ЕГЭ-2019, русский язык. Сочинение по тексту.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Работы написаны учениками 11 класса. Они вовсе не объемные и соответствуют новому формату. В некоторых работах выделены переходы от одного примера в комментарии к другому и смысловые переходные мостики. Обратите внимание, что не во  всех работах есть заключение, так как при написании сочинения в новом формате иногда  позиция автора сочинения закономерно сливается с заключением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Великая  Отечественная  война  явилась не только величайшей трагедией, но и взлетом человеческого духа и патриотизма. Благодарные потомки знают, какой ценой досталась Победа. Г.Я. Бакланов, участник Великой Отечественной войны,  раскрывает проблему памяти о войне.

     Автор рассказывает об эпизоде наступления и передает свои ощущения, когда долго не удавалось уничтожить вражескую батарею: «руку бы отдал, только б уничтожить ее»; «чувствую то место, где она стоит». Мы понимаем, как велико его  желание  взять высоту любой ценой!  

     Но от описания личных ощущений  автор переходит к констатации действий боевых товарищей,  многократно повторяя  местоимение «мы» и подчеркивая, как отчаянно и с каким упорством  воины предпринимали попытки уничтожить немецкую батарею: «вырыли  окоп,  высадились, несколько раз поднимались в атаку». Г.Я.Бакланов передает общее неистовое желание захватить этот плацдарм: «С тех пор как мы начали наступать, сотни таких плацдармов захватывали... держались, зубами, руками вцепившись в берег». Солдаты и офицеры Великой Отечественной  войны совершали подвиги, требующие немыслимого мужества.      

       Г.Я.Бакланов  убежден, что в народной памяти должны запечатлеться не только крупные сражения, но и этот плацдарм:  «Судьба его –  как  судьба одного человека,  когда решаются судьбы миллионов».

      Автор, безусловно, прав! Именно поэтому мы помним и Зою Космодемьянскую, и Александра Матросова, и Гастелло, которые личным примером показали, как важен героизм каждого участника войны. «Судьбы и трагедии миллионов начинаются судьбой одного человека»  - давайте не забывать об этом! В  памяти потомков остаются и великие сражения, и небольшие эпизоды военных действий,  и самоотверженные подвиги отдельных людей, которые подарили нам жизнь и светлое будущее. 235 слов.



Предварительный просмотр:

Бакланов Григорий Яковлевич русский советский писатель и сценарист.

Опять бьет немецкая минометная батарея, та самая, но теперь разрывы ложатся левей. Это она била с вечера. Шарю, шарю стереотрубой - ни вспышки, ни пыли над огневыми позициями - все скрыто гребнем высот. Кажется, руку бы отдал, только б уничтожить ее. Я примерно чувствую место, где она стоит, и уже несколько раз пытался eе уничтожить, но она меняет позиции. Вот если бы высоты были наши! Но мы сидим в кювете дороги, выставив над собой стереотрубу, и весь наш обзор - до гребня.

Мы вырыли этот окоп, когда земля была еще мягкая. Сейчас дорога, развороченная гусеницами, со следами ног, колес по свежей грязи, закаменела и растрескалась. Не только мина - легкий снаряд почти не оставляет на ней воронки: так солнце прокалило ее.

Когда мы высадились на этот плацдарм, у нас не хватило сил взять высоты. Под огнем пехота залегла у подножия и спешно начала окапываться. Возникла оборона. Она возникла так: упал пехотинец, прижатый пулеметной струей, и прежде всего подрыл землю под сердцем, насыпал холмик впереди головы, защищая ее от пули. К утру на этом месте он уже ходил в полный рост в своем окопе, зарылся в землю - не так-то просто вырвать его отсюда.

Из этих окопов мы несколько раз поднимались в атаку, но немцы опять укладывали нас огнем пулеметов, шквальным минометным и артиллерийским огнем. Мы даже не можем подавить их минометы, потому что не видим их. А немцы с высот просматривают и весь плацдарм, и переправу, и тот берег. Мы держимся, зацепившись за подножие, мы уже пустили корни, и все же странно, что они до сих пор не сбросили нас в Днестр. Мне кажется, будь мы на тех высотах, а они здесь, мы бы уже искупали их.

Даже оторвавшись от стереотрубы и закрыв глаза, даже во сне я вижу эти высоты, неровный гребень со всеми ориентирами, кривыми деревцами, воронками, белыми камнями, проступившими из земли, словно это обнажается вымытый ливнем скелет высоты.

Когда кончится война и люди будут вспоминать о ней, наверное, вспомнят великие сражения, в которых решался исход войны, решались судьбы человечества. Войны всегда остаются в памяти великими сражениями. И среди них не будет места нашему плацдарму. Судьба его - как судьба одного человека, когда решаются судьбы миллионов. Но, между прочим, нередко судьбы и трагедии миллионов начинаются судьбой одного человека. Только об этом забывают почему-то. С тех пор как мы начали наступать, сотни таких плацдармов захватывали мы на всех реках. И немцы сейчас же пытались сбросить нас, а мы держались, зубами, руками вцепившись в берег. Иногда немцам удавалось это. Тогда, не жалея сил, мы захватывали новый плацдарм. И после наступали с него.

Я не знаю, будем ли мы наступать с этого плацдарма. И никто из нас не может знать этого. Наступление начинается там, где легче прорвать оборону, где есть для танков оперативный простор. Но уже одно то, что мы сидим здесь, немцы чувствуют и днем и ночью. Недаром они дважды пытались скинуть нас в Днестр. И еще попытаются. Теперь уже все, даже немцы, знают, что война скоро кончится. И как она кончится, они тоже знают. Наверное, потому так сильно в нас желание выжить. В самые трудные месяцы сорок первого года, в окружении, за одно то, чтобы остановить немцев перед Москвой, каждый, не задумываясь, отдал бы жизнь. Но сейчас вся война позади, большинство из нас увидит победу, и так обидно погибнуть в последние месяцы.



Предварительный просмотр:

(1)На Галицкой площади был огромнейший рынок. (2)Как раз в том месте площади, где кончался Бибиковский бульвар, был построен ряд новых деревянных лавок. (3)Одна из этих лавок была дяди-Володина. (4)Торговля в этой лавке велась дёгтем, колёсной мазью, мелом для побелки стен – в общем, всем, что могло понадобиться крестьянам, привозившим на рынок продукты своего хозяйства. (5)Кроме того, торговали древесным углём, употреблявшимся в те времена повсеместно для жаровен и самоваров.

(6)Держать уголь в лавке было нельзя, так как он всё вокруг пачкал. (7)Весь запас этого товара хранился в специальном амбаре. (8)Было, однако, хлопотно каждый раз закрывать лавку и отправляться с покупателем в амбар, чтобы отпустить уголь. (9)Поэтому дядя Володя придумал, чтоб на время летних каникул мы с братом по очереди сидели в амбаре и отпускали покупателям уголь.

(10)Этот амбар – огромнейший погреб, то есть наполовину врытый в землю сарай с серым цементным полом и потолком и такими же цементными стенами. (11)В этом бункере имелось лишь одно крошечное, забранное железной решёткой окно, к тому же находилось оно не на обычном уровне, как в домах, а высоко под потолком, как это делается в тюрьмах. (12)Кроме маленького кусочка неба, в это окно ничего не было видно.

(13)Особенно тягостными были для меня первые дни сидения в этом угольном каземате. (14)Покупатели являлись нечасто, поэтому скучать приходилось главным образом в одиночестве. (15)Сидя на стуле, я глядел на кучу угля, над которой в серебристой полоске солнечного луча, падавшего из окна, танцевали мириады угольных пылинок.

(16)Когда глаза мои полностью освоились с царившим вокруг полумраком, моё внимание привлекла лежавшая в одном из тёмных углов подвала куча того, что теперь называют макулатурой. (17)Здесь были старые газеты, журналы, непереплетённые книжки собраний сочинений разных писателей. (18)По мере надобности дядя Володя брал из этой кучи бумагу и относил её в лавку для завёртывания покупок.

(19)Как только эта куча попалась мне на глаза, я принялся читать книгу за книгой и в сравнительно небольшой срок прочитал полные собрания сочинений Гауптмана, Ибсена, Гамсуна, Метерлинка и ничего или почти ничего в них не понял.

(20)Однажды, роясь в куче бумажного хлама, я вытащил какую-то старую, истрёпанную книжонку, в которой листочки еле держались, а некоторые и вовсе были оторваны. (21)Обложка истёрлась до такой степени, что мне с трудом удалось прочитать название. (22)Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (23)Я хотел эту книжку тут же бросить обратно в кучу, но подумал: если она так сильно потрёпана, то это потому, должно быть, что её читали многие люди, а раз так, то, наверное, она интересная. (24)Я начал эту книгу читать и уже не мог от неё оторваться. (25)Хотя я уже знал в то время, что сказки – это <…>, мне казалось, что в этих сказках изображена самая настоящая, самая доподлинная жизнь.

(26)Особенно сильное впечатление произвела на меня в этой книжке история, которая называлась «Гадкий утёнок». (27)Я очень сочувствовал бедному утёнку, потому что мне самому приходилось в жизни терпеть много обид: и от страшной собаки, и от бешеного Стёпки-растрёпки, и от ребятишек, которые дразнили меня, и от насмешливых покупателей. (28)Кроме того, мне пришлось остаться в подготовительном классе на второй год, и меня всё время сверлила мысль, что, как только окончится лето, я снова пойду в школу и все ребята, с которыми я учился в прошлом году, будут подходить ко мне и с презрением говорить: «Эх, ты! (29)Остался на второй год! (30)Мы теперь будем первоклассники, потому что мы умнее! (31)А ты глупый! (32)Ты глупый гадкий утёнок, вот ты кто!»

(По Н. Н. Носову*)

*Николай Николаевич Носов (1908–1976 гг.) – писатель-прозаик, драматург, киносценарист.



Предварительный просмотр:

В современном мире  некоторые люди мало читают. Однако  если им в руки попадается книга, которая соотносится с тем, что происходит у них в жизни, то это все меняет. Сразу появляется желание прочитать ее. Именно к  проблеме выбора книги привлекает внимание читателей писатель Н. Н. Носов.

   Чтобы помочь разобраться в этом вопросе, он рассказывает о мальчике, который работал в амбаре, отпуская покупателям уголь. Однажды ему попалась на глаза куча макулатуры, лежавшая в углу. В сравнительно короткий срок герой прочитал полные собрания сочинений многих писателей. Автор подчёркивает, что мальчик «ничего или почти ничего в них не понял», ведь он не нашел в книгах того, что его бы заинтересовало, того, что соответствовало бы ему самому. Текст построен на контрасте. Размышляя над проблемой, Н. Н. Носов заостряет внимание читателей на том факте, что героя неожиданно привлекла потрепанная книжонка со сказкой Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Она заинтересовала мальчика, потому что он увидел в ней некое отражение своей жизни. Герой сочувствовал бедному утенку, так как ему самому в жизни приходилось терпеть много обид и унижений со стороны сверстников. Так сказка помогала мальчику преодолевать  одиночество, развивала его чувства.

   Н.Н.Носов подводит читателей к мысли о том, что
наибольшее влияние на человека книга оказывает в том случае, если в ней содержится отражение жизни  читателя, его интересов, чаяний, надежд.

     Я абсолютно согласна с мнением автора. Действительно, правильно выбранная книга, которая соотносится  с жизнью самого читателя, помогает ему взглянуть на свои жизненные ситуации с другой стороны,  оказывает влияние на  его чувства и мысли, помогает справиться с  трудностями, развивает духовное, нравственное начало. 251 слово.



Предварительный просмотр:

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
       (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
       (17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
      (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.     (По В. Астафьеву)



Предварительный просмотр:

   В современном мире огромную роль играет искусство. Одним из его родов является музыка. Люди  находят в ней поддержку, воодушевление, сравнение с собственной жизнью. В тексте В. Астафьева раскрывается  проблема влияния музыки на человека. 
     Чтобы помочь читателям разобраться в данном вопросе, автор повествует о мальчике, который первый раз в жизни услышал музыку Огинского. О чем она рассказала ему? О чем-то тревожном, горьком, хотелось плакать.
 Слезы лились у мальчика, когда он слушал произведение Огинского. Автор подчеркивает, музыка помогла открыть герою обостренное чувство родины, она  зазвучала в нем неистребимой любовью. Прошли годы. В.Астафьев показывает на другом примере, какие другие чувства эта же музыка вызывает у героя во время войны. Только теперь она как будто переломилась в нем, но не прорастала жалостью и не выжимала слез. Музыка побуждала к действиям, заставляла что-то делать, чтобы небо не подбрасывало взрывами. И если в первом случае музыка пробудила любовь к родине, то теперь она звала на ее защиту.         

Автор подводит  читателей к мысли о том, что музыкальные произведения оказывают огромное влияние на человека, помогают справиться с трудностями, вдохновить на поступки, поддержать в трудную минуту. 
      Я считаю, что В. Астафьев прав! Действительно, влияние музыки на человека велико. Вообще, трудно представить современного молодого человека без музыки. Меня, например, при прослушивании композиций Чайковского «накрывает» шквалом эмоций, восторга, а мир вокруг окрашивается в светлые тона. Человек становится духовно богаче, когда слушает хорошую музыку!

Всего222слова!!!
     



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания 21-26

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном  обучении - проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. (2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве - моём незабвенном учителе.

(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. (8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.

(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу - Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

(12)Он шел по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде - в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу -пожилые, молодые, мужчины, женщины, - все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.

(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, - мысль, впрочем, не новая, - о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа - зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному' воспитанию.

(23)Великое дело - школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:

(26) - Учитель - это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты. (По Ф.А. Абрамову*)

*Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - советский писатель, критик, публицист



Предварительный просмотр:


   Каждый человек прошел через важнейший этап своей жизни – обучение в школе. У многих  были свои любимые учителя, оказавшие влияние и на характер воспитанника, и на формирование его нравственных ценностей, жизненных приоритетов.  Важную проблему роли учителя в жизни человека поднимает  русский писатель и публицист  Ф.Абрамов. 

   Чтобы помочь читателям разобраться в этом вопросе, автор подчеркивает  
свою личную заинтересованность в разговоре  о школе. Он рассказывает об Алексее Федоровиче Калинцеве, который  являлся авторитетом для учеников. Вспоминает его как незабвенного учителя, в котором все поражало окружающих: внешний вид, неистощимая энергия, а самое главное –  феноменальные знания, которые были необычны для тех времен. Мы понимаем, что учитель – это не только профессия, но и образ жизни. Определяя влияние наставника на учеников, автор  заостряет внимание читателей на том факте, что Калинцев   поддерживал учительский авторитет   и в селе: «Все кланялись ему. А старики даже шапку с головы снимали». Действительно, и для взрослых, и для детей он являлся примером для подражания; был самым настоящим народным учителем, о котором автор вспоминает с благодарностью и восхищением, оценивая масштаб личности Калинцева, его душевную щедрость и нравственность. 

      Ф.Абрамов подводит читателей к мысли о том, что
нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. Своим отношением к ученикам,  глубочайшими знаниями он становится авторитетом для всех. Вот как определяет его значение автор: «…человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». 

Я тоже  считаю, что роль учителя в нашей жизни  велика. Ведь в  школе ученик формируется  как личность; здесь он получает не только знания, но и нравственные  уроки, которые определяют его дальнейшие поступки, отношения с окружающими людьми. Следовательно,  роль учителя в жизни человека очень важна и неоспорима. 263 слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по прочитанному тексту.

Подготовка к сочинению на основе исходного текста ведётся поэтапно, в соответствии с критериями оценивания творческих работ. Данный материал предлагает готовые клише для написания сочинения-рассуждени...

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту

Данная работа   содержит рекомендации для учащихся 10-11 классов по написанию сочинения (части С)....

Образовательная программа по русскому языку" Сочинение как результат разноаспектного анализа текста"

Образовательная программа по русскому языку«Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»для учащихся10 класса, находящихся в профильном лагередля одарённых детей и подростков «Интеллект»при...

Образовательная программа по русскому языку «Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»

Образовательная программа  по русскому языку для учащихся класса 10 класса, находящихся в профильном лагере для одаренных детей и подростков "Интеллект"...

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста»

Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста » предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы  по русскому д...

ЕГЭ. Русский язык. Сочинение по тексту В. П. Астафьева.

Образец сочинения для тех, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку....