Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тема. «Деловое письмо:заявление»
I.Огр.момент
-Здравствуйте, ребята!
-Садитесь!
- Сегодня у нас немного необычный урок.
- Кто скажет, чем он необычен? (гости)
- Верно.
- Но за годы обучения в школе вы их всех хорошо знаете, поэтому не стоит волноваться.
-Я надеюсь, что на уроке вы будете работать старательно, активно.
Работа в тетрадях:
-Откройте тетради, запишите:число, классная работа.
-Оставьте одну строчку для записи темы урока.
-Сначала запишите слова под мою диктовку.
II.Введение в тему.
1) Письмо под диктовку.
Письмо, поздравительная открытка, телеграмма, объявление, заявление, расписка, автобиография, объяснительная записка, доверенность.
-Знакомы вам эти слова?
-К какому виду письма они относятся? (деловое письмо)
-В повседневной жизни нам нередко приходится пользоваться деловой речью, составлять деловые бумаги. Всё это требует специальных знаний и умений.
- Сегодня мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.
-Запишите тему урока: Деловое письмо:заявление.
-Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно?
- Деловая письменная речь сложилась еще в Древней Руси. Деловые бумаги – челобитные грамоты (прошение, заявление, жалоба в Русском государстве XV — начала XVIII вв). Грамотные люди назывались писцы.
- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Отличительной чертой делового письма является краткость и общепринятая стандартность.
-Деловая письменная речь подразделяется на деловую корреспонденцию и деловые бумаги.
-Что относится к деловой корреспонденции? (письма, телеграммы, открытки)
-Перечислите, что относится к деловым бумагам? (объявление, заявление, доверенность, объяснительная, расписка, автобиография )
III.Работа по теме урока.
-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно, составлять и заполнять заявление; разберём как правильно располагать на листе текст заявления.
-А что такое заявление?
-Заявление- это письменная просьба о чем-либо, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу (например, заявление об освобождении от занятий в школе, о приеме на учебу в техникум, на работу).
-Скажите, на данный момент вы сможете правильно и грамотно составить заявление?
-Так, например, в этом учебном году, в августе, на имя директора нашей школы поступило заявление от ученика с просьбой принять его в 10 класс. Послушайте его. Имя этого ученика по уважительным причинам изменено.
-Я вам его прочту.
Дорогому товарищу директору
Устимовой С.Н.
от низко кланяющегося Вам
Соколова М.И.
заявление.
Убедительно прошу принять меня с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную вам школу, т.к. очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Соколов.
-Что вызывает смех в этом заявлении? (неуместная лексика)
-Всем понятно, что такого заявления быть не должно.
- Разберем образцы правильного написания заявления. Это разные примеры, составленные по одной модели. Наша задача – выявить с помощью них основные правила составления заявления.
Директору МКОУ КШ №8
Устимовой С.Н.
ученика 9 «А» класса
Карпова Андрея
заявление.
Прошу Вас освободить меня от занятий 16 марта в связи с плохим самочувствием.
16 марта 2016 г. Карпов
Руководителю библиотеки №5
Балихиной Е.Р.
Мироновой С.А.,
проживающей по адресу:
г.Арзамас, ул.Мира, д.5, кв.18
заявление.
Прошу записать мою дочь Миронову Татьяну в библиотеку .
1 сентября 2015г. Миронова С.А.
-Скажите, из каких частей состоит заявление?
-Заявление состоит из трёх частей: одна часть – к кому обращаемся, другая часть - кто обращается и третья – непосредственно, сама просьба. Эти части имеют свои места. В верхней правой части листа располагаются первая и вторая части заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления. После написания заявления ставится число и подпись писавшего. Текст заявления пишется достаточно кратко и ясно. Обратите внимание: в той части, от кого пишется заявление предлог ОТ не пишется.
-Перед вами лежат памятки: план составления заявления и правила написания заявления.
-Прочтите их.
-Настя, зачитай план составления заявления.
-Данила, зачитай правила написания заявления.
План составления заявления.
· Название адресата, к которому обращаются с просьбой (в дательном падеже).
· Должность, фамилия, имя заявителя (в родительном падеже).
· Название документа.
· Просьба.
· Дата.
· Подпись.
Правила написания заявления.
· Место в верхнем левом углу остается для подписи директора, руководителя «Разрешаю» или «Не разрешаю».
· Слева оставляются поля, чтобы подшить заявление к другим документам.
· Первую точку ставим после слова заявление
· Слово заявление пишется с маленькой буквы посередине листа.
· Изложение просьбы пишется с красной строки.
· Дата написания заявления ставится внизу слева.
· Подпись автора заявления ставится внизу справа.
-Посмотрите на доску.
-Найдите и прочитайте в заявлении следующие пункты:
· название адресата, к которому обращаются с просьбой;
· фамилия, имя, отчество заявителя;
· название документа;
· просьба;
· дата;
· подпись.
-Молодцы!
Физминутка.
- А теперь, ребята, встали: вышли, потянулись, напряглись, расслабились, руки вперед- сжали кулачки, вращаем кулаками, руки на пояс- покрутились, повертелись, потянулись, выпрямились- сели.
- Закройте на минутку глаза. Открыли- посмотрели в окно. Сели прямо.
- Продолжим работу.
IV.Закрепление.
-А теперь попробуем применить те знания, которые получили на практике.
Допишите окончания.
Руководител…кружка «Фэнтези» Гараев…И.Г.
учениц… 9а
класс… Вязов… Ирин…
заявлени… .
Определите падеж местоимений. – в тетрадях, по цепочке к доске.
Прошу Вас, прошу принять меня, прошу разрешить мне, прошу освободить меня, прошу отпустить меня.
Дополните предложения местоимениями.
Прошу … освободить … от занятий 17 марта в связи с посещением поликлиники.
Прошу …..разрешить ……. уходить домой в 13час.30 мин. в связи с изменением расписания автобуса.
Задание на внимание.
Определите вид документа.
Поменяйте нумерацию в следующем порядке:
1. Автобиография.
2. Расписка.
3. Объяснительная записка.
4. Объявление.
Я, Иванов В.И., взял 03.10.2015 г. напрокат велосипед у Петрова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2015.
05.12.2015 г. в 12.30 в школе состоится праздничный концерт, посвященный Дню Матери.
Я, Сидорова Нина Петровна родилась 10.05.1958 года в г. Ульяновске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…
Мой сын Николай Антонов пропустил занятия в школе 25.09.2015 г. по семейным обстоятельствам.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Прошу освободить меня от (учебные занятия) на три дня(с 17 по 21 март) в связи с (поездка) в г. Нижний Новгород на (соревнование) по (лёгкая атлетика).
- Прочитайте текст на карточках.
-Исправьте текст, используя правила написания заявления.
(Заслушать 2-3 варианта)
-Запишите текст в тетрадь.
Работа с карточками.
-У вас на партах карточки, в которых нужно найти и исправить ошибки. Работаем в карточках, ошибки исправляем зелёной пастой.
-Вложите их в тетрадь.
Работа с образцом заявления.
-Ребята, скажите, сложно вам было выплнять предложенные мною задания.
-Я думаю, теперь вам не составит особого труда, правильно составить заявление.
-Но во многих организациях предлагают печатный текст, в который следует внести те или иные данные.
-Я предлагаю вам сейчас это сделать.
V.Итоги урока.
-Над какой темой мы работали сегодня?
- Какие правила необходимо соблюдать при написании заявления?
- Как вы думаете, кому и для чего вы сейчас можете писать заявление?
-Домашнее задание будет следующее: те ребята, которые продолжат обучение в школе напишут заявление о приёме их в 10 класс; ребята, которые уходят из школы напишут заявление о приёме их в техникум.
Оценки.
-Вашу работу на уроке я оценю, проверив карточки.
Директору спортивной школы
Сидорову И.И.
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
проживающему(ей) по адресу:
----------------------------------------
----------------------------------- ----
заявление.
Прошу Вас принять меня в спортивную секцию «Волейбол»
с……………………………………………………………..
-------------- -------------------------
(Дата) (Подпись)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pismo_i_r.rechi_9_klass.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Деловое письмо:заявление»
I.Огр.момент
-Здравствуйте, ребята!
-Садитесь!
- Сегодня у нас немного необычный урок.
- Кто скажет, чем он необычен? (гости)
- Верно.
- Но за годы обучения в школе вы их всех хорошо знаете, поэтому не стоит волноваться.
-Я надеюсь, что на уроке вы будете работать старательно, активно.
Работа в тетрадях:
-Откройте тетради, запишите:число, классная работа.
-Оставьте одну строчку для записи темы урока.
-Сначала запишите слова под мою диктовку.
II.Введение в тему.
- Письмо под диктовку.
Письмо, поздравительная открытка, телеграмма, объявление, заявление, расписка, автобиография, объяснительная записка, доверенность.
-Знакомы вам эти слова?
-К какому виду письма они относятся? (деловое письмо)
-В повседневной жизни нам нередко приходится пользоваться деловой речью, составлять деловые бумаги. Всё это требует специальных знаний и умений.
- Сегодня мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.
-Запишите тему урока: Деловое письмо:заявление.
-Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно?
- Деловая письменная речь сложилась еще в Древней Руси. Деловые бумаги – челобитные грамоты (прошение, заявление, жалоба в Русском государстве XV — начала XVIII вв). Грамотные люди назывались писцы.
- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Отличительной чертой делового письма является краткость и общепринятая стандартность.
-Деловая письменная речь подразделяется на деловую корреспонденцию и деловые бумаги.
-Что относится к деловой корреспонденции? (письма, телеграммы, открытки)
-Перечислите, что относится к деловым бумагам? (объявление, заявление, доверенность, объяснительная, расписка, автобиография )
III.Работа по теме урока.
-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно, составлять и заполнять заявление; разберём как правильно располагать на листе текст заявления.
-А что такое заявление?
-Заявление- это письменная просьба о чем-либо, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу (например, заявление об освобождении от занятий в школе, о приеме на учебу в техникум, на работу).
-Скажите, на данный момент вы сможете правильно и грамотно составить заявление?
-Так, например, в этом учебном году, в августе, на имя директора нашей школы поступило заявление от ученика с просьбой принять его в 10 класс. Послушайте его. Имя этого ученика по уважительным причинам изменено.
-Я вам его прочту.
Дорогому товарищу директору
Устимовой С.Н.
от низко кланяющегося Вам
Соколова М.И.
заявление.
Убедительно прошу принять меня с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную вам школу, т.к. очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Соколов.
-Что вызывает смех в этом заявлении? (неуместная лексика)
-Всем понятно, что такого заявления быть не должно.
- Разберем образцы правильного написания заявления. Это разные примеры, составленные по одной модели. Наша задача – выявить с помощью них основные правила составления заявления.
Директору МКОУ КШ №8
Устимовой С.Н.
ученика 9 «А» класса
Карпова Андрея
заявление.
Прошу Вас освободить меня от занятий 16 марта в связи с плохим самочувствием.
16 марта 2016 г. Карпов
Руководителю библиотеки №5
Балихиной Е.Р.
Мироновой С.А.,
проживающей по адресу:
г.Арзамас, ул.Мира, д.5, кв.18
заявление.
Прошу записать мою дочь Миронову Татьяну в библиотеку .
1 сентября 2015г. Миронова С.А.
-Скажите, из каких частей состоит заявление?
-Заявление состоит из трёх частей: одна часть – к кому обращаемся, другая часть - кто обращается и третья – непосредственно, сама просьба. Эти части имеют свои места. В верхней правой части листа располагаются первая и вторая части заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления. После написания заявления ставится число и подпись писавшего. Текст заявления пишется достаточно кратко и ясно. Обратите внимание: в той части, от кого пишется заявление предлог ОТ не пишется.
-Перед вами лежат памятки: план составления заявления и правила написания заявления.
-Прочтите их.
-Настя, зачитай план составления заявления.
-Данила, зачитай правила написания заявления.
План составления заявления.
- Название адресата, к которому обращаются с просьбой (в дательном падеже).
- Должность, фамилия, имя заявителя (в родительном падеже).
- Название документа.
- Просьба.
- Дата.
- Подпись.
Правила написания заявления.
- Место в верхнем левом углу остается для подписи директора, руководителя «Разрешаю» или «Не разрешаю».
- Слева оставляются поля, чтобы подшить заявление к другим документам.
- Первую точку ставим после слова заявление
- Слово заявление пишется с маленькой буквы посередине листа.
- Изложение просьбы пишется с красной строки.
- Дата написания заявления ставится внизу слева.
- Подпись автора заявления ставится внизу справа.
-Посмотрите на доску.
-Найдите и прочитайте в заявлении следующие пункты:
- название адресата, к которому обращаются с просьбой;
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- название документа;
- просьба;
- дата;
- подпись.
-Молодцы!
Физминутка.
- А теперь, ребята, встали: вышли, потянулись, напряглись, расслабились, руки вперед- сжали кулачки, вращаем кулаками, руки на пояс- покрутились, повертелись, потянулись, выпрямились- сели.
- Закройте на минутку глаза. Открыли- посмотрели в окно. Сели прямо.
- Продолжим работу.
IV.Закрепление.
-А теперь попробуем применить те знания, которые получили на практике.
Допишите окончания.
Руководител…кружка «Фэнтези» Гараев…И.Г.
учениц… 9а
класс… Вязов… Ирин…
заявлени… .
Определите падеж местоимений. – в тетрадях, по цепочке к доске.
Прошу Вас, прошу принять меня, прошу разрешить мне, прошу освободить меня, прошу отпустить меня.
Дополните предложения местоимениями.
Прошу … освободить … от занятий 17 марта в связи с посещением поликлиники.
Прошу …..разрешить ……. уходить домой в 13час.30 мин. в связи с изменением расписания автобуса.
Задание на внимание.
Определите вид документа.
Поменяйте нумерацию в следующем порядке:
1. Автобиография.
2. Расписка.
3. Объяснительная записка.
4. Объявление.
Я, Иванов В.И., взял 03.10.2015 г. напрокат велосипед у Петрова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2015.
05.12.2015 г. в 12.30 в школе состоится праздничный концерт, посвященный Дню Матери.
Я, Сидорова Нина Петровна родилась 10.05.1958 года в г. Ульяновске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…
Мой сын Николай Антонов пропустил занятия в школе 25.09.2015 г. по семейным обстоятельствам.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Прошу освободить меня от (учебные занятия) на три дня(с 17 по 21 март) в связи с (поездка) в г. Нижний Новгород на (соревнование) по (лёгкая атлетика).
- Прочитайте текст на карточках.
-Исправьте текст, используя правила написания заявления.
(Заслушать 2-3 варианта)
-Запишите текст в тетрадь.
Работа с карточками.
-У вас на партах карточки, в которых нужно найти и исправить ошибки. Работаем в карточках, ошибки исправляем зелёной пастой.
-Вложите их в тетрадь.
Работа с образцом заявления.
-Ребята, скажите, сложно вам было выплнять предложенные мною задания.
-Я думаю, теперь вам не составит особого труда, правильно составить заявление.
-Но во многих организациях предлагают печатный текст, в который следует внести те или иные данные.
-Я предлагаю вам сейчас это сделать.
V.Итоги урока.
-Над какой темой мы работали сегодня?
- Какие правила необходимо соблюдать при написании заявления?
- Как вы думаете, кому и для чего вы сейчас можете писать заявление?
-Домашнее задание будет следующее: те ребята, которые продолжат обучение в школе напишут заявление о приёме их в 10 класс; ребята, которые уходят из школы напишут заявление о приёме их в техникум.
Оценки.
-Вашу работу на уроке я оценю, проверив карточки.
Директору спортивной школы
Сидорову И.И.
----------------------------------------
----------------------------------------
----------------------------------------
проживающему(ей) по адресу:
----------------------------------------
----------------------------------- ----
заявление.
Прошу Вас принять меня в спортивную секцию «Волейбол»
с……………………………………………………………..
-------------- -------------------------
(Дата) (Подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».
Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...
Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).
Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....
Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс
"Склонение имен прилагательных женского рода"...
Урок письма и развития речи 5 класс
"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...
Урок письма и развития речи 6 класс
"Склонение имён прилагательных женского рода"...
урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"
Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....
Конспект урока письма и развития речи (7 класс)
Конспект урока по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...