открытый урок "Безличные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Илюхина Марина Николаевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_bezlichnye.docx30.08 КБ
Файл samoanaliz.docx16.1 КБ
Office presentation icon bezlichnye.ppt2.4 МБ
Файл otsenochnyy_list.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              План открытого урока

                                                        по русскому языку

                                                 в  8 «Г» классе

                                                                                     по теме: «Безличные предложения»

учитель: Ефанова Марина Николаевна

                                                                                          (методическая неделя)

                                                 (17.01.2017 г.)

Цель: создать условия для формирования понятия о безличном предложении

Задачи: 

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный этап.

 (перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в конце урокаи художественный текст В.П.Астафьева) 

2. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Нет.

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(
Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

– На что указывает приставка без-? (На отсутствие чего-либо.)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

– Задачи (постепенно открываются):

–  узнать значение безличных предложений 
–  определить особенности сказуемого в безличных предложениях 
– выяснить роль в речи безличных предложений

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

Учитель:  Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева.     (заранее подготовленным учеником. Анализ текста

  • В каком стиле написан текст?
  • О чём этот текст?
  • Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
  • Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
  • Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите. (С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.

Двусоставные

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

?

4, 5, 6, 7, 12, 16, 17

18

13

1, 2, 3, 8, 9, 10, 11, 14, 15


– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные).Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

– Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.

– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:

1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния.
2. Личным глаголом в безличном значении: 
2. Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать.
4. Безличным глаголом: 
10. Мне нездоровится. 
5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях?  (При работе с текстом вам поможет учебник-теория Бабайцевой параграф 183, стр.189 – 190)
Поделитесь своими наблюдениями.

4. Этап первичного закрепления.

(Выполняется  работа по тексту. Задания для индивидуальной работы)

      Стр.  95 упр.225

Проверка выполненной  работы.

Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке Астафьева.

6. Проверочный тест по вариантам. (см. Приложение 1)

1 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные 
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами. 
2. Полночь. Снегопад.
3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
4. От её голоса повеяло теплотой. 
5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7. В ту ночь никому не спалось.
8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9. В избе жарко натопили.
10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные 
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Что пишут в газетах?
2. Написать ответ товарищу надо сегодня же.
3. Цыплят по осени считают.
4. Можно выполнить задание за два часа.
5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
6. Надо требовать от детей аккуратности во всем.
7. Выхожу из дому рано утром.
8. Друга узнают в несчастье.
9. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
10. Красная площадь. Народ.

3 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные 
Г) безличные
Д) двусоставные

1. За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3. Москва. Царские палаты.
4. Будем вместе служить.
5. Мне не хватает нежности твоей.
6. Установились морозные дни.
7. Береги честь смолоду.
8. Уже совсем рассвело.
9. Сообщили о резком похолодании.
10. У меня нет уверенности.

7. Итог урока

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ) 
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ) 
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА) 
4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА) 
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что получилось выполнить вам сегодня, а над чем ещё предстоит поработать. Насколько были достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?

  ( Заполнение оценочных листов)

 Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

 

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

1

Находить двусоставные предложения

 

 

 

 

2

Находить односоставные предложения

 

 

 

 

3

Отличать односоставные предложения от двусоставных

 

 

 

 

4

Определять вид односоставных предложений

 

 

 

 

5

Находить односоставные безличные предложения

 

 

 

 

6

Определять признаки безличных предложений

 

 

 

 

Домашнее задание (дифференцированное)
Учебник «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока русского языка в 8 «Г» классе на тему: «Безличные предложения».

         Зная, что компетентность учителя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий, то я поставила перед собой задачи, направленные на разные стороны психического развития учащихся (образовательные, развивающие, воспитательные).

        На первое место были поставлены развивающие задачи, а затем воспитательные и образовательные:

  1. развивать:
  • ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
  •  умение ставить проблемы, делать выводы, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе;
  •  монологическую речь, память, наблюдательность,  интерес к предмету, самостоятельность.
  1. воспитывать:
  • любознательность
  • интерес к творчеству русских писателей
  • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе
  • интерес к урокам русского языка и литературы.

3)    формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

   Тип проведённого урока – урок формирования новых знаний

       Для усвоения обучающимися материала изученного материала. в связи с поставленными целями я использовала следующие методы обучения:

*Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

  • учебный процесс мне помогало осуществлять слово, т.е словесные методы. Поддержать интерес обучающихся к учебе помогала наглядность, а именно интерактивные задания ;
  • аспект логический, дедуктивный (от общего к частному);
  • аспект управления (методы коллективной работы с учителем, методы самостоятельной работы);

         * Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровые технологии, создание ситуации успеха на уроке);

        *Методы контроля и самоконтроля (устного контроля, фронтального контроля –    парного и индивидуального).

           Таким образом, все эти методы, на мой взгляд, способствовали и воспитанию и развитию личности. Сочетание разнообразных методов позволило поддерживать интерес на уроке, а значит лучше вести урок.  

На уроке использовала следующие приемы обучения:

  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

         К моменту проведения урока, обучающиеся научились находить безличные предложения в тексте, определять их вид. Этот урок тесно связан с предыдущими, т.к. является завершающим в теме «Безличные предложения».

         При планировании урока я учитывала знания и умения обучающихся. Так как в классе находятся ученики с разным уровнем развития, я старалась подбирать задания индивидуально.

Все задания, запланированные на уроке, я разделила на три группы:

  1. задания, с помощью которых проверяются знания теоретического материала.
  2. задания, с помощью которых проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
  3. задание, с помощью которого проверяется умение применять односоставные предложения в собственной речи.

       На уроке осуществлялся дифференцированный подход при помощи индивидуальных карточек. Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся как индивидуально, так и фронтально. Каждое задание проверялось.

       Работоспособность обучающихся в течение урока и их внимание обеспечивалось за счет разнообразных форм обучения, смены видов деятельности, через устные и письменные задания.

      Считаю, что цели урока достигнуты. Дети справлялись с заданиями на уроке, т.к. при подборе учебного материала учитывала особенности детей разного уровня обучаемости. Предложенный мною урок соответствует всем современным требованиям. 

        Учитель русского языка _________________ Ефанова М.Н


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В избе жарко натоплено, и мне не спится .

Слайд 3

Задачи : – узнать …………………….. – определить ………………. – выяснить ……………………

Слайд 4

Какое сырое утро! 1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… 6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил. 12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено. 16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

Слайд 5

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Но надо вставать. Надо вставать и работать. 4. Мне нездоровится. 5. И нет сил. 6. В избе жарко натоплено. 7. Мне не хочется работать.

Слайд 6

Упражнение,225.Запишите,заменяя двусоставные предложения односоставными безличными. Комната была чистая и уютная. Море в это утро было теплое и приятное. Улица была пустынная и тихая. Ёлка в этом году была особенно весёлая, праздничная. Лекция была скучная. Вечер был интересный. Утро было сырое.

Слайд 7

Домашнее задание: «Теория»- п.183 «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219



Предварительный просмотр:

 Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

 

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

1

Находить двусоставные предложения

 

 

 

 

2

Находить односоставные предложения

 

 

 

 

3

Отличать односоставные предложения от двусоставных

 

 

 

 

4

Определять вид односоставных предложений

 

 

 

 

5

Находить односоставные безличные предложения

 

 

 

 

6

Определять признаки безличных предложений

 

 

 

 

 Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

 

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

1

Находить двусоставные предложения

 

 

 

 

2

Находить односоставные предложения

 

 

 

 

3

Отличать односоставные предложения от двусоставных

 

 

 

 

4

Определять вид односоставных предложений

 

 

 

 

5

Находить односоставные безличные предложения

 

 

 

 

6

Определять признаки безличных предложений

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»

Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение"  Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Открытый урок по табасаранскому языку Тема: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.»

Дарснан тема: Саб составнан предложенйир.                           Са...

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...