Конспект урока с презентацией: "Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Чистякова Ольга Сергеевна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.10_8ab_rya.docx18.53 КБ
Файл 8.10_8ab_rya.pptx91.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний»

Цели: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, развивать навыки устной и письменной речи.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Работа над ошибками

- Объяснение орфограмм.

Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья,  закалённая сталь, таинственный остров, песчаный берег, кошенная на лугу трава, льняная ткань, могила безымянного солдата, масленая каша.
III Самостоятельная работа

Соотнесите науки о языке и предмет их изучения

Разделы языкознания

(науки о языке)

А. Фонетика

1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

Б. Графика

2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

В. Орфоэпия

3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

Г. Стилистика

4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

Д. Орфография

5. изучает звуки речи.

Е. Лексика

6. изучает состав и строение слова.

Ж. Фразеология

7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

З. Морфемика

8. изучает части речи.

И. Словообразование

9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

К. Морфология

10. изучает правила написания слов

Л. Синтаксис

11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

М. Пунктуация

12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

IV Работа по теме урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний».

Запись числа и темы урока

Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (стр. 33-34).

Словосочетание – это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в СЛС связаны подчинительной связью. Это связь неравноправных синтаксических единиц. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог.

Не являются словосочетаниями:

  1. Подлежащее и сказуемое: магазин закрыт, ночь прозрачна, светится море;
  2. Ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью, связью равноправных синтаксических единиц: лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег; мягкий и тёплый;
  3. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл;
  4. Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый;
  5. Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Задание. Четвёртое лишнее. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

  1. Рубашка в клетку (какая?), билет пассажира (чей?), ездили отдыхать (с какой целью?), в связи с переездом.
  2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь.
  3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, мой учебник.
  4. Обдумывая решение, желание понять, земля и небо, кабинет литературы.
  5. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.

Чтение теоретического материала стр. 36.

- Назовите виды словосочетаний.

-  По каким признакам выделяются виды словосочетаний?

Виды словосочетаний:

Именные:

  1. Главное слово – существительное: полёт космонавта;
  2. Главное слово – прилагательное: полный энергии
  3. Главное слово – числительное: первый в классе
  4. Главное слово – местоимение: кто-то из вас

Глагольные:

  1. Главное слово – глагол: иду на грозу
  2. Главное слово – деепричастие: придя в школу
  3. Главное слово – причастие.

Наречные – такие словосочетания, где главное слово – наречие или СКС.

Очень быстро, стыдно за тебя.

Задание. Перепишите, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. Укажите вид словосочетаний. Фразеологизмы подчеркните. Что они обозначают?

Принять участие, а(п,пп)лодировать режи(с,сс)еру, лебеди(н,нн)ая песня, задумч…вый в…гляд, рассмотреть и(л,лл)юстрации, голубая кровь, оказать влияние, верста коломенская, од…ржать победу, импров…зировать на реп…тици…, дать согласие, пр…водить в изумление, окружить заботой, изящ…ная словес…ность.

V Закрепление изученного

- Что такое словосочетание?

- Как оно строится?

- Как связаны между собой словосочетания?

- Назовите виды словосочетаний. Приведите примеры

Домашнее задание. Параграф 9, 10. Упр. 60


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объясните правописание Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья, закалённая сталь, таинственный остров, песчанный берег, кошенная на лугу трава, льняная ткань, могила безымянного солдата, масленая каша.

Слайд 2

Словос о ч е тание как ед и ница синтаксиса. Виды словос о ч е таний

Слайд 3

Словосочетание - это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в СЛС связаны подчинительной связью . Это связь неравноправных синтаксических единиц. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог.

Слайд 4

Не являются словосочетаниями: 1) Подлежащее и сказуемое: магазин закрыт, ночь прозрачна, светится море; 2) Ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью, связью равноправных синтаксических единиц: лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег; мягкий и тёплый; 3) Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл; 4) Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый; 5) Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Слайд 5

Задание. Четвёртое лишнее. Какое сочетание слов не является словосочетанием? 1. Рубашка в клетку, билет пассажира, ездили отдыхать, в связи с переездом. 2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь. 3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, мой учебник. 4. Обдумывая решение, желание понять, земля и небо, кабинет литературы. 5. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.

Слайд 6

Виды словосочетаний: Именные: 1) Главное слово – существительное: полёт космонавта 2) Главное слово – прилагательное: полный энергии 3) Главное слово – числительное: первый в классе 4) Главное слово – местоимение: кто-то из вас Глагольные: 1) Главное слово – глагол: иду на грозу 2) Главное слово – деепричастие: придя в школу 3) Главное слово – причастие. Наречные – такие словосочетания, где главное слово – наречие или СКС. Очень быстро, стыдно за тебя.

Слайд 7

Задание. Перепишите, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. Укажите вид словосочетаний. Фразеологизмы подчеркните. Что они обозначают? Принять участие, а( п,пп ) лодировать режи ( с,сс )еру, лебеди( н,нн ) ая песня, задумч …вый в… гляд , рассмотреть и( л,лл ) юстрации , голубая кровь, оказать влияние, верста коломенская, од…ржать победу, импров … зировать на реп… тици …, дать согласие, пр …водить в изумление, окружить заботой, изящ … ная словес… ность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

конспект урока 7 класс "Масса тела. Единицы массы"

В  помощь  аттестующимся  преподавателям...

конспект урока в 7 классе "Сила. Единицы силы"

конспект урока в 7 классе "Сила. Единицы силы"...

план-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"

Публикация содержит материал по изучению структуры словосочетаний типа "прил.+сущ.", а также задания, по усвоению норм построения и употребления данных словосочетаний....

План - конспект урока по теме «Популяция - структурная единица вида и эволюции»

Цель урока: продолжать углублять и расширять знания о виде на основе формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его единице, охарактеризовать особенности взаимоотношений организмо...

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды  связи слов в словосочетании»...