Задание 4. Правописание приставок.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

Документ содержит теоретический материал по разбору 4 задания ОГЭ "Правописание приставок", алгоритм примения теоретического материала и разбор заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_4._oge.docx252.87 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание приставок


В задании №4 ОГЭ по русскому нас проверяют на знание правописания приставок. В теории по теме "приставки" я представил самую необходимую информацию для успешного выполнения данного задания. В конце разбора вы сможете найти ссылку на документ с подробной теорией по теме "приставки".

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вспоминаем или осмысливаем правило, иллюстрацию к которому авторы предлагают найти в тексте.
  3. Читаем предложенный отрывок из текста, ищем слово, соответствующее правилу.
  4. Записываем ответ.

Теория к заданию №4 ОГЭ по русскому языку


Правописание приставок. 

Слитное, дефисное, раздельное написание

1. Неизменяемые приставки

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. 
Приставки З- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.

2. Приставки на З-, С-

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

 БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

ПРИМЕР: 
РА
Ссмотреть,
РА
Зглядеть,
И
Звести,
И
Стопить,
ЧРЕ
Змерный,
РА
Счертить,
В
Скарабкаться,
ЧЕРЕ
Счур,
сНИ
Сходительный

3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-


Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.

В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А, под ударением - О.
ПРИМЕР:
р
асписАться - рОспись, разыгрАть - рОзыгрыш, разлИв (реки), рОзлив напитков

Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ.

ПРИМЕР:

нЕкогда - никогдА, нЕкто - никтО, нЕчто - ничтО

  1. Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.

Приставка ПРИ- обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: приехать, приклеить
2) расположение вблизи чего-либо (близость): приморский, приокский
3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): приоткрыть, притормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4) законченность действия: придумать
5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: припрятать
6) сопутствующее действие: припрыгивать, приговаривать, пританцовывать, припевать

Приставка  ПРЕ- обозначает:
1) близкое по значению к слову "очень": прекрасный (очень красивый)
2) близкое по значению к приставке пере-: преступить (перейти черту), прервать (перервать)

https://2.bp.blogspot.com/-tRc75TOt67U/VBsJqqxoRyI/AAAAAAAAAQ4/t83-JmajVvE/s1600/0_46630_b767d2e0_L.jpg

приставки - задание №4 ОГЭ по русскому

Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим следующий вариант задания из демонстрационного варианта 2019:

Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Мы обращаем внимание на значение приставки при правописании приставок пре-, при-. Если приставка имеет значение «приближения», то пишем при-.
  3. После внимательного прочтения находим, что в предложении 3 встречается слово пришли, в котором приставка при- употреблена в значении приближения.

Ответ: пришли


Второй вариант задания

Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный".

(7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Мы обращаем внимание на следующую после приставки согласную при правописании приставок раз-, рас-, из-, ис- и т.п. Если после приставки следует глухая согласная, то на конце приставки пишем -с-, если звонкая – то -з-.
  3. Найдем слово, в котором после «с» в приставке идет глухой согласный. Такое слово есть в 10 предложении – вспоминал. Других вариантов среди предложенных предложений нет.

Ответ: вспоминал


Третий вариант задания

Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия".

(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у дего была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Мы обращаем внимание на значение приставки при правописании приставок пре-, при-. Если приставка имеет значение «неполноты действия», то пишем при-.
  3. Слов с приставкой «при» в указанных предложениях два – прихрамывая и привязана. В слове «привязана» значения неполноты действия нет, а вот в слове «прихрамывая» - есть, оно означает «слегка хромая».

Ответ: прихрамывая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ОГЭ. Задания B3. Правописание приставок.

Подготовка к ОГЭ.  Задания B3. Примеры слов с разными приставками....

ОГЭ 2015. Задание 4. Правописание приставок.

В презентации представлен теоретический материал и задания для практической работы по подготовке к ОГЭ....

ОГЭ: задание 4 (Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание)

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 4 Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание)...

Подготовка к ЕГЭ. Задание 9. Правописание приставок

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория. Орфография...

ЕГЭ.11 класс. Русский язык. Задание 9. Правописание приставок

Задание 9. Правописание приставок. 1.. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.  по..кл...