Главные вкладки

    А письма словно голуби...
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Черепанова Елена Александровна

    Урок проводится на Неделе письма. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon a_pisma_slovno.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «А письма, словно голуби, летят во все концы»

    Цели:              1) развитие письменной речи учащихся;

                             2) научить писать «живые» бумажные письма;

                             3) воспитать грамотного адресата и адресанта.

    Оборудование: 1)на доске вразброс наклеенные карточки со словами

                                (корреспондент,  адрес, эпистола, письмовник, постскриптум,

                                каллиграфия, адресант и адресант).

                              2) высказывание Г.Э.Лессинга «Пиши так, как ты говоришь, и  

                                 это будет прекрасно.

                              3) макет конверта (увеличенная копия).

                              4) мультимедийная установка для показа слайдов.

                              5) Письмо Дяди Фёдора Э. Успенского.

    Ход урока.

     Учитель:   Я держу в руках «живое» бумажное письмо. Часто ли мы теперь получаем такие письма? Люди всё реже и реже пишут друг другу письма. Ведь нужно успеть посмотреть любимые телепередачи, посидеть за компьютером, сходить на кружок, на тренировку. Причин можно найти очень много. Иногда и просто хочется отдохнуть. А писать письмо – это долго, нужно время.  А ведь письма ещё и нужно уметь писать. Мы сегодня с вами и поговорим о том, зачем писать письма,  как правильно их оформлять.

     

    Учитель: - Ребята, а кто из вас пишет письма?

                          (ответы детей)

    А ведь мы все пишем письма, но они не «живые», а электронные. Письмом можно назвать и SMS, это тоже письмо, только очень маленькое. Много ли можно рассказать в таких письмах?

    - Почему же те письма, которые отправляют по почте, которые пишут на бумаге и запечатывают в конверт, называют «живыми» письмами?

    (Эти письма проникнуты душевным теплом, из них можно узнать, что в данный момент переживает человек, какие чувства. Мы радуемся, когда их получаем,  у нас появляется улыбка при виде   знакомого почерка. В «живых» письмах можно многое узнать о человеке и его жизни)

    - Вспомните, кому было написано выше первое письмо?

       (ответы детей)

    - А когда дети совсем маленькие и во всё верят, кому они пишут письма? (Деду    

        Морозу)

    - Зачем дети пишут письма Деду Морозу? (эти письма выражали, в основном, просьбу)

    - Ребята, а как правильно писать письма друзьям, близким, знакомым? 

           Поговорим  сегодня о письмах личного характера.

    Вбегает Буратино: Ну, кто мне поможет? Что за дела. Пишу уже третье письмо папе Карло, а он пишет, что ничего в них не может понять.

    Учитель: Буратино, что случилось? У тебя неприятности?

    Буратино: Да, у меня неприятности, я расстроен.

    Учитель: Чем же ты расстроен? Что за бумага у тебя в руках? Да это же письмо.

    Буратино: Вот посмотрите. Я так ждал это письмо, а в нём… Прочитайте, прочитайте,

                       что мне пишет папа Карло!

    Учитель читает: «Буратино! Пиши понятнее, я ничего не понимаю. Папа Карло».

                         Да,  действительно, и я ничего не понимаю. А вы, ребята?

    Буратино: Я уже начинаю переживать, здоров ли мой папа Карло?!

    Учитель:  Я думаю, твой папа Карло здоров. Здесь дело совсем в другом.

                       Скажи, а ты последнее письмо отцу большое написал? О чём оно было,

                        помнишь?

    Буратино: Да, конечно, помню. А у меня в «Азбуке» и черновик всё ещё лежит. Вот

                        он. Я так старался, сначала на черновике написал, потом аккуратно

                        переписал, без ошибок. Вот посмотрите!

    Учитель: Да, теперь я понимаю, что папе Карло трудно было понять, что ты хотел ему

                       рассказать. Можно я прочитаю его вслух?

                     

     Письмо: «Папа Карло! Я учусь. Ты меня спрашивал, я тебе отвечаю:

                        «Нормально!»  Сейчас мне некогда. Пока».

    Ребята! Вы что-нибудь поняли? Умеет ли Буратино писать письмо?

    Ребята: Наверное, нет.

    Буратино (спорит): Я учился в школе! Я пишу без ошибок! Я уже почти всю

                      «Азбуку» выучил!

    Учитель: Не в этом дело. Мы тебе поможем, если ты согласишься остаться ненадолго

                       с нами. Ты ведь хороший ученик. Я думаю, ты всё поймёшь и напишешь

                       папе Карло новое письмо.

    Буратино: Помогите, пожалуйста, помогите!

    Учитель: Садись, сегодня ты будешь учеником, как и все ребята. Слушай

                        внимательно, и ты будешь грамотным адресантом!

    Буратино: Кем я буду?

    Учитель: Адресантом. Посмотрите на этот конверт  (обращает внимание детей на увеличенный макет конверта). Мы видим здесь слова «КОМУ» и «ОТ

    КОГО». В строчке, где написано «КОМУ», мы пишем ФИО человека,

     которому отправим это письмо. А в строчке, где написано «ОТ КОГО», мы

     пишем свою фамилию, своё имя.

                     

    А сейчас посмотрите на экран.

    Слайд № 1

    - Вы теперь сами можете объяснить, кого мы будем называть «адресатом», а кого «адресантом». Так как же мы назовём Буратино, если он пишет письмо папе Карло?

     (адресантом)

    - А кем будет папа Карло? (адресатом)

    - А если папа Карло будет отвечать Буратино, тогда кто из них будет «адресантом», а

       кто «адресатом»? (Буратино – «адресат», а папа Карло – «адресант»).

    Учитель: Ну вот, теперь ты, Буратино, понял, что ты пока будешь «адресантом», так

                       как письмо будешь писать ты.

    Буратино: Да, понял.

    Учитель: Буратино, а ты когда напишешь письмо, куда несёшь его, как отправляешь?

    Буратино: Как все, отправляю по почте.

    Учитель: А знаете ли вы, ребята, что  такой почты, какая существует  сейчас, раньше не было. Но письма пишут очень-очень давно. Их писали ещё жители

       Новгорода в 10 веке!

    - А как же они их отправляли, если почты ещё не было? Как доставлялись письма?

    Ответы детей: на лошадях, в бутылках, с голубями.

    Учитель: Правильно, молодцы. А вот во время 1-ой мировой войны в германском штабе использовали пчёл. Они доставляли секретную информацию очень  интересным способом. На туловище пчелы наматывали тончайшие

     шёлковые нити. Цвет ниток был разный, он означал род войск. А число   витков – количество дивизий. То есть пчела приносила информацию о том, какой род войск (пехота, артиллерия) и сколько дивизий готово к наступлению.

            Сейчас письма переправляют на машинах, поездах, самолётах. И это

        гораздо быстрее, чем раньше.

    Письма бывают разные.

    Посмотрим на экран.

     Слайд № 2.

    Учитель: Я ещё в начале урока оговорилась, что мы с вами будем говорит о частных письмах, их ещё называют личными.

    Посмотрите, какие же по содержанию могут быть частные письма? (Поздравления, приглашения, просьба и т. д.).

    - О чём можно писать личные письма и кому они будут адресованы?

    Ответы детей: о себе, о своих делах, об учёбе, о друзьях и т.д. Адресованы они могут быть друзьям, близким, родственникам.

    - Учитель: На чём пишут письма?  Предположительные ответы детей:  письмо пишут на бумаге, листы должны быть чистыми, не должны быть мятыми. А ещё их желательно пронумеровать (если вы пишете много, не на один лист).

    Это первое правило.

    - Чем пишут письмо? (только ручкой, никаких простых, никаких цветных карандашей, маркеров, фломастеров).

    Работа в парах.    Обсудите, с чего должно начинаться письмо. А Буратино нам потом скажет, как он начинает свои письма  к папе Карло. (2-3 минуты)

    Ответы уч-ся.

    Учитель: Я вас внимательно выслушала. Почти все сказали, что в начале письма нужно поприветствовать. И это правильно. Но запомните ещё и то, что каждое письмо должно начинаться не с приветствия. Адресант, т.е. отправитель, должен поставить дату ( в правом верхнем углу), чтобы читающий мог сориентироваться, сколько времени прошло с момента отправки письма.    

         

        Слайд № 3.  

    Учитель: Здесь мы видим, из чего, из каких частей должно состоять письмо.

    1. Приветствие. Это ещё и обращение к адресату.  

    - Что нужно учитывать, когда пишешь приветствие? (нужно учитывать то, кому пишешь).

          Посмотрите на письмо Дяди Фёдора ( у каждого на столе есть это письмо)

    «Дорогие мои родители!. Папа и мама! Я вас очень люблю. И зверей я тоже люблю. И кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите их дома прогнать. А это не правильно. Я уезжаю в деревню и буду жить там. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я всё умею делать и буду вам писать. А в школу мне ещё не скоро. До свидания, ваш сын…»

    Учитель: - Найдите слова, которые выражают приветствие.

    Ответы учащихся.

    - А как ты, Буратино, приветствуешь в письмах папу Карло?

    Буратино: Просто пишу: «Папа Карло!»

    Учитель: Ребята, помогите Буратино! Что он может написать в начале письма?

    Ответы учащихся.

    Слайд № 4.

    Учитель:   2. Вступление.

                    - Что может быть во вступлении? (ответы учащихся)

    Правила этикета не позволяют в начале письма сообщать о собственных новостях. Необходимо несколько слов сказать о полученном вами письме. Отвечают на те вопросы, которые вам были заданы в предыдущем письме.

     Посмотрите на экран. О чём можно говорить во вступительной части?

    - Ребята, что же  должен был написать Буратино папе Карло?

    Ответы учащихся.

      Слайд № 5.

    1. Основная часть. Правила написания.

    Учитель: - О чём можно писать в основной части, кроме как о себе и о своих делах? Что может стать материалом для письма? (То, что, вы считаете, будет интересно адресату. Можно написать о посещённом фильме, спектакле, выставке. Прочитанная книга тоже может стать интересным объектом для обсуждения на страницах письма).

    Читаем  на экране правила написания.

    Самое главное  не забывайте, что хорошее письмо должно передавать чувства. «Пишите такие письма, какие бы вы сами хотели получать».

     Учитель: Буратино! А в твоём письме были чувства. Ведь ты ни слова не сказал о том, что скучаешь, что рад получить письмо от папы Карло и написать ответ.

    - Что же ты должен был рассказать папе Карло? (отвечает Буратино и помогают учащиеся)

    Слайд №6 и №7.

                       4. Заключительная часть.

    Учитель: Как Буратино закончил своё письмо? («Пока!»)   Твоё письмо больше походит на записку, и то написанную впопыхах.

    В конце письма выражают любовь (если письмо адресовано близкому, родному  человеку), уважение. Вот какими могут быть финальные фразы письма (см. слайд)

     Нужно обязательно подписаться. Но это не должна быть роспись. Если письмо другу или подругу, то лучше подписаться уменьшительным именем (Таня, Лена). В письме родным обычно пишут: «мама, папа, бабушка…»


    Сейчас вы знаете, как правильно писать письма. Я надеюсь, что со временем вы станете грамотными адресатами и адресантами.      

    У нас на доске есть новое для вас слово «эпистола».

    «Эпистола» (греч)  - это письмо, послание. Поэтому умение писать письма – это эпистолярное искусство. И ему надо учиться. В форме письма сочинялись целые романы, стихи. У С.Есенина есть стихотворения «Письмо матери», «Письмо деду», «Письмо женщине», с ними мы с вами будем знакомиться в старших классах.

    - Кто знает, кого называют корреспондентом?

    Корреспондент – это тот, кто ведёт переписку. Корреспонденцией называют полученные письма.

    В конце нашего занятия хотелось бы ещё сказать немного об этикете переписки. Как писать письма, чтобы другие их ждали, чтобы всегда были рады вашим письмам.

    Слайд № 7

    Комментарий к слайду.

    1. Правила хорошего тона требуют, чтобы на каждое полученное письмо был дан ответ. Нельзя откладывать до лучших времён. Но и не следует его писать в спешке.
    2. Письмо нужно писать разборчиво, соблюдая правила каллиграфии. (обратить внимание на слово «каллиграфия» - искусство чёткого красивого письма). Оправдания типа «очень спешу, поэтому плохой почерк»- вряд ли послужат извинением.
    3. Не допускайте орфографических ошибок.
    4. Перед тем, как запечатать письмо, перечитайте его ещё раз. Прочитайте так, как будто читает тот человек, который получит ваше письмо. Всё ли ему будет понятно и интересно.
    5. Не пиши письмо в плохом настроении.
    6. Никогда не читай чужие письма. Тайну переписки охраняет закон. Даже мужу и жене не следует читать письма, полученные одним их них.

    В.Высоцкий писал:

                      «Я не люблю холодного цинизма,

                        В восторженность не верю, и ещё –

                        Когда другой мои читает письма,

                        Заглядываю мне через плечо».

    Учитель: Буратино, сейчас ты понял, как нужно писать письма, чтобы папа Карло понимал тебя?

    Буратино: Да, я сейчас знаю, что я напишу моему дорогому папе Карло. Можно я побегу и начну писать ему ответ.

    Учитель:  Беги, Буратино, и не забывай, что письмо должно отражать твои чувства и быть интересным.

    Буратино прощается и уходит.

    Учитель: А вам, ребята я тоже дам задание.

    Напишите письмо, соблюдая все правила. Тему выберите сами.

    «Письмо моей семье»

    «Письмо моему другу»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара и читательский опыт учащихся 10 класса. Урок внеклассного чтения).

    Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали по­весть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного воз­раста. Вместе с тем произведение это содержит в...

    Сценарий литературного вечера «Под голубыми небесами». (Зима в жизни и творчестве А. С. Пушкина)

    Сценарий литературного вечера предназначен для учащихся 9 класса и приурочен к изучению творчества А.С. Пушкина....

    Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс

    Данный материалсодержит подробное календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс в основной школе....

    П Л А Н - К О Н С П Е К Т открытого занятия по теме «Рисование в технике гуашь «Голубь»

    Цель: Закрепить знания о свойствах гуаши, о способах работы с ней....

    Спектакль «Я словно бабочка к огню…» (по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание», повести А. Лиханова «Солнечное затмение»)

    Действующие лица: автор, писатель«Бесприданница»: слуга в кафе, Кнуров Мокий Пармёныч, Вожеватов Василий Данилыч, Сергей Сергеич Паратов, Карандышев Юлий Капитоныч, Лариса Дмитриевна Огуда...