Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Курочкина Светлана Александровна

Класс  6

Тема:  Фразеологизмы.

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Результаты:             

Предметные:

Сформировать представление о фразеологизмах

выявить стилистическую роль фразеологизмов

формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Метапредметные:

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения фразеологизмов;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому язык.

 

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

  • формулировать собственное мнение,
  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

  • работать в группе
  • осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица)
  • выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,
  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя
  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,
  •  выбор темпа работы,
  • умение действовать самостоятельно

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • находить фразеологизмы,
  •  определять способы их выражения,
  • производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  6

Тема:  Фразеологизмы.

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Результаты:                

Предметные:

Сформировать представление о фразеологизмах

выявить стилистическую роль фразеологизмов

формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Метапредметные:

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения фразеологизмов;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные:

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому язык.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

  • формулировать собственное мнение,
  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

  • работать в группе
  • осуществлять информационную переработку текста (план, схема, таблица)
  • выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,
  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя
  • Планирование самостоятельного выполнения заданий,
  •  выбор темпа работы,
  • умение действовать самостоятельно

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • находить фразеологизмы,
  •  определять способы их выражения,
  • производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Оборудование:           

- мультимедийная презентация

- интерактивная доска

- рабочий лист ученика


Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

 Словарная работа

Поражать, бордовый, ответить, откликнуться, отозваться, экономить, солдат, перила, терраса, исчезать, пропадать, теряться, изобретение, атмосфера, ракета, реформа.

Диктует слова

Выполняют задание. Проверяют в парах (взаимопроверка)

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р);

II. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Говоря о лексике, о словарном богатстве русского языка, мы оставляли в стороне одну интереснейшую тему. Речь идёт о фразеологии – разделе лингвистики, в котором изучаются словосочетания. Но разве словосочетания изучает не синтаксис?

Организует уч-ся к уроку через проблемный вопрос.

- В чём особенность фразеологических словосочетаний?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Настраиваются на плодотворную работу

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П);  построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П);

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентностно -  ориентированное задание.  Фразеологические загадки. Работа с текстом.

- Отгадайте, о чём идёт речь.

1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

4.Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.

5.Её набирают в рот, когда молчат.

6.Его держат за зубами.

- Можно ли представить, повешен нос (на крючок), уши завяли (как будто их надо поливать)?

- Что означает выражение: нос повесил, щёки горят?

- Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Чтение п.29, с.79

Выполняют задание.

Организует беседу, консультирует учащихся

Выполняют задания к тексту параграфа.

Познавательные (понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие)

Коммуникативные

Работа по теме урока

Работа в тетради

Упр. 144, стр. 82.

- В чём заключается ошибка девочки?

- Выпишите фразеологизм в тетрадь.

Консультирует учащихся

Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение 144.

Личностные (понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям)

Коммуникативные

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация– построение логической цепи рассуждений, выведение слествий;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– доказательство)

Закрепление знаний

Грамматико-орфографическая работа

Упр.146, стр.83

- Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унёс царевну за тридевять земель» говорилось бы: «Змей Горыныч унёс царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства и загадочности?

- Какую роль выполняют фразеологизмы в речи?

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Комментированное письмо.

установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное по-строение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Проектное задание

Работа в группах

Работа в 8 группах

каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, каша, голова, рука, собака, жизнь).

Сопровождает и контролирует мини-проект.

Учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок) отображают эту информацию.

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К). достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л).

Включение в систему знаний и повторение

Отчет групп, пар

Представители групп защищают свои проекты, все заполненные справочные материалы проецируются через документ-камеру

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Защищают проект.

Высказывают свое мнение.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

V. Подведение итогов,

 рефлексия

 Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Организует работу

Делают вывод о том, что такое фразеологизмы и их роли в речи.

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных

Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

Упр. 145, стр. 82, п.29

регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...