Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык
рабочая программа по русскому языку по теме

Мартыновских Галина Вячеславовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Русский язык

Садово-парковое и ландшафтное строительство

 

по программе подготовки специалистов среднего звена

«общеобразовательные учебные дисциплины»

основной профессиональной образовательной программы СПО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_sps.docx49.99 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа учебной дисциплины Русский язык ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования по истории (как базовой дисциплины) в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы направленно  на достижение следующих целей:

•        совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

•        формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

•        совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

•        дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

        Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

        личностных:

-        воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

-        понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

-        осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

-        формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-        способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-        готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-        способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

        метапредметных:

-        владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

-        владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

-        применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-        овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

-        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-        умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

        предметных:

-        сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

-        сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-        владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-        владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-        владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-        сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

-        сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

-        способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-        владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-        сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 138 час., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 92 часа;

самостоятельной работы обучающегося 46 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:

     практические занятия

8

     контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

Итоговая аттестация в форме  - экзамена  


                     2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины            _______русский язык____________

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1 КУРС  1 СЕМЕСТР

22

Раздел 1

Введение

1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

1

2

2

Контрольная работа № 1. Входящий контроль знаний.

1

Раздел 2.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

№ п\п

№ темы

Содержание учебного материала

13

3

1

Язык и речь. Русский язык в современном мире.

1

4

2

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Виды норм.

1

5

3

Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

1

6

4

Признаки, структура текста. Абзац как средство смыслового членения текста.

1

7

5

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль.

1

8

6

Художественный стиль. Разновидности художественного стиля.  

1

9

7

Контрольная работа № 2. Эссе.

1

10

8

Официально-деловой стиль, его признаки, назначение.

1

11

9

Практическая работа № 1. Оформление документов официально-делового стиля.

1

12

10

Публицистический стиль. Составление текстов публицистического стиля.

1

13

11

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

1

14

12

Лингвостилистический анализ текста.

1

15

13

Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста.

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

1

Написать рассуждение о родном языке: «Зачем необходимо знать русский язык».

1

2

Сообщение на тему: «Русское письмо и его эволюция».

1

3

Подготовка реферата «Культура речи. Нормы русского языка».

1

4

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», стр. 57, 58 упр. 1-10

1

5

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» стр. 31-36, стр. 34 упр. 2, стр. 36 упр. 1-3

1

6

Сообщение на тему: «Функциональные стили русского языка».

1

7

Лингвостилистический анализ текста (работа с текстом по выбору обучающегося).

1

Раздел 3.

Лексика

Содержание учебного материала

7

2

16

1

Слово в лексической системе языка. Прямое, переносное значение слова.

1

17

2

Многозначность слова и омонимы.

1

18

3

Синонимы, антонимы, паронимы.

1

19

4

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, термины.

1

20

5

Лексика с точки зрения ее употребления: жаргоны, диалектизмы, профессионализмы.

1

21

6

Активный и пассивный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

1

22

7

Контрольная работа №3. Тестирование 1 курс 1 семестр

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

8

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи»  Ответить на вопросы стр. 61, стр. 72 таблица, стр. 77 таблица.

1

9

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Задание для самопроверки стр. 87, 88.

1

2 семестр

24

Раздел 4.

Фразеология

№ п\п

№ темы

Содержание учебного материала

3

23

1

Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы.

1

24

2

Практическое занятие №3. Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок.

1

25

3

Работа с текстом с использованием фразеологических словарей.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

10

Записать 10 пословиц и 10 поговорок по тематическим группам (труд, осень)

1

Раздел 5.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Содержание учебного материала

15

2

26

1

Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова.

1

27

2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

1

28

3

Принципы русской орфографии, фонемные правила.

1

29

4

Правописание: Безударные гласные в корне.

1

30

5

Чередующиеся гласные в корне слова. (А/О)

1

31

6

Чередующиеся гласные в корне слова. (И/Е)

1

32

7

Правописание: Сомнительные согласные.

1

33

8

Практическое занятие № 4. Орфоэпический и орфографический словари и сфера их использования.

1

34

9

Правописание: Употребление Ь.

1

35

10

Правописание: О/Е после шипящих и Ц.

1

36

11

Правописание: Приставки на З и С.

1

37

12

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ.

1

38

13

Правописание: И-Ы после приставок.

1

39

14

Правописание сложных слов.

1

40

15

Контрольная работа № 4. Диктант по теме «Орфография»

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

11

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы стр. 39 № 78

1

12

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.43 № 92

1

13

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.46 № 102

1

14

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», стр. 94 упр. 1,2 Ответить на вопросы стр. 89 § 19-21

15

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Задание для самопроверки § 22, 23 стр. 109, 110, № 1-7

Раздел 6.

Морфемика. Словообразование.

Содержание учебного материала

6

2

41

1

Морфемный разбор слова.

1

42

2

Способы словообразования.

1

43

3

Понятие об этимологии.

1

44

4

Словообразовательный анализ.

1

45

5

Контрольная работа № 5. Итоговое тестирование  1 курс.

1

46

6

Обобщающий урок

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

16

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.49 № 108

1

17

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», стр. 125 упр. 1

1

18

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Задание для самопроверки стр. 126-127

1

19

Работа с этимологическим словарем. Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книге: В.А. Никонова “Словарь русских фамилий” (или другой источник)

1

20

Сообщение по теме «Словообразовательные нормы».

1

2

Итого  I курс 46 часов

3 семестр

22

Раздел 7.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

22

47

1

Грамматическая форма и синтаксическая функция слова.

1

48

2

Части речи и их роль в построении текста.

1

49

3

Имя существительное как часть речи.

1

50

4

Правописание существительных.

1

51

5

Имя прилагательное как часть речи.

1

52

6

Правописание прилагательных.

1

53

7

Имя числительное как часть речи.

1

54

8

Правописание числительных.

1

55

9

Практическое занятие № 5. Морфологический разбор существительного, прилагательного и числительного.

1

56

10

Местоимение как часть речи.

1

57

11

Правописание местоимений.

1

58

12

Глагол как часть речи.

1

59

13

Правописание глаголов.

1

60

14-15

Контрольная работа № 6-7. Р.р. Изложение с элементами сочинения.

2

61

62

16

Глагольные формы: причастие и деепричастие.

1

63

17

Правописание причастий.

1

64

18

Правописание деепричастий.

1

65

19

Причастный и деепричастный обороты.

1

66

20

Наречие как часть речи.

1

67

21

Правописание наречий.

1

68

22

Контрольная работа № 8. Тестирование 2 курс 3 семестр

1

Самостоятельная работа обучающихся

13

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

21

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», Ответить на вопросы стр. 128, стр. 153 упр. 3,4

1

22

Подготовить сообщение или презентацию на тему «Роль частей речи  в построении текста».

1

23

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», стр. 142 упр. 1-3,

1

24

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.61 № 141

1

25

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», стр. 147 упр. 1

1

26

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.67 № 161

1

27

ЕТ.М. Воителева «Русский язык и культура речи»,  Местоимение § 34, стр. 166 упр. 2

1

28

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Глагол глагольной формы § 35, 36 стр. 178 упр. 2,3

1

29

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи»,  Глагол § 35, 36 стр. 182 упр. 2, стр. 185 упр. 3

1

30

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи»,  Наречие § 37 стр. 198 упр. 1,2

1

31

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», Наречие стр. 201 § 39 стр. 205 упр. 1

1

Раздел 7.

Морфология и орфография.

4 семестр

24

Содержание учебного материала

5

69

1

Слова категории состояния.

1

70

2

Практическое занятие № 6. Морфологический разбор глагола, его форм и наречий.

1

71

3

Предлоги, союзы, частицы.

1

72

4

Правописание служебных частей речи.

1

73

5

Междометия и звукоподражательные слова.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

32

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Служебные части речи. Задание для самопроверки стр. 217 - 220

1

33

Н.А.Герасименко Русский язык с.239 у.549, 550

1

Раздел 8.

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

15

74

1

Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксических связей.

1

75

2

Словосочетание. Типы словосочетаний.

1

76

3

Простое предложение. Синтаксис простого предложения. Виды предложений.

1

77

4

Односоставные предложения.

1

78

5

Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами.

1

79

6

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

80

7

Вводные слова и вставные конструкции.

1

81

8

Практическое занятие №7. Простое предложение.

1

82

9

Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений.

1

83

10

Сложносочиненное предложение.

1

84

11

Сложноподчиненное предложение.

1

85

12

Бессоюзное сложное предложение.

1

86

13

Сложное предложение с различными видами связи.

1

87

14

Практическое занятие №8. Знаки препинания в предложениях с различными видами связи.

1

88

15

Предложения с чужой речью. Способы цитирования.

1

Самостоятельная работа обучающихся

8

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

34

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» стр. 221 письменно ответить на вопросы.

1

35

Подготовить презентацию «Принципы и функции  русской пунктуации».

1

36

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.113 № 288, 289

1

37

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.119  № 304

1

38

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.122 № 311

1

39

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.129 № 328

1

40

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», Сложное предложение § 45, 46 стр. 278, 279 упр. 1

1

41

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи», Задание для самопроверки стр. 310-313

1

Раздел 9.

Речевой этикет в нашем  общении

Содержание учебного материала

2

89

1

Ситуации делового общения. Формулы речевого поведения.                                                                                                                                  

1

90

2

Подготовка к деловой беседе. Средство делового общения - телефон.  

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

№ п\п

Форма проведения

Кол-во часов

42

Подготовить сообщение или презентацию по теме «Требования к речи специалиста».

1

43

Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы  стр.158 № 378

1

44

Подготовка реферата «Культура речи. Нормы русского языка».

1

45-46

Написание сочинений с введением чужой речи или диалога.

2

Обобщение.

Содержание учебного материала

2

91

1

Контрольная работа № 9. Итоговый диктант.

1

92

2

Обобщающий урок.

1

Итого  II курс 46 часов

Всего 92 ч. + самостоятельная работа 46 ч.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  

русского языка.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебных пособий, плакатов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гольцова Н.Г.Русский язык. 10-11 кл. – М.:, Просвещение, 2010

Дополнительная литература:

  1. Герасименко Н.А. Русский язык.-М.:Академия,2010
  2. Греков В.Ф. пособие для занятий по русскому языку М. Просвещение 1988
  3. Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи» Дидактические материалы
  4. Т.М. Воителева «Русский язык и культура речи».

Интернет – ресурсы

  1. http://www.uchportal.ru/
  2. http://pedsovet.org/
  3. http://www.rusedu.ru/
  4. http://urokimatematiki.ru/videorassylka.html

Словари:

  1. Степанов Школьный фразеологический словарь, 2011
  2. Ожогов Толковый словарь русского языка 2010

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных  работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕНИЯ:

  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Практические работы и контрольные работы, тестирование, сообщения, зачет.

ЗНАНИЯ:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Практические работы и контрольные работы, тестирование, сообщения, зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электр...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.02 «Сталеплавщик» (по типам производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...