Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Тема. «Деловое письмо:заявление»

I.Огр.момент

-Здравствуйте, ребята!

-Садитесь!

- Сегодня у нас немного необычный урок.

- Кто скажет, чем он необычен? (гости)

- Верно.

- Но за годы обучения в школе вы их всех хорошо знаете, поэтому не стоит волноваться.

-Я надеюсь, что на уроке вы будете работать старательно, активно.

 

Работа в тетрадях:

-Откройте тетради, запишите:число, классная работа.

     -Оставьте одну строчку для записи темы урока.

-Сначала запишите слова под мою диктовку.

 

II.Введение в тему.

1)    Письмо под диктовку.

Письмо, поздравительная открытка, телеграмма, объявление, заявление, расписка, автобиография, объяснительная записка, доверенность.

 

-Знакомы вам эти слова?

-К какому виду письма они относятся? (деловое письмо) 

 

-В повседневной жизни нам нередко приходится пользоваться деловой речью, составлять деловые бумаги. Всё это требует  специальных знаний и умений.

- Сегодня мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.

-Запишите тему урока: Деловое письмо:заявление.

-Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно? 

- Деловая письменная речь сложилась еще в Древней Руси. Деловые бумаги – челобитные грамоты (прошение, заявление, жалоба в Русском государстве XV — начала XVIII вв). Грамотные люди назывались писцы.

- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Отличительной чертой делового письма является краткость и общепринятая стандартность.

-Деловая письменная речь подразделяется на деловую корреспонденцию и деловые бумаги.

-Что относится к деловой корреспонденции? (письма, телеграммы, открытки)

-Перечислите, что относится к деловым бумагам?  (объявление, заявление, доверенность, объяснительная, расписка, автобиография )

 

III.Работа по теме урока.

-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно, составлять и заполнять заявление; разберём как правильно располагать на листе текст заявления.

-А что такое заявление?

-Заявление- это письменная просьба о чем-либо, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу (например, заявление об освобождении от занятий в школе, о приеме на учебу в техникум, на работу).

-Скажите, на данный момент вы сможете правильно и грамотно составить заявление?

-Так, например, в этом учебном  году, в августе, на имя директора нашей школы поступило заявление от ученика с просьбой принять его в  10 класс. Послушайте его. Имя этого ученика по уважительным причинам изменено.

                                                 

 

-Я вам его прочту.

 

             Дорогому товарищу                                                                           директору

Устимовой С.Н.

                                                                от  низко кланяющегося  Вам         

                                                                Соколова М.И.

                                        заявление.

Убедительно прошу принять меня с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную вам школу, т.к.  очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Соколов.

 -Что вызывает смех в этом заявлении? (неуместная лексика)

-Всем понятно, что такого заявления быть не должно.

- Разберем образцы правильного написания заявления. Это разные примеры, составленные по одной модели. Наша задача – выявить с помощью них основные правила составления заявления.

Директору МКОУ КШ №8

Устимовой С.Н.

ученика 9 «А» класса

Карпова   Андрея

заявление.

Прошу Вас освободить меня от занятий 16 марта в связи с плохим самочувствием.

 

16 марта 2016 г.                                                                                    Карпов

 

Руководителю библиотеки №5

Балихиной Е.Р.

Мироновой С.А.,

проживающей по адресу:

г.Арзамас, ул.Мира, д.5, кв.18

 

заявление.

Прошу записать мою дочь Миронову Татьяну в библиотеку .

 

1 сентября 2015г.                                             Миронова С.А.

 

 

-Скажите, из каких частей состоит заявление?

-Заявление состоит из трёх частей: одна  часть – к кому обращаемся, другая часть -  кто обращается и третья – непосредственно, сама просьба. Эти части имеют свои места. В верхней правой части листа располагаются первая и вторая части заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления. После написания  заявления ставится число и подпись писавшего. Текст заявления пишется достаточно кратко и ясно. Обратите внимание: в той части, от кого пишется заявление предлог ОТ не пишется.

-Перед вами лежат памятки: план составления заявления и правила написания заявления.

-Прочтите их.

-Настя, зачитай план составления заявления.

-Данила, зачитай правила написания заявления.

План составления заявления.

·         Название адресата, к которому обращаются с просьбой (в дательном падеже).

·         Должность, фамилия, имя заявителя (в родительном падеже).

·         Название документа.

·         Просьба.

·         Дата.

·         Подпись.

 Правила написания заявления.

·         Место в верхнем левом углу остается для подписи директора, руководителя «Разрешаю» или «Не разрешаю».

·         Слева оставляются поля, чтобы подшить заявление к другим документам.

·         Первую точку ставим после слова заявление

·         Слово заявление пишется с маленькой буквы посередине листа.

·         Изложение просьбы пишется с красной строки.

·         Дата написания заявления ставится внизу слева.

·         Подпись автора заявления ставится внизу справа.

 

-Посмотрите на доску.

-Найдите и прочитайте в заявлении следующие пункты:

·         название адресата, к которому обращаются с просьбой;

·         фамилия, имя, отчество заявителя;

·         название документа;

·         просьба;

·         дата;

·         подпись.

-Молодцы!

Физминутка.

- А теперь, ребята, встали: вышли, потянулись, напряглись, расслабились, руки вперед- сжали кулачки, вращаем кулаками, руки на пояс- покрутились, повертелись, потянулись, выпрямились- сели.

- Закройте на минутку глаза. Открыли- посмотрели в окно. Сели прямо.

- Продолжим работу.

IV.Закрепление.

-А теперь попробуем применить те знания, которые получили на практике.

Допишите окончания.

Руководител…кружка  «Фэнтези» Гараев…И.Г.

 учениц… 9а

класс… Вязов… Ирин…

заявлени… .

 

Определите падеж местоимений. – в тетрадях, по цепочке к доске.

Прошу Вас, прошу принять меня, прошу разрешить мне, прошу освободить меня, прошу отпустить меня.

 

 

Дополните предложения местоимениями.

Прошу … освободить … от занятий 17 марта в связи с посещением поликлиники.

Прошу …..разрешить ……. уходить домой в 13час.30 мин. в связи с изменением расписания автобуса.

Задание   на внимание.        

Определите  вид документа.
Поменяйте нумерацию в следующем порядке: 

1. Автобиография.
2. Расписка.
3. Объяснительная записка.
4. Объявление.

                                                                                         

Я, Иванов В.И., взял  03.10.2015 г. напрокат велосипед  у Петрова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2015.

05.12.2015 г.  в 12.30          в  школе состоится     праздничный концерт,     посвященный Дню Матери.

     Я, Сидорова Нина Петровна родилась 10.05.1958 года              в г. Ульяновске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…

    Мой сын Николай Антонов   пропустил     занятия в школе 25.09.2015 г.  по семейным обстоятельствам.

 

 

 

Самостоятельная работа в тетрадях.

Прошу освободить меня от (учебные занятия) на три дня(с 17 по 21 март) в связи с (поездка) в г. Нижний Новгород на (соревнование) по (лёгкая атлетика).

- Прочитайте текст на карточках.

-Исправьте текст, используя правила написания заявления.

(Заслушать 2-3 варианта)

-Запишите текст в тетрадь.

Работа с карточками.

-У вас на партах карточки, в которых нужно найти и исправить ошибки. Работаем в карточках, ошибки исправляем зелёной пастой.

-Вложите их в тетрадь.

 

Работа с образцом заявления.

-Ребята, скажите, сложно вам было выплнять предложенные мною задания.

-Я думаю, теперь вам не составит особого труда, правильно составить заявление.

-Но во многих организациях предлагают печатный текст, в который следует внести те или иные данные.

-Я предлагаю вам сейчас это сделать.

 

 

 

V.Итоги урока.

-Над какой темой мы работали сегодня?

- Какие правила необходимо соблюдать при написании заявления?

- Как вы думаете, кому и для чего вы сейчас можете писать заявление?

-Домашнее задание будет следующее: те ребята, которые продолжат обучение в школе напишут заявление о приёме их в 10 класс; ребята, которые уходят из школы напишут заявление о приёме их в техникум.

Оценки.

-Вашу работу на уроке я оценю, проверив карточки.

 

 

 

 

Директору спортивной школы

Сидорову И.И.

 

----------------------------------------

----------------------------------------

----------------------------------------

проживающему(ей) по адресу:

----------------------------------------

----------------------------------- ----

 

 

заявление.

Прошу Вас принять меня в спортивную секцию «Волейбол»

 с……………………………………………………………..                       

 

 

 

 

--------------                                                                       -------------------------

(Дата)                                                                              (Подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pismo_i_r.rechi_9_klass.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Деловое письмо:заявление»

I.Огр.момент

-Здравствуйте, ребята!

-Садитесь!

- Сегодня у нас немного необычный урок.

- Кто скажет, чем он необычен? (гости)

- Верно.

- Но за годы обучения в школе вы их всех хорошо знаете, поэтому не стоит волноваться.

-Я надеюсь, что на уроке вы будете работать старательно, активно.

Работа в тетрадях:

-Откройте тетради, запишите:число, классная работа.

     -Оставьте одну строчку для записи темы урока.

-Сначала запишите слова под мою диктовку.

II.Введение в тему.

  1. Письмо под диктовку.

Письмо, поздравительная открытка, телеграмма, объявление, заявление, расписка, автобиография, объяснительная записка, доверенность.

 

-Знакомы вам эти слова?

-К какому виду письма они относятся? (деловое письмо)  

 

-В повседневной жизни нам нередко приходится пользоваться деловой речью, составлять деловые бумаги. Всё это требует  специальных знаний и умений.

- Сегодня мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.

-Запишите тему урока: Деловое письмо:заявление. 

-Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно? 

- Деловая письменная речь сложилась еще в Древней Руси. Деловые бумаги – челобитные грамоты (прошение, заявление, жалоба в Русском государстве XV — начала XVIII вв). Грамотные люди назывались писцы.

- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Отличительной чертой делового письма является краткость и общепринятая стандартность.

-Деловая письменная речь подразделяется на деловую корреспонденцию и деловые бумаги.

-Что относится к деловой корреспонденции? (письма, телеграммы, открытки)

-Перечислите, что относится к деловым бумагам?  (объявление, заявление, доверенность, объяснительная, расписка, автобиография )

III.Работа по теме урока.

-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно, составлять и заполнять заявление; разберём как правильно располагать на листе текст заявления.

-А что такое заявление?

-Заявление- это письменная просьба о чем-либо, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу (например, заявление об освобождении от занятий в школе, о приеме на учебу в техникум, на работу).

-Скажите, на данный момент вы сможете правильно и грамотно составить заявление?

-Так, например, в этом учебном  году, в августе, на имя директора нашей школы поступило заявление от ученика с просьбой принять его в  10 класс. Послушайте его. Имя этого ученика по уважительным причинам изменено.

                                                 

-Я вам его прочту.

             Дорогому товарищу                                                                           директору

Устимовой С.Н.

                                                                от  низко кланяющегося  Вам         

                                                                Соколова М.И.

                                        заявление.

Убедительно прошу принять меня с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную вам школу, т.к.  очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Соколов.

 -Что вызывает смех в этом заявлении? (неуместная лексика)

-Всем понятно, что такого заявления быть не должно.

- Разберем образцы правильного написания заявления. Это разные примеры, составленные по одной модели. Наша задача – выявить с помощью них основные правила составления заявления.

Директору МКОУ КШ №8

Устимовой С.Н.

ученика 9 «А» класса

Карпова   Андрея

заявление.

Прошу Вас освободить меня от занятий 16 марта в связи с плохим самочувствием.

16 марта 2016 г.                                                                                    Карпов

Руководителю библиотеки №5

Балихиной Е.Р.

Мироновой С.А.,

проживающей по адресу:

г.Арзамас, ул.Мира, д.5, кв.18

заявление.

Прошу записать мою дочь Миронову Татьяну в библиотеку .

1 сентября 2015г.                                                Миронова С.А.

-Скажите, из каких частей состоит заявление?

-Заявление состоит из трёх частей: одна  часть – к кому обращаемся, другая часть -  кто обращается и третья – непосредственно, сама просьба. Эти части имеют свои места. В верхней правой части листа располагаются первая и вторая части заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления. После написания  заявления ставится число и подпись писавшего. Текст заявления пишется достаточно кратко и ясно. Обратите внимание: в той части, от кого пишется заявление предлог ОТ не пишется.

-Перед вами лежат памятки: план составления заявления и правила написания заявления.

-Прочтите их.

-Настя, зачитай план составления заявления.

-Данила, зачитай правила написания заявления.

План составления заявления.

  • Название адресата, к которому обращаются с просьбой (в дательном падеже).
  • Должность, фамилия, имя заявителя (в родительном падеже).
  • Название документа.
  • Просьба.
  • Дата.
  • Подпись.

 Правила написания заявления.

  • Место в верхнем левом углу остается для подписи директора, руководителя «Разрешаю» или «Не разрешаю».
  • Слева оставляются поля, чтобы подшить заявление к другим документам.
  • Первую точку ставим после слова заявление
  • Слово заявление пишется с маленькой буквы посередине листа.
  • Изложение просьбы пишется с красной строки.
  • Дата написания заявления ставится внизу слева.
  • Подпись автора заявления ставится внизу справа.

-Посмотрите на доску.

-Найдите и прочитайте в заявлении следующие пункты:

  • название адресата, к которому обращаются с просьбой;
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • название документа;
  • просьба;
  • дата;
  • подпись.

-Молодцы!

Физминутка.

- А теперь, ребята, встали: вышли, потянулись, напряглись, расслабились, руки вперед- сжали кулачки, вращаем кулаками, руки на пояс- покрутились, повертелись, потянулись, выпрямились- сели.

- Закройте на минутку глаза. Открыли- посмотрели в окно. Сели прямо.

- Продолжим работу.

IV.Закрепление.

-А теперь попробуем применить те знания, которые получили на практике.

Допишите окончания.

Руководител…кружка  «Фэнтези» Гараев…И.Г.

 учениц… 9а

класс… Вязов… Ирин…

заявлени… .

Определите падеж местоимений. – в тетрадях, по цепочке к доске.

Прошу Вас, прошу принять меня, прошу разрешить мне, прошу освободить меня, прошу отпустить меня.

Дополните предложения местоимениями.

Прошу … освободить … от занятий 17 марта в связи с посещением поликлиники.

Прошу …..разрешить ……. уходить домой в 13час.30 мин. в связи с изменением расписания автобуса.

Задание   на внимание.        

Определите  вид документа.
Поменяйте нумерацию в следующем порядке: 

1. Автобиография.
2. Расписка.
3. Объяснительная записка.
4. Объявление.

                                                                                         

Я, Иванов В.И., взял  03.10.2015 г. напрокат велосипед  у Петрова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2015.

05.12.2015 г.  в 12.30          в  школе состоится     праздничный концерт,     посвященный Дню Матери.

     Я, Сидорова Нина Петровна родилась 10.05.1958 года              в г. Ульяновске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…

    Мой сын Николай Антонов   пропустил     занятия в школе 25.09.2015 г.  по семейным обстоятельствам.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Прошу освободить меня от (учебные занятия) на три дня(с 17 по 21 март) в связи с (поездка) в г. Нижний Новгород на (соревнование) по (лёгкая атлетика).

- Прочитайте текст на карточках.

-Исправьте текст, используя правила написания заявления.

(Заслушать 2-3 варианта)

-Запишите текст в тетрадь.

Работа с карточками.

-У вас на партах карточки, в которых нужно найти и исправить ошибки. Работаем в карточках, ошибки исправляем зелёной пастой.

-Вложите их в тетрадь.

Работа с образцом заявления.

-Ребята, скажите, сложно вам было выплнять предложенные мною задания.

-Я думаю, теперь вам не составит особого труда, правильно составить заявление.

-Но во многих организациях предлагают печатный текст, в который следует внести те или иные данные.

-Я предлагаю вам сейчас это сделать.

V.Итоги урока.

-Над какой темой мы работали сегодня?

- Какие правила необходимо соблюдать при написании заявления?

- Как вы думаете, кому и для чего вы сейчас можете писать заявление?

-Домашнее задание будет следующее: те ребята, которые продолжат обучение в школе напишут заявление о приёме их в 10 класс; ребята, которые уходят из школы напишут заявление о приёме их в техникум.

Оценки.

-Вашу работу на уроке я оценю, проверив карточки.

Директору спортивной школы

Сидорову И.И.

----------------------------------------

----------------------------------------

----------------------------------------

проживающему(ей) по адресу:

----------------------------------------

----------------------------------- ----

заявление.

Прошу Вас принять меня в спортивную секцию «Волейбол»

 с……………………………………………………………..                      

--------------        -------------------------

(Дата)        (Подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс

"Склонение имен прилагательных женского рода"...

Урок письма и развития речи 5 класс

"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...

Урок письма и развития речи 6 класс

"Склонение имён прилагательных женского рода"...

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....

Конспект урока письма и развития речи (7 класс)

Конспект урока  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...