Виды предложений по интонации. Урок письма и развития речи в 8 классе.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Науменко Надежда Игнатьевна

Виды предложений по интонации. Урок письма и развития речи в 8 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок письма и развития речи в 8 классе. ГБОУ школа – интернат №15 Учитель: Науменко Надежда Игнатьевна.

Слайд 2

О! ... Дождик! Поливай – будет хлеба урожай.

Слайд 3

О, … Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин)

Слайд 4

… ,О,… Куда ты , светлый ручеёк, стремишься?

Слайд 5

… ,О.(?!) Разбуди меня завтра рано , о моя терпеливая мать ! (С.Есенин)

Слайд 6

/Запись числа/ Кла сс ная работа.

Слайд 7

1. Дорогая моя подруга как же мне плохо без твоей поддержки. 2. Приезжай скорее в гости милая доченька. 3. Отпусти ты старче меня в море, дорогой за себя дам откуп. Выделите обращение

Слайд 8

1.Дорогая моя подруга, как же мне плохо без твоей поддержки. 2.Приезжай скорее в гости , милая доченька. 3.Отпусти ты , старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп. Самопроверка.

Слайд 9

Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество. Стихотворение А.Тетивкина

Слайд 10

.; : ? - , ! Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Слайд 11

. ? ! Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Слайд 12

Виды пр е дл о жений по инт о нац ии . Знаки пр е п и нания в конце пр е дл о жения.

Слайд 13

Словарная работа Интонация речи – повышение и понижение тона голоса при произношении (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Интонация – средство выражения чувств говорящего. Предложения восклицательные (выражают чувства и приказы) и невосклицательные (спокойно законченная мысль, сообщение, ответ). Пятнистый олень занесён в 1996 году в Красную книгу. А вы видели пятнистых оленей? Как красив уссурийский олень!

Слайд 14

В учебнике стр. 225, № 321 Словарная работа Страда – напряжённая летняя работа в период косьбы, уборки урожая; лады – деления на грифе музыкальных инструментов (вдоль грифа натянуты струны); Ладожское озеро – на северо – западе Европейской части РФ.

Слайд 15

Вопросительные слова. Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Как? Что? Какой?

Слайд 16

Расставьте знаки препинания в конце предложения В зоопарке. В зоопарке всегда весело и щумно Распушил свой яркий хвост павлин Любуется: «Ах, какой я красивый » Медведь выпрашивает кусочки вкусного сахара А видел ли ты моржа Морж – полярный житель, у него острые и могучие клыки

Слайд 17

Взаимопроверка В зоопарке. В зоопарке всегда весело и щумно . Распушил свой яркий хвост павлин . Любуется: «Ах, какой я красивый ! » Медведь выпрашивает кусочки вкусного сахара . А видел ли ты моржа ? Морж – полярный житель, у него острые и могучие клыки .

Слайд 18

Подведение итогов. – Что повторили на уроке? -Чему учились? Алгоритм самооценивания: -Вспомни цель урока. (Правильно ставить знаки препинания в конце предложения, читать предложения с нужной интонацией, составлять предложения). - Ты этому научился? - Как ты работал на уроке? Оцени себя. -Определи причину успеха / неуспеха. -Определи, какие навыки надо отработать, чтобы результат был выше.

Слайд 19

Домашнее задание О знаках препинания – текст в рамке – стр. 224. Стр. 226 - № 323. Славе, Рузане, Саше, Артёму, Денису – стр. 225 № 322.



Предварительный просмотр:

    Дата:         Технологическая карта урока письма и развития речи.         Класс: 8

    Тема урока: Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения.

    Цель: дать первичное представление о разных по цели высказывания и интонации предложениях

     Задачи:  образовательные: повторить изученное о видах предложений и о знаках препинания в конце предложения;

формировать представления о видах предложений по интонации; отрабатывать навык самостоятельно строить предложения разные по цели высказывания

    коррекционно – развивающие: развивать устную речь учащихся; корректировать скорость протекания мыслительных процессов; развивать умение делать  вывод;  развивать слуховое и зрительное восприятие; пунктуационную зоркость

    воспитательные:  воспитывать умение работать с учебником; самостоятельно и в паре.

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Образовательные технологии: дифференцированного обучения, здоровьесберегающего, деятельностного обучения.

    Методы, приёмы, формы работы: работа с учебником, выполнение устных и письменных упражнений, беседа,

работа в паре, словарная работа, самостоятельная работа

     Материально – техническое оснащение: презентация, учебник, сигнальные карточки, карточки с индивидуальным заданием

     Основные термины, словарные слова: обращение, интонация, страда, лады, Ладожское озеро.

Этап урока

Вре

мя

Деятельность учителя.

Содержание учебного материала.

Деятельность учащихся 1 – 4 групп, индивидуальные задания.

Формируемые БУД:

I.Организация начала урока.

1

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

II. 1. Проверка домашнего задания.

2. Коррекционно-развивающие задания на повторение изученного.

1. Проходит, смотрит, как выполнили  домашнюю работу (с. 221 №317). Есть ли вопросы по домашнему заданию? Отмечает аккуратные записи в тетради.

2.1.-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Какие слова называются обращением? (с.220)

- Где в предложении может стоять обращение? Каким знаком выделяется обращение? (Слайды 2-5)

Запишите в тетради число.  (Слайд 6)

2. 2. Выделите обращения  (карточка) (Слайд 7)

Дорогая моя подруга как же мне плохо без твоей поддержки.

Приезжай скорее в гости, уж заждались мы тебя милая доченька.

Отпусти ты старче меня в море, дорогой за себя дам откуп.

- Кто выполнил без ошибок? (Самопроверка. Слайд 8)

Дают устный ответ (слова, которые указывают, к кому обращена речь)

Можно пользоваться учебником – с. 220

Записывают в тетради число. Классная работа.

Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой.

Помощь Рузане, Артёму, Саше, Славе, Денису.

Познавательные:

использовать логические действия (анализ, обобщение)

Р.: самоконтроль

 

III. Постановка темы и цели урока.

2.3. – Какой знак препинания стоит в конце предложения?

- Как вы думаете, о каком знаке препинания стихотворение А. Тетивкина: (Слайд 9)

Ребята! В предложениях

Стою я для того, чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение, победу, торжество.

Где я, те предложения с особым выражением произносить должны!

- Назовите знаки препинания, которые ставятся в конце предложения. Выберите из предложенных.

(Слайд 10)

Проверь себя: (Слайд 11)

-Сформулируйте тему урока.(Знаки препинания в

конце предложения)

- С одинаковой ли интонацией будут произноситься

предложения, в которых в конце  стоят точка,

вопросительный знак, восклицательный? (Виды

предложений по интонации)

- Чему же вы будете учиться на уроке, исходя из темы

урока?

Запишите тему урока в тетради. (Слайд 12)

 

Учащиеся 1-2 гр. формулируют тему и цель урока.

 

(Правильно ставить

знаки препинания в

конце предложения,

читать предложения с

 нужной интонацией,

составлять

предложения)

Познавательные:

использовать логические действия

IV. Объяснение нового материала.

1. Откройте учебник на стр. 224 – текст в рамке.

- Носителем какого настроения и каких чувств может быть восклицательный знак? Найдите ответ в тексте и прочитайте выразительно строчки из стихотворения Лермонтова «Бородино».

- Ещё какие чувства могут выражаться в восклицательных предложениях? Зачитайте следующие строчки из произведения Пушкина. Какое это произведение?

- Прочитайте третий отрывок. Какое чувство выражено в нём?

- Без вопросительного знака нам нельзя прожить. Что помогает делать этот знак? Прочитайте отрывок на стр. 225. Из какого он произведения?

- В зависимости от того, какой знак стоит в конце предложения, оно произносится по – разному, с разной интонацией.

- А что такое ИНТОНАЦИЯ?

2. Словарная работа.

- Как это слово объясняется в Словаре русского языка  Ожегова?

(Слайд 13)

Пятнистый олень занесён в 1996 году в Красную книгу.

А вы видели пятнистых оленей?

Как красив уссурийский олень! (Уссурийский заповедник на юге Приморского края)

Коллективная работа.

Ищут ответы на вопросы на стр. 224

Даниил обращается к стр. 217

Читают с нужной интонацией предложения:

П: поиск информации в учебнике

К: построение речевого высказывания

V. Физминутка.

ФИЗМИНУТКА

VI. Закрепление нового материала.

Работа с учебником. С. 225 - № 321

1. Какие слова не понятны вам? (Слайд 14)  

Объяснение (страда – напряжённая летняя работа в период косьбы, уборки урожая, лады – деления на грифе музыкальных инструментов, Ладожское озеро – на северо – западе Европейской части РФ, из него вытекает река Нева)

2. –Какие слова указывают на вопрос? (где, чем)

– Могут быть другие вопросительные слова: что? как? для чего? какой? когда? куда? откуда? почему? и др. (Слайд 15)

3.Работа с сигнальными карточками.

Мы  гуляли по парку в тени высоких деревьев.

Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (Крылов. Ворона и Лисица)

Неужели вы так быстро уходите?

Не хотите ли чаю?

Далеко – далеко белеет одинокий парус.

Люблю тебя, мой край  родной!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?

Гроза прошла.

Как воздух свеж, как пахнет земляникой!

Вы приготовили всё для похода?

Тёмные глаза смотрели из – под бровей сурово.

Как тебя, молодец, звать – величать?

4.1 гр.: Составьте 2 вопросительных предложения для анкеты (опросный лист);

2гр.: Составить 2 повествовательных предложения о школе;

3 гр.: Составить 2 восклицательных предложения о лете.

5.Спишите, расставьте знаки препинания в конце предложения.

В зоопарке (Слайд 16).

В зоопарке всегда весело и шумно  Распушил свой яркий хвост павлин Любуется: «Ах, какой я красивый » Медведь выпрашивает кусочки вкусного сахара А видел ли ты моржа Морж – полярный житель, у него острые и могучие клыки

(Слайд 17)- проверьте друг у друга.

Работа в паре

Выполняют упражнение

Устно составляют предложения

(Денис, Артём)Пользуются учебником с. 201.

(Даниил, Миша)

(Ира, Кристина)

Выполняют в тетради.

Карточки: Рузане, Артёму, Саше, Славе, Денису.

Взаимопроверка.

К: умение работать в паре

VII. Подведение итогов

(Слайд 18)

Беседа по вопросам:

  Что повторили? Чему учились?

 Алгоритм самооценивания:

-Вспомни цель урока  (Правильно ставить

знаки препинания в конце предложения, читать

предложения с нужной интонацией, составлять

предложения)

- Как ты работал на уроке? Оцени себя.

-Определи причину успеха / неуспеха.

-Определи, какие навыки надо отработать, чтобы результат был выше.

Учитель комментирует оценки.

Участвуют в беседе.

Рефлексия.

Осуществляют самоанализ (что получилось, что не получилось и почему)

Слушают комментарий.

К: вступать в диалог, отвечать на вопросы.

Р: осуществлять самооценку.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя.

VIII. Домашнее задание (разбор и запись).

(Слайд 19) Сообщение домашнего задания – с.226 - № 323

Ц. Р., П. А.,С. А, Г.В., А .Д. – списать.

С. 225, № 322

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс

"Склонение имен прилагательных женского рода"...

Урок письма и развития речи 5 класс

"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...

Урок письма и развития речи 6 класс

"Склонение имён прилагательных женского рода"...

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....

Конспект урока письма и развития речи (7 класс)

Конспект урока  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...