Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Указательные местоимения"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Кузьмина Светлана Анатольевна

    Конспект урока для 6 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx18.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Указательные местоимения»

     Цели: познакомить учащихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи;

                  развивать навыки работы с текстом;

                  воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

    Ход урока.

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний.

    Проверка пройденного материала.

    1. Фронтальный опрос.
    1. Какую часть речи мы изучаем? Что такое местоимение?
    2. Какие разряды местоимений вы знаете? (приведите примеры)

    А теперь проверим, научились ли вы правильно указывать разряды местоимений. Перед вами задание.

    Заполните квадрат знаками указывая разряды местоимений. (3 мин)

    1. Следить за собой-В
    2. Подготовить кое-что-Н
    3. Кто здесь? -?
    4. Остановиться у них-Л
    5. Сколько-нибудь книг-Н
    6. У кого спросить? -?
    7. Никаких трудностей- --
    8. Сколько сделал? -?
    9. Сходить к вам-Л
    10.  Ничего не знать- --
    11.  Дом, который стоит у дороги-О
    12.  Кое с кем посоветоваться-Н
    13.  Узнать, кто сделал -О
    14.  Сходить ко мне-Л
    15.  Не с кем поговорить- --
    16.  Возьми себе-В

    1

         

    5

         

    9

    13

    1

         В

    5

         Н

    9

          Л

    13

          О

      2

         

    6

    10

    14

         

      2

         Н

    6

         ?

    10

          --

    14

          Л

    3

         

    7

         

    11

         

    15

         

    3

         ?

    7

          --

    11

          О

    15

          --

    4

         

    8

         

    12

         

    16

         

    4

          Л

    8

          ?

    12

          Н

    16

          В

    Л-личные.                                          Взаимопроверка:                                                                          

    В-вопросительные.                            0 ошибок – «5»

    ?- относительные.                             1-4 ошибки – «4»

    Н-неопределенные.                            5-8 ошибки – «3»

    -- -отрицательные.

    Передаем свои квадраты соседу по парте и проводим взаимопроверку. Обратно возвращаем квадратики и каждый ставит оценку в свой лист самоконтроля, напротив задания.

    1. Формулирование темы и цели урока.

    Ребята, посмотрите В ОКНО (записываем текст)

    Что случилось с природой? Все вокруг ожило, словно кто-то ее раскрасил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым зеленым она раскрасила растущую травку. Таким же цветом покрыла весь лес. Голубым она раскрасила небо, а белым - те далекие облака. Будто по голубому озеру плывут белые лебеди-облака. Но впереди у Весны ещё столько работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

    Что вы видите? (ответы детей)

    Прочитайте выразительно.

    1. Почему вы так думаете? Докажите, что это текст. Определите тип речи, основную мысль, тему.

    (Описание, как весна раскрасила природу, тема весны)

    1. Как автор называет весну? Почему же весна-художница? Как можно озаглавить текст?

    Словарная работа.

    - Ребята, какое слово из этого текста вам мало знакомо? (орнамент) - Что оно обозначает?

    Если мы затрудняемся ответить на этот вопрос, что мы должны сделать? Куда мы должны обратиться?

    Где можно более точно узнать значение этого слова? (словари, энциклопедии, интернет, можно спросить)

    Итак, что такое орнамент?

    Орнамент: 1) живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов

    2) в музыке: украшение вокальных инструментальных мелодий, н/р трель.

    Трель-в музыке быстрое и многократное повторение звуков, близких по тону, а также вообще переливчатый дрожащий звук.

    Выпишите из текста словосочетание со словарным словом. Произведите морфологический разбор.

    (1 ученик работает у доски)

    1. Орнамент-сущ.(предмет)

    Н. Ф.-орнамент

    1. Пост. пр. нариц., неодуш, м.р., 2 скл.,

    непост. пр., В.п, ед.ч.

    1. Создать что? Орнамент.  (проверяем и ставим оценки)

    А теперь поработаем с текстом.

    Из текста выписываем все изученные вами местоимения и заполняем таблицу (3 мин)

    Что-вопросительное  Кто-то-неопределённое. Свои-притяжательное.

    Она-личное. Ей-личное. Которые-относительное.

    Какие разряды местоимений отсутствуют в этом тексте? (возвратные, отрицательные)

    Изучение нового материала.

    - Обратите внимание на выделенные слова в тексте. (этой, таким, те, столько)

    - Они что-то обозначают? (нет, только указывают)

    - На что указывают? (на предмет, признак, количество)

    - Вы произнесли слово указывают.  И местоимения - указательные.

    Значит, сегодняшняя наша тема: Указательные местоимения

    - Какую цель мы поставим перед собой сегодня? (Познакомиться с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи).

    1. Работа по учебнику.  Первичное закрепление.(учебник) правило.

    - Итак, с каким местоимением мы познакомились?

    - Перечислите их? (тот, этот, такой, таков, столько).

    - Как они изменяются?

    Тот, этот, такой - изменяются по родам и числам.

    Местоимение таков изменяется по родам и числам.

    Указательное местоимение столько изменяется по падежам. Склоняется так же, как вопросительное местоимение сколько. СКЛОНЯЕМ

    1. Работа в тетрадях.

    - выписать из текста указательные местоимения и определить морфологические признаки. (род, число, падеж)

    у этой - (ж.р., Р. п., ед.ч.)

    таким - (м.р., Т. п., ед. ч.)

     те    - ( И. п., мн. ч.)

    столько – ( В.п.)

    IV.Физкультминутка.

       V. Закрепление.

         1.  2.Работа по учебнику (Упр.484 – самостоятельная работа.)

    (один ученик работает у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)

         VI. Рефлексия (выставление оценок)

         VII. Итог урока      Домашняя работа Написать мини-сочинение «Весна в нашем краю» с использованием указательных местоимений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

    Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте....

    презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

    Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

    План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

    План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

    конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"

    Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...

    Конспект урока русского языка по теме "Местоимение"

    для урока-повторения по теме "Местоимение"....

    Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимение. Урок-обобщение"

    Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок - исследован...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...