Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Донгак Сайлык Юрьевна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы: 

1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.
 2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса.
3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.
 4 – Построение проекта. С помощью творческого проекта (сочинить лингвистическую сказку) вспомнить по каким признакам делятся имена существительные на склонения. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод инсерта.

5 – Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения.
6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону. В процессе работы найти орфограмму и сформулировать правило.
7 – Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти изученную орфограмму, оценить свою работу. Задания делятся на 2 уровня: базовый и повышенный, по выбору учащихся.
8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.
9 – Домашнее задание также дается на выбор разного уровня.
 В основу материала урока был взят мною отрывок из повести «Калдарак» Монгуш Кенина-Лопсана в переводе Светланы Козловой.
Калдар-ак в переводе на русский – Бело-пегий. Повесть тувинского писателя Монгуша Кенина-Лопсана – история о дружбе мальчика Четпея и охотничьей собаки Калдарака. Маленькая семья Четпея – он сам, бабушка и дедушка-охотник, - живут в небольшом поселке Салдаме на берегу горной реки Тоора-Хем. Мальчик учится помогать по дому, пасти скот, охотиться. Случается беда – деда заламывает медведь, и Четпей с Калдараком идут в тайгу, чтобы убить зверя. В конце повести Четпей потеряет своего верного друга, пса Калдарака, он уходит в тайгу охотиться, но там,  на вершине, где рожден Азас, его поджидает смертный час. Храбро сражаясь с тремя волками, убит, остались только косточки от передних лап.
Преданность собаки человеку бесценна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 5 класс

Краткая аннотация.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:

1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.

 2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса.

3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.

 4 – Построение проекта. С помощью творческого проекта (сочинить лингвистическую сказку) вспомнить по каким признакам делятся имена существительные на склонения. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод инсерта.

5 – Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения.

6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону. В процессе работы найти орфограмму и сформулировать правило.

7 – Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти изученную орфограмму, оценить свою работу. Задания делятся на 2 уровня: базовый и повышенный, по выбору учащихся.

8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.

9 – Домашнее задание также дается на выбор разного уровня.

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности  требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (создание лингвистической сказки); осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.

Компоненты урока:

  1. Технологическая карта урока.
  2. Презентация к уроку.
  3. Раздаточный материал.

Повесть «Калдарак» Монгуш Кенина-Лопсана в переводе Светланы Козловой

Калдар-ак в переводе на русский – Бело-пегий. Повесть тувинского писателя Монгуша Кенина-Лопсана – история о дружбе мальчика Четпея и охотничьей собаки Калдарака. Маленькая семья Четпея – он сам, бабушка и дедушка-охотник, - живут в небольшом поселке Салдаме на берегу горной реки Тоора-Хем. Мальчик учится помогать по дому, пасти скот, охотиться. Случается беда – деда заламывает медведь, и Четпей с Калдараком идут в тайгу, чтобы убить зверя. В конце повести Четпей потеряет своего верного друга, пса Калдарака, он уходит в тайгу охотиться, но там,  на вершине, где рожден Азас, его поджидает смертный час. Храбро сражаясь с тремя волками, убит, остались только косточки от передних лап.

Преданность собаки человеку бесценна

Технологическая карта урока.

Тема:Три склонения имён существительных.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока:

  1. Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
  2. Метапредметные:
  • Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
  1. Личностные:
  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  1. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение существительных; применять правило постановки Ь в существительных 3-го склонения.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Основная часть
  • Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
  • Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
  • Построение проекта – 10 мин.
  • Физкультминутка – 2 мин.
  • Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой – 7 мин.
  1. Заключительная часть
  • Рефлексия. Самооценка – 4 мин.

Ход урока

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку? Давайте поприветствуем наших гостей.

Психологический настрой учащихся на урок.

Работа с сигнальными карточками.

Личностные УУД:

  1. Внимание.
  2. Уважение к окружающим.
  3. Эмоциональный настрой на урок.
  1. Актуализация знаний (на основе изученной темы)

 - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса:(слайд 2,3)

1. Имя существительное – это …

2. Имена сущ. бывают …

3. Постоянные признаки имён существительных?

4. Непостоянные признаки?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

  1. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

- Ребята, какую часть речи мы продолжим изучать? Имени существительного.

 - А теперь посмотрите на доску.

На какие 3 группы можно их распределить эти имена сущ? по родам.

(слайд 4)

Осень, дедушка, собрание, двор, спина, ночь, небо, вечер, собака.

Но мы эти слова можем распределить еще на три группы – эти группы будут называться тремя типами склонения.

Проверка (слайд 5)

- Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это?

Да, вы правы, запишите тему урока(слайд 6)

Определение цели урока (слайд 7)

- Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока?

- Имена существительные.

Раздается текст «Ночь в Салдаме» отрывок из повести «Калдарак» Монгуш Кенин-Лопсана (в переводе Светланы Козловой).

Распределяют слова по группам.

Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных».

Цели:

1)Вспомнить, как определяются склонения существительных.

2) научиться определять склонение существительных.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

  1. Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

Работа в группах

 - Ребята, вы смогли правильно «расселить», но не объяснили по каким признакам вы их распределили. Объясните,  пожалуйста,как существительные на 3 склонения поделились.

 --1 скл. (ж.р. на – А, -Я; м.р. на –А, -Я с указ.мужск.пола);

--2 скл. (м.р. с нулевым оконч, ср.р. на –О, -Е);

-- 3 скл. (ж.р. с нулевым оконч. - Ь)

Работа с учебником.

- Откройте, пожалуйста, страницу 62 учебника и методом инсерта, прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, « - « - думал иначе.

Проверка:

 - Что вы знали?

 - Что для вас новое?

- записываем в тетради.

Читают правило на стр.62 и отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

  1. Физкультминутка.

 (Слайд 11)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Лингвистическая разминка.

- Я называю существительное, если

1 скл. – поднимаем руки вверх.

2 скл. – в сторону.

3 скл.- отпускаем.

1 скл.  - звездочка, дедушка, точка.

2 скл. – дом, утро, Калдарак.

3 скл. – ночь, осень, гладь.

Выполняют гимнастику.

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

  1. Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений.

- Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм.

1 скл. – ночка (суфф. – ЧК- уменьш-ласк.знач.), звездочка, точка, собака, дедушка (суфф. - ушк - ), спина, ворота (только мн.ч.), тьма;

2 скл. – огонь, вечер, село, небо, утро, туман, хор, собак (мн.ч.), Калдарак, Салдам, Мыйыт (имя деда), собрание, приятель, дом, дед, двор;

3 скл. – осень, ночь, гладь, ночь-полночь.

Составление алгоритма (слайд 12) Составление алгоритма:

  1. Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.).
  2. Определить род.
  3. Выделить окончание.
  4. по роду и окончанию определить склонение

Слайд 13.

Например, возьмем предложения 1 абзаца. ( «Тих и долог вечер ранней осени в Салдаме». Найдите пожалуйста имена существительные?

Вечер – сущ, м.р. Выделяем оконч. - нулевое, так как оканчивается на согласный. Теперь определяем склонение – 2 скл.

Осени – ?

Чтобы определить скл., следуем алгоритму 1. Ставим в нач.форме (И.п. Ед.ч.) осень- ж.р. А как вы определили что данное слово женского рода? Для того, чтобы определить род сущ. (м.р. или ж.р. изменяем в Род.падеж);

Оконч.- нулевое, с Ь на конце, относится к 3 скл.

2 предложение – «Не сразу зажигаются огни в нашем маленьком селе».

Огни – огонь (м.р., с нул.оконч. в Род.пад. – огня) относится ко 2 скл.

Селе – село (ср.р. с оконч. На –О, относится ко 2 скл.)

Проверка (слайд 14), проговаривая слова согласно алгоритму.

     1 скл. – ночка (суфф. – ЧК- уменьш-ласк.знач.), звездочка, точка, собака, дедушка (суфф. - ушк - ), спина, ворота (только мн.ч.), тьма;

2 скл. – огонь, вечер, село, небо, утро, туман, хор, собак (мн.ч.), Калдарак, Салдам, Мыйыт (имя деда), собрание, приятель, дом, дед, двор;

3 скл. – осень, ночь, гладь, ночь-полночь.

Работа с сигнальными карточками.

- Оцените работу своего товарища на листах самооценки по 5 б. системе.

Наблюдение и сравнение (слайд  15,16,17)

- Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В данном задании вы увидели орфограммы. От чего зависит выбор ставится Ь или не ставится?

Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания.

Осень – осени (ж.р.)

Огонь – огня (м.р.)

Тренажер по теме «Три склонения существительных».

Работа с текстом «Ночь в Салдаме» отрывок из повести «Калдарак» Монгуш Кенин-Лопсана (в переводе Светланы Козловой). Текст делится на 3 группы со 2 абзаца.

«Тих и долог вечер ранней осени в Салдаме. Не сразу зажигаются огни в нашем маленьком селе.

        Ночь в Салдаме – осенняя, еще не холодная ночка. Каждая звездочка в небе видна мне – яркая светлая точка. Хотите,  я все их пересчитаю, все назову, до одной! Только под утро они растают, канут в туман над гладью речной. Что это? Лают собаки: похоже, хор выступает салдамских собак. Видно, ночной одинокий прохожий вышел на улицу – так, Калдарак?

        Дружные у нас в Салдаме собаки, чуткие, голосистые! И Калдарак нисколько не хуже других. Вечерами я от дедушки не отстаю – и Калдарак с нами. Дедушка Мыйыт  то на собрании задержится, то просто у приятеля засидится. И я с ним. Но уж в чужом доме ночевать он ни за что не останется: в ночь-полночь, все равно домой прибредет. Усну я – и меня на спине притащит.

        Калдарак опережает нас и ждет у ворот. Тывкнет  - и дедушка в полной тьме как будто видит, куда идти. Войдет мой дед в дом – тут уже и Калдарак ложится во дворе: спит не спит, двор сторожит».

 Выполняют задание в парах.

Составление алгоритма:

  1. Ппоставить в начальную форму (И.п., ед.ч.).
  2. Оопределить род.
  3. Ввыделить окончание.
  4. Ппо роду и окончанию определить склонение.

Работа с сигнальными карточками.

Оценивают работу товарища.

(ставят оценки)

«Ь после шипящих на конце слова»

Пишется Ь:

  • У сущ. 3 склонения.

Не пишется Ь:

  • У сущ. 1 и 2 склонения
  • У сущ. в Р.п. мн.ч.

Слайд-презентация!

(оцениваем по десятибалльной шкале: 11 – 10 баллов – «5»;

9-8 баллов – «4»;

7-6 баллов – «3»;

от 5 баллов меньше – «2» ).

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

  1. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

 -  На партах лежат карточки с заданием.

1 (базовый уровень)

Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.

2 (повышенный уровень)

Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.

Проверка.

- Молодцы, а теперь оцените  свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.

Каждый самостоятельно работает.

Самооценка.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

  1. Итог урока. Рефлексия (слайд 18).

- А теперь подведем итог нашей работы.

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились мы поставленной цели?

На слайде:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Какие трудности встретились?
  • Своей работой на уроке я …

- Оцените свою работу на уроке.

 - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

 - Повторить склонения имен существительных.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

  1. Домашнее задание (слайд 19,20)

- Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный. Тексты распечатаны.

1 (базовый уровень)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 (повышенный уровень)

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец:

Идти по алле          (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .

2. Упр.521 (составить таблицу)

Записывают домашнее задание.

Раздаточный материал:

1 (базовый уровень)

Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.

Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)

2 (повышенный уровень)

Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.

Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).

Домашнее задание.

1 (базовый уровень)

Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.

В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 (повышенный уровень)

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец:   Идти по алле          (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .

Список литературы:

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник.  – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.
  5. Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др.  «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

Разработка открытого урока на тему "Спорт. Футбол во Франции"(французский язык, 8 класс)

Разработка открытого урока на тему "Спорт. Футбол во Франции"(французский язык, 8 класс)...

Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"

В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «ОУД 01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целью данного урока является повышение коммуникативной компетентности будущего специалиста гостиничного сервиса, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном ...

Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью) Цели урока: 1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых дл...

разработка открытого урока по теме "Степени сравнения имен прилагательных"

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Кызыла Донгак Сайлык Юрьевна (первая квалификационная категория).Дата: 23.01.2023Тема урока: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Ц...