Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Дорохина Нина Васильевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.

«Играй и учись!»

(познавательная игра для учащихся 7 классов

по русскому языку).

Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка,

сформировать у них желание

самостоятельно заниматься языком.

Задачи:

1.Привлечь к работе по подготовке и проведению игры как можно больше учащихся.

2.Реализовать задачу комплексного подхода к воспитанию школьников.

3.Развить интерес к углубленному изучению русского языка.

4.Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Звездный час».

Цели:

- формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;

- развитие коммуникативной компетенции, культуры общения;

- воспитание интереса к родному языку, культуре русского народа.

 Оборудование: листы с заданиями для каждой команды.

  Формы работы: групповая, индивидуальная.

Форма проведения: викторина.

Ход игры.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня в нашем классе на свой «Звездный час» собрались знатоки русского языка. 

                                   День необычный сегодня у нас,
                                   Я искренне рада приветствовать вас!
                                   Для умной игры собрались здесь друзья. 
                                   Её начинать нам настала пора!

    Девиз игры – «Через тернии к звездам». 

Правила игры:

    В игре встретятся 2 команды из учащихся 6 «А» и 7 «А» класса.

Слово учителя: Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать звезду. Команда, набравшая наибольшее количество звезд, станет победителем и знатоком русского языка.  

Представление команд: 1 команда «Умники»

                                           2 команда «Знатоки».                
    Оценивать вашу игру будет справедливое и объективное жюри, которому придётся сегодня принимать непростые, очень важные решения.

Итак, начинаем.

Турнир «Разминка».  Командам поочередно задаются вопросы:

1 команда:

- В каком слове 40 гласных? (сорока)

- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

- Какие собственные имена могут принадлежать как мальчику, так и девочке?

- В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

2 команда:

- В каких словах по 100 согласных? (стог)

- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

- Какое слово состоит из семи одинаковых гласных? (семья)

- Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце)

Турнир «Загадочный» (за правильные ответы – 1 звезда).

Определите род у имен существительных, а затем подберите к этим существительным прилагательные. Согласуйте существительное с прилагательным в единственном числе Им. п.

Какаду (м. р), какао (ср. р.), кофе (м. р.), мозоль (ж. р.), рояль (м. р.), тюль (м.р.), шампунь (м.р.), пони (м.р.), пальто (ср. р.).    

    

3. Турнир «Четвертый лишний».

Зачеркнуть лишнее слово, но прежде вставить пропущенные буквы. Время работы – 3 минуты. За все правильные ответы – 1 звезда.

«Знатоки»

«Умники»

1.дикор..стущий

  р..стущий,

  выр..сший

  р..стениеводство

2. пор..сль

   водор..сли

   возр..ст

  зар..сли

2. хвал..т

   ед..т

  смотр..т

  растоп..т

2. кол..т

   бор..тся

  ненавид..т

   плач..т

3. реч..нка

    ключ..м

   ландыш..м

   крыж..вник

3. ш..пот

    птиц..й

   огурц..в

    улиц..й

4. Турнир «Ударный бой»

Капитаны команд должны правильно расставить ударения в словах. За всю правильно выполненную работу команда получает 1 звезда.

1) квартал, каталог, груженый, сливовый, начала, звонит, прибыл, столяр.

2) начался, договор, танцовщица, баловать, свекла, предложить, алфавит, жалюзи.

5. Турнир «Подбери слово» (за правильные ответы-1 звезда)

Команды должны заменить фразеологизм одним словом.

1.Заваривать кашу

6.На ночь глядя

2.В час по чайной ложке

4.Как кошка с собакой

3.Коломенская верста

1.Закопать топор войны

4.Жить душа в душу

2.Одним духом

5.Сидеть сложа руки

5.Не покладая рук

6.Чуть свет

3.От горшка два вершка

Затевать сложное, неприятное дело.

6. Турнир «Ох уж эти знаки!» (За правильно выполненное задание – 1 звезда).

Расставить знаки препинания. Время – 2 минуты.

1 команда:

Не спится что-то мне отец.

Но вот впереди обоза вдруг кто-то крикнул Кирюха трогай!

Пушистый снег лежит всюду на дороге в поле в саду.

2 команда:

Едем мы к бабушке на реку Смородину на Калинов мост.

Кай что ты делаешь крикнула Герда.

И за нею вмиг от сна поднялося все кругом царь царица царский дом.

7. Турнир «Самый грамотный».

На доске написано письмо к тебе от Песика. Найди ошибки и исправь их. Время – 3 минуты. Задания проверяет жюри.

За правильно выполненное задание – 1 звезда.

«Дарагой друк, здраствуй! Пишит тибе Пес. Как ты жывеш? Я жыву  весело, много гуляю и нилюблю делать уроки. Зато чясто бываю в заапарке, в кино, на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.

                                                                      Пес»

8. Турнир «Мы пишем сочинения».

На нашей земле, ребята, наступила зима, и в Страну Русского Языка тоже пришло это время года. Встретим это время года, отдадим ей должное, составив небольшие рассказы.

Затем работы зачитываются. Жюри определяет команду победителя. Этой команде присуждается 1 звезда.

 Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.

«Играй и учись!»

(познавательная игра для учащихся 7 классов

по русскому языку).

Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка,

сформировать у них желание

самостоятельно заниматься языком.

Задачи:

1.Привлечь к работе по подготовке и проведению игры как можно больше учащихся.

2.Реализовать задачу комплексного подхода к воспитанию школьников.

3.Развить интерес к углубленному изучению русского языка.

4.Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя. Приветствуем всех участников сегодняшней игры! Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди 7- х классов, также с ребятами попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто не скучный и порой сложный для написания, но очень важный в нашем с вами человеческом общении.

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Как и положено, в любой конкурсной игре нужно выбрать жюри (жюри выбирается из учащихся старших классов, пришедших на мероприятие (3 человека). Члены жюри готовы оценить игру, а мы незамедлительно к ней приступаем.

1.Приветствие команд.

Это было домашним заданием команд. В первом конкурсе ребята

должны представить определённую часть речи. Условие для команды

  – доказать важность своей части речи. Оцениваем по 5 шкале.

2. Разминка:

Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный

Ответ- балл. Сразу обращаю внимание участников турнира, вопросы шуточные. Шуточные вопросы:

1. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами?

 (кошка)

2. Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)

3. У человека - одно, у вороны -два, у медведя – ни одного. Что это?

(буква "о")

4. Летела стая птиц на рощу. Сели по две на дерево -одно осталось; сели по одной - одного не досталось. Сколько в роще деревьев, а в стае птиц?

(три дерева, четыре птицы)

5. Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого

старика - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву? (одна баба)

6. На четырех березах- по четыре дупла, на каждом дупле по- четыре ветки, на каждой ветке- по четыре яблока. Сколько всего яблок?

(на березе яблоки не растут)

7. Бежало сорок волков, сколько у них у шей и хвостов? (У шеи хвосты не растут)

8. Из какого полотна нельзя сшить рубашки?

(Из железнодорожного)

9. Когда руки бывают местоимениями?

(Вы – мы - ты)

10. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения?

(Запасное)

11. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)

12. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?

(Имя)

3.Конкурс знатоки ударения

Каждой команде раздаются по одной карточке, участники ставят ударение (правильно расставленное ударение -1 балл).

1.Завидно Квартал

2.Звонит Жалюзи

3.Мельком Черпая

4.Щавель Балую

5.Августовский

Подростковый

6.Кухонный Красивее

7.Кулинария Афера

В это время проведем игру со зрителями. Вопросы - загадки:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака)

В воде живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

В болоте плачет,

 А из болота не идет. (Кулик)

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач)

Весь день в воде,

А водой не насытится. (Утка)

Живет она между камнями,

Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)

4.Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

1 команда

Труд  кормит,  а …( лень портит).

Семь  раз  отмерь,… ( один  раз отрежь).

Что написано пером,..(того не вырубишь топором.

По одёжке встречают,(а по уму провожают).

Кто хочет много знать, (тот должен мало спать).

Петь хорошо вместе, (а говорить порознь).

Лето припасает, а (зима поедает).    

Слово – серебро, (молчание – золото).

Семеро (одного не ждут)

2 команда

Слово не воробей (вылетит - не поймаешь).

Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).

Век живи - (век учись)
Нет друга - (ищи, а нашел - береги)

За двумя зайцами (погонишься, ни одного не поймаешь)

Поспешишь - (людей насмешишь)
 Красна птица пером, а (человек умом)

Корень учения горек, (да плод его сладок).

Не гордись званьем, а … гордись знаньем

5. Скажи одним словом

1 команда

 Во весь дух.  (Быстро)

Рукой подать. (Близко)

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко 
Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие 

Не покладая рук – усердно трудиться

2 команда

Сломя голову. (Быстро)

Прикусить язык. (Замолчать)

На краю земли - где-то очень далеко 
На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства 
Вылетело из головы – забыл.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

6. ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

1 команда

Определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.  (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

2 команда

Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?  (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

7. Творческое задание. Написать небольшое сочинение «Письмо Деду Морозу». Время 5 минут. Оцениваем по 5 шкале.

Задание зрителям: закончить пословицу.

- Не спеши языком, торопись делом.
- Одежда лучше новая , а друзья старые.
- Когда друг просит , не существует завтра.
- Руки поборют одного, знания – тысячу.
- Под лежачий камень вода не течет.

8. Конкурс скороговорщиков.

Из каждой команды по 2 человека. Каждый получает по одной скороговорке. Проговорить ее нужно быстро по 3 раза.

 Кто запнется — выходит из игры. Побеждает та команда, чей представитель останется.

1 команда:

Расскажу я про покупку, про крупу да про подкупки.

2 команда:

Три дровосека на трех дворах дрова рубят.

9. Конкурс «Редактор».

Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

Перепишите текст литературным языком, вставив

знаки препинания.

Житьетиграф.

Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.

1 команда

- Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Являются ли слова «подводный» и «
водитель» однокоренными? (нет)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)
- В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

2 команда

- Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
- Что означает выражение: «бить баклуши»? (бездельничать)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

Подведение итогов.

3.1.Завидно                                                   Квартал

2.Звонит                                                     Жалюзи

3.Мельком                                                 Черпая

4.Щавель                                                    Балую

5.Августовский

                                                                    Подростковый

6.Кухонный                                                Красивее

7.Кулинария                                               Афера

6.1 команда

Определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. 

2 команда

Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? 

8. 1 команда:

Расскажу я про покупку, про крупу да про подкупки.

2 команда:

Три дровосека на трех дворах дрова рубят.

9. Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

Перепишите текст литературным языком, вставив

знаки препинания.

Житьетиграф.

Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

Перепишите текст литературным языком, вставив

знаки препинания.

Житьетиграф.

Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.