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения...

Советы выпускникам по написанию итогового сочинения.

Этапы подготовки к итоговому сочинению. Основные ошибки. Рекомендации по написанию....

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...