Мастер-класс "Лингвоконцептоцентрический урок или урок Воспитания."
методическая разработка по русскому языку на тему

Воловатова  Валентина Ивановна

В собственной практике я  обращаюсь к лингвоконцептоцентрической методике и технологии освоения концептов русской культуры.

Методика «Диалог с культурными концептами» отражает новое направление в преподавании русского языка – лингвокультурологическое.

Автор методики – Мишатина Наталья Львовна (РГПУ им. А.И.Герцена).

В данной методике проблемы изучения родного русского языка рассматриваются в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингво концепто центрический урок или урок Воспитания Учитель русского языка и литературы МОУ « Большелычакская СШ» Воловатова В.И.

Слайд 2

Работаю над проблемой : формирование языковой личности школьников на основе лингвоконцептоцентрической методики

Слайд 3

Методика - «Диалог с культурными концептами» Направление в преподавании русского языка – лингвокультурологическое .

Слайд 4

Главная идея методики – идея развития речи на концептуальной основе

Слайд 5

Цель модели: р азвитие личности (ее интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоционально-волевой сфер ).

Слайд 6

Задачи модели: Формирование языковой личности школьников в процессе усвоения ими определённой системы знаний о языке, развитие языковых компетенций. Воспитание бережного и ответственного отношения к Слову. Формирование стремления к самовыражению в Слове. Формирование коммуникативную культуру учащихся. Развитие творческий, креативный потенциал личности (способность неординарно мыслить и действовать). Приобщение школьников к ценностям русской и мировой художественной литературы. Повышение качества знаний учащихся.

Слайд 7

Единицей обучения на лингвоконцептоцентрическом уроке выступает концепт «Концепт – смысловая концентрация, расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания » дофантазирования и для эмоциональной ауры слова, является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека ». Д.С.Лихачев « Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку ». О.Мандельштам

Слайд 8

В.А. Маслова разделяет все концепты на девять основных групп: мир (пространство, время, родина…); природа (вода, огонь, дерево…); нравственные концепты (совесть, стыд…); представления о человеке (гений, юродивый, интеллигент…); социальные понятия и отношения (свобода, война…); эмоциональные концепты (счастье, радость…); артефакты (дом, храм, колокол…); научные знания (филология, математика…); концептосфера искусства (живопись, музыка, скульптура…).

Слайд 9

Лингвоконцептоцентрический урок – это современный урок творческого типа , направленный на построение целостной ценностной картины мира человека - чувствующего, - мыслящего, действующего. Это направление является современным, т.к. содержит надпредметную идею, сочетает обучение языку и нравственное воспитание учащихся через национальные культурные концепты.

Слайд 10

Ассоциативно-интуитивный этап. Этап овладения «языком» концепта в ходе концептуального анализа. Этап литературной установки на диалог с культурным концептом. Этап личного речевого творчества. Этапы освоения культурного концепта

Слайд 11

Основной метод обучения - метод концептуального анализа М одель КА слова можно представить следующим образом: создание словарного портрета слова (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического); создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста); создание словесного портрета концепта (слово на уровне Текста и в диалоге культур).

Слайд 12

установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям); установление «внутренней формы» слова на основе этимологического и историко-культурного анализа; установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям – общим и специальным); установление деривационных (словообразовательных) связей слова; анализ сочетаемостных свойств слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно -литературных формул ); «собирание » ключевых признаков слова-концепта; учет семантических отношений с другими словами родной культуры (например, стыд-честь-репутация-достоинство-совесть-вина) ; ориентация на оппозитивную структуру этических концептов (например, радость - удовольствие, стыд – позор, истина - правда ). Приемы обучения:

Слайд 13

Схема – план работы над словом -концептом: 1. Слово… и его лексическое ( ие ) значение ( ия ). 2. История слова. 3. Слово… и «слова- родственники » ( однокоренные ) 4. Слово… и его синонимы . 5. Слово… и его антонимы . 6. Слово… в фразеологических оборотах. 7. Слово… и другие слова ( сочетания ) 8. Слово…в русском фольклоре. 9. Слово…в названиях произведений литературы . 10. Слово…в текстах художественной литературы . 11. Слово…в названиях газет, журналов , рекламных приложений. 12. Слово…в названиях картин художников . 13. Слово…в названиях художественных фильмов . 14. Слово…в детском речевом творчестве ( собственные стихи , рассказы , сказки ).

Слайд 14

Способ обучения: лингвокультурологическая задача ( ЛКЗ ) - задача на достраивание (или восстановление) недостающих фрагментов (т. е. смыслов) в индивидуально-ценностной картине мира ученика. Это «задача на смысл, на открытие смысла» (А.Н. Леонтьев) Виды ЛКЗ : лексические, грамматические.

Слайд 15

ЛКЗ №1 Смотреть и подсматривать; слушать и подслушивать; свидетель и соглядатай; любознательность и любопытство; смеяться (над кем-либо) и глумиться; распоряжаться и помыкать; добиваться и домогаться; хвалить и льстить; обещать и сулить; предупредительный и подобострастный; располагать к себе и пресмыкаться; критиковать и чернить; гордиться и кичиться; показывать (свою храбрость) и рисоваться (своей храбростью) 1) «Нехорошо унижать достоинство другого человека: …» 2) «Нехорошо забывать о своих чести и достоинстве: …» 3) «Нехорошо преувеличивать свои достоинства и чужие недостатки: …» 4) «Нехорошо вторгаться в частную жизнь других людей: …» 5) «Нехорошо преследовать узкокорыстные цели: …»

Слайд 16

ЛКЗ № 2 Извратить , заблуждаться, исказить, клеветать, ошибаться, лицемерить, оболгать, подтасовать, провраться, фальсифицировать.

Слайд 17

ЛКЗ № 3 (текстовая). Стыд и совесть Стыд и совесть создают индивида и социального человека. ___ воспитывает нравы, ___ - нравственность. ___ оберегает от бесстыдства, ___ - от безнравственности. Границы ___ расширяет цивилизация, границы ___ - религия. ___ реагирует на отступление от социальной нормы, ___ - на нарушение нравственного закона. ___ реактивен , ___ в большей мере регулятивна . ___ толкает к сокрытию, ___ - к признанию. Страх ___ оберегает достоинство человека, страх перед лицом ___ оберегает душевное спокойствие. (По Н. Д. Арутюновой).

Слайд 18

Прочитайте отрывки из стихотворения Вл. Высоцкого «Я не люблю». Какие строчки поэта вы хотели бы взять в современный кодекс чести? Напишите небольшой этюд, выбрав рефреном слова «Мне стыдно, когда…» ЛКЗ № 3 (текстовая).

Слайд 19

Поэтапное освоение концептов русской культуры: 1 этап - освоение лингвоконцепта на основе эмоционального переживания его образной составляющей (5-6 классы ); 2 этап - освоение этических концептов (7-9 классы); 3 этап - освоение лингвоконцепта с опорой на его целостно-ценностное восприятие и интерпретацию в диалоге культур (10-11 классы);

Слайд 20

Внедрение модели формирования языковой личности осуществляется на протяжении 3-х лет и на данный момент еще не закончено, так как целесообразнее говорить о результатах будет по окончанию школьного курса, но и в дальнейшем продолжится формирование языковой личности, потому что это бесконечный процесс. « Век живи и век учись»

Слайд 21

Планируемые результаты Работа с культурными концептами дает учащимся возможность «присвоить» (т.е. сделать своими – осмыслить и пережить) такие нравственные понятия, как совесть, благородство, стыд, честь, долг, милосердие и т.д. – концепты внутреннего мира человека.

Слайд 22

Уроки развития речи на концептуальной основе: Добро и доброта. Поговорим о любви. Диалог с совестью. Создание метафорического портрета обиды. Патриотизм: «со словом надо обращаться честно» . Россия: «в чем угадаю лик любимый?..»

Слайд 24

Словесные ассоциации « Где твоя совесть?» Совсем совесть потерял!» «Совести у тебя нет!» «Бессовестный» «Тебя совесть не мучает? » «Что, совесть заговорила?» «Пусть это будет на твоей совести!» «У тебя ни стыда ни совести» «У меня совесть чиста» «Это совестливый человек» «Мне бы совесть не позволила так поступать»

Слайд 25

Совесть похожа на: советчика преследователя попутчицу мучителя дикого зверя сторожа судью и т.д.

Слайд 26

Фразеологизмы Пословицы

Слайд 27

Бессовестные герои в художественной литературе Д.Фонвизин «Недоросль», Простакова А.Пушкин «Дубровский», Троекуров А.Пушкин «Капитанская дочка», Швабрин К Паустовский «Телеграмма,» Настя В Железников «Чучело», одноклассники Лены Бессольцевой

Слайд 29

На данном этапе можно уже говорить о том, что: Повысилась заинтересованность детей, которая проявляется в активной работе учеников на уроках языка и литературы. Повысилась культура речи, что отражается в свободном владении как устной ,так и письменной ее формами, что отмечается и преподавателями других дисциплин, так как дети свободно выражают свою точку зрения и умеют ее аргументировать. Работая со словом-концептом, изучая слово на разных языковых пластах, ученики легко используют данный подход и на других предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

 Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

       Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...

Научно-исследовательская деятельность на уроках музыкально-ритмического воспитания

Исследование, совместно с учащимися, влияния нагрузки на показатели ЧСС....

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.

Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....

Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".

Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака"....

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...