План-конспект урока и презентация по теме: «Понятие о наречии» (русский язык, 7 класс).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Харисова Лейсан Гильмелбаяновна

Данный урок проводится по методическому комплексу М.М. Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_narechii_russkiy_yazyk_7_klass.doc26.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_narechie.ppt131.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. План-конспект урока и презентация по теме: «Понятие о наречии» (русский язык, 7 класс)


Цели:

- дать представление о наречии как части речи; развивать умение доказывать принадлежность слова к классу наречий;
- развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
- учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;
- формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах. умение вести дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, рефлексию, логику, самостоятельность мышления);
- развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Методический комментарий: Данный урок проводится по методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Данный урок проводится в начале изучения темы «Наречие», это первый урок.

Ход урока
1. Организационный момент
Доброе утро! Проверьте осанку, запомните положение тела, старайтесь всегда поддерживать положение позвоночника в прямом положении. Люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны. Садитесь. Я предлагаю начать урок с продолжения фразы: «Мне нравится, когда… »

Справка. Проверка осанки заключатся в том, что школьники закладывают руки за спину на уровне поясницы, соединяют их в замок. От этого действия позвоночник приходит в прямое состояние, спина становится ровной. Продолжение фразы у каждого ученика может быть разным. Задача учителя поставить акцент на тех фразах, которые несут положительные эмоции, имеют нравственную ценность.

2. Введение в тему урока.

а) Упражнение на развитие внимания и памяти (слайд 2)
Ребята, на доске записаны слова, постарайтесь их быстро прочитать, запомнить и правильно записать в тетрадь:
медленно
самозабвенно
аккуратно
блаженно
традиционно
торжественно
надменно

Что можете сказать об этих словах? Почему решили, что это наречия? Лексическое значение каких слов вызывает сомнение? (Объяснение учителя, если это необходимо). Составьте 3 словосочетания с данными наречиями, запишите их в тетрадь.

Справка. Школьники кроме того, что это наречие могут найти и другие признаки, как-то: все слова оканчиваются на О, во всех словах есть удвоенная согласная…и др. После окончания работы, по желанию, школьники озвучивают словосочетания и называют признаки наречия.

б) Работа с парами предложений (слайд 3)
Сопоставьте пары предложений. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова? Как называются выделенные слова? От каких слов ставим вопрос? На какие вопросы отвечают наречия?
1) Идти по дороге.
Идти по дороге медленно, вразвалочку.
2) К нам приехал знакомый.
Вчера к нам приехал знакомый.
3) Загадочно мерцали звезды.
Поразительно загадочно мерцали звезды.
4) Мальчик был в куртке.
Мальчик был в куртке нараспашку.
Сформулируйте тему урока. (Наречие. Понятие о наречии. Учитель тему урока записывает на доске). Какие основные задачи урока стоят перед нами? (слайд 4)

Справка. По ходу беседы учитель на доске обозначает наречия как часть речи и член предложения, слово, от которого ставится вопрос, сам вопрос. Важно отметить, что наречия характеризуют действие, уточняют обстоятельства его протекания. Это создает зрительную опору для рассуждения школьников о наречии. Формулирование школьниками темы и постановка задач урока создает основания для субъектного обучения. В формулировании задач урока учитель акцент ставит на том, что необходимо научиться находить наречия в тексте, доказывать, что данное слово принадлежит к классу наречий.

3. Работа по теме урока

а) Обобщение полученных знаний (слайд 5)
Что вы знаете о наречии? Приведите примеры наречий. Соотнесите свой ответ с правилом в учебнике (стр. 52). Для этого возьмите карандаш и поставьте плюс напротив той информации, о которой уже шла речь на уроке, и минус напротив той, которая не была озвучена. По ходу ответа на вопрос формулируется алгоритм нахождения в тексте части речи «Наречие» (приложение 1):
1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
5. Сделайте вывод: какая это часть речи.
Все ли вы сказали о наречии? А что нового узнали о наречии?
Справка. Чаще всего школьники не называют главного морфологического признака наречия – неизменяемость: наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. На этом признаке учитель делает акцент.

б) Рубрика «Это интересно!»
Делая вывод о наречии, вы сказали, что чаще всего наречие примыкает к глаголам, реже к прилагательному, причастию, деепричастию. Найдите на странице 53 рубрику «Это интересно!». Прочитайте. Сделайте вывод.

Справка. Необходимо обратить внимание на тот факт, что наречие примыкает к существительному в том случае, если в предложении нет наречий синонимичных прилагательному и является определением.

4. Закрепление по теме урока

а) Работа по выявлению наречий в тексте и доказательству, что данное слово является наречием. (Работа в парах)
Выполнение упражнения № 132 из учебника М.М. Разумовской 1 ряд – 1,2,3 предложение; 2 ряд – 1,3 предложение; 3 ряд – 3,4 предложение. Кто может составить план выполнения данного задания? Озвучьте его.

б) Проверка. Докажите, что вы верно опознали наречия в предложениях. Рассуждение и доказательство идет по алгоритму, созданному при изучении нового материала (приложение 1).

в) Распознавание наречий и слов на них похожих (слайд 6)
В силу своего происхождения среди наречий много таких, которые звучат так же, как формы других частей речи. Прочитайте словосочетания, поставьте вопрос к выделенным словам. Какое из них наречие? (Используйте для определения алгоритм нахождения в тексте части речи «Наречие») (приложение 1).
Как вы догадались? Определите остальные части речи. Сделайте вывод о правописании наречий.

Утро туманно. ------------------------------------------ Говорить туманно.
На удачу надейся. ---------------------------------------- Пойти наудачу.
С начала года. --------------------------------------------- Сначала думай.
Уйти вовремя. ---------------------------------------------- Во время урока.

Справка. Данное упражнение очень важно как для нахождения наречий в тексте, отличия их от других частей речи, так и для правописания разных частей речи. Наречия пишутся слитно, а существительные с предлогом раздельно.

г) Рубрика «Возьмите на заметку!»
Как разграничивал части речи профессор А.Н. Гвоздев?

д) Используя приемы А.Н. Гвоздева, выполните упражнение 134. (работа в парах)

е) Проверка
Докажите, что вы верно опознали наречия. Какие другие части речи употреблены в предложениях?

Вывод. Что узнали о наречии? Приведите примеры. Молодцы! Как хорошо, когда на уроке внимателен, значит все могу познать, когда в конце урока возникает чувство удовлетворения от выполненной работы, значит потрудился на славу! Вы хорошо поработали. Дома напишите мини-сочинение, используя наречия, на тему: «Ура! Каникулы!» Благодарю за урок. Урок окончен. (слайд 7)
Приложение 1

Алгоритм рассуждения
при нахождении в тексте части речи «Наречие»

1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
5. Сделайте вывод: какая это часть речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Презентация к уроку по теме: «Понятие о наречии» (7 класс, русский язык) Харисова Лейсан Гильмелбаяновна учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория

Слайд 2

Будь внимателен! медленно самозабвенно аккуратно блаженно традиционно торжественно надменно

Слайд 3

Сопоставьте пары предложений Идти по дороге. Идти по дороге медленно, вразвалочку . К нам приехал знакомый. Вчера к нам приехал знакомый. Загадочно мерцали звезды. Поразительно загадочно мерцали звезды. Мальчик был в куртке. Мальчик был в куртке нараспашку.

Слайд 4

Наречие. Понятие о наречии научиться находить наречия в тексте; доказывать, что данное слово принадлежит к классу наречий;

Слайд 5

Алгоритм рассуждения при нахождении в тексте части речи «Наречие» Найдите в тексте слово, похожее на наречие. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание. Подумайте, что обозначает наречие. Сделайте вывод: какая это часть речи.

Слайд 6

Распознавание наречий и слов на них похожих Утро туманно. ------------ Говорить туманно . На удачу надейся. ------------Пойти наудачу. С начала года. ----------------- Сначала думай. Уйти вовремя . ----------------- Во время урока.

Слайд 7

Благодарю за урок! Ура! Зима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

План-конспект урока и презентация по теме: "Хобби", М.З. Биболетова 5 класс

Подробный план-конспект урока для 5 класса по теме:"Хобби", М.З. Биболетова 5 класс...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

Урок русского языка в 7 классе. Презентация на тему "Употребление предлогов в русском языке".

Урок русского языка в 7 классе. Презентация на тему "Употребление предлогов в русском языке". Одна из сложнейших тем для усвоения материала. Данная презентация поможет в работе, облегчит восприятие уч...

План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

Цели:Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...