Правильное и выразительное употребление прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бурашева Марина Хамибулловна

Конспект урока к учебнику «Русский язык.6. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурашева Марина Хамибулловна,

учитель русского языка

МБОУ «Александровская  СОШ»

Грачёвского района

Название предмета

Класс

УМК

Уровень обучения

Русский язык

6

Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013

Базовый

Тема урока: Правильное и выразительное употребление прилагательных в речи

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2

Место урока в системе уроков по теме:16

Цель урока: углубить знания о прилагательном; показать роль прилагательных в речи.

Задачи урока: 

- формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;

- обучить правильному и обоснованному подбору синонимов к прилагательным;

- обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы;
-  способствовать развитию орфографической зоркости;

-сформировать понятие «эпитет»;

- закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, ключевые слова;

- развивать навыки устной и письменной речи;

- развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи;

- воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе;

- воспитывать чувство коллективизма,сформировать умение работать в группе, слушать мнение товарищей.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать устойчивую мотивацию  к обучению;

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия употребления имен прилагательных в речи.

Понимать роль имён прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности.

Уметь использовать имена прилагательные в качестве различных художественно-выразительных средств.

Уметь распознавать орфограммы и использовать орфографические правила на практике.

Уметь работать с разными типами лингвистических словарей.

Техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение  урока:

Ссылки на Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/24/upotreblenie-imen-prilagatelnyh-v-rechi-6-klass

http://bestschool1.ru/index.php/rodionova-anna-pavlovna/24-rodyonovna-anna-pavlovna/95-lesson-adjective.html

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организационный момент

Психологический настрой обучающихся к уроку.

            -  Ребята, сегодня нас ждет увлекательная тема. Подойдите к окну, что Вы видите? Картинка черно-белая или цветная?

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
                      О.Головко

       - О какой части речи идет речь? Составьте 2 предложения, описывающие картину, виденную вами из окна.

       - Давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока.

  1. Проверка домашнего задания

Упр. 234

  1. Актуализация знаний учащихся

Слово учителя.

            В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто употребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, чёрный, белый и некоторые другие.

            Работа с лингвистическим текстом. Самостоятельная работа (устная): прочитать, озаглавить каждую часть и пересказать.

           Упр. 238

  1. Освоение нового материала

  1. Упр. 239

Прочитать стихотворение В Выркина «Ищу слова»

Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.

             - О чем это стихотворение? Какова его тема, основная мысль?
Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

- Почему в этом стихотворении много прилагательных?  Какую роль они играют в стихотворении?

      2.  Работа с текстом

- Прочитайте стихотворение  Валерия Брюсова «Воздух живительный, воздух  смолистый …»  упр. 240

Вопросы:  Какая картина возникает в вашем воображении?
                  Какими чувствами переполнен автор, о чем он нам хочет сказать?
                  Какие слова помогают описать пейзаж, настроение?

Пейзаж: (1 группа)

Воздух живительный, смолистый

Свет упоительный, чистый

Простор суровый и нежный

Край дивный

Волны тихие

Сосны недвижны

Настроение: (2 группа)

Словно в раю

Вышел, стою

Нежу простором

Словно в дивном краю

Лепечут любовно

Вопрос: В прямом или переносном значении употреблены прилагательные? (В переносном)

-Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет - яркое, образное определение предмета, выраженное прилагательным в переносном значении.

Вопрос: Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

(сравнения, прилагательные-антонимы)

Вывод: Все эти художественные средства придают речи выразительность, образность,  
яркость.Не зря имена прилагательные называют «живописующей» частью речи.

-  Спишите, вставляя пропущенные буквы.

У доски – морфологический разбор прилагательного узкой.

  1. Физминутка

А теперь все вместе встали,

Руки дружно вверх подняли,

Руки в стороны, вперед,

А теперь наоборот.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись,

Тихо сели и опять будем

Дело продолжать.

  1. Применение новых знаний

Упр. 246

Работа со словарем синонимов.

- При выполнении этого упражнения нам понадобится помощник. Отгадайте, что это?

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь,
По прозванию……(СЛОВАРЬ)

- Вы знаете, что словарей существует много, а мы сегодня познакомимся со словарем синонимов. И я надеюсь: он станет для вас настоящим помощником.

Самостоятельная работа.

  1. Рефлексия

            Учащимися дома были изготовлены две карточки: на одной изображен МИНУС, на другой – ПЛЮС. В конце урока каждый учащийся поднимает вверх руку с выбранной карточкой.

  1. Домашнее задание: упр. 242 (Работа с картиной художника И.Н. Крамского)

  1. Итог урока.  Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Бурашева Марина Хамибулловна,

учитель русского языка

МБОУ «Александровская  СОШ»

Грачёвского района

Название предмета

Класс

УМК

Уровень обучения

Русский язык

6

Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013

Базовый

Тема урока: Правильное и выразительное употребление прилагательных в речи

Общее количество часов, отведённое на изучение темы:2

Место урока в системе уроков по теме:17

Цель урока:углубить знания о прилагательном; показать роль прилагательных в речи.

Задачи урока:- формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;

- обучить правильному и обоснованному подбору антонимов к прилагательным;

- обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы;
-  способствовать развитию орфографической зоркости;

- закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, ключевые слова;

- развивать навыки устной и письменной речи;

- развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи;

- воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе;

- воспитывать чувство коллективизма,сформировать умение работать в группе, слушать мнение товарищей.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению;

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия употребления имен прилагательных в речи.

.Понимать роли имён прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Уметь использовать имена прилагательные в качестве различных художественно-выразительных средств.

Иметь представление об явлении перехода имён прилагательных в имена существительные.

Уметь работать с разными типами лингвистических словарей.

Уметь  распознавать орфограммы и использовать орфографические правила на практике.

Уметьстроить аргументированный ответ.

Техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение  урока:

Ссылки на Интернет-ресурсы

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-mastierskaia-upotrieblieniie-prilaghatiel-nykh-v-riechi

https://урок.рф/library/urok_russkogo_yazika_na_temu_perehod_prilagatelnih_135240.html

Материалы для подготовки к олимпиаде

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организационный момент

Психологический настрой обучающихся к уроку

Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка- земля,
Здравствуйте, мои друзья.


          -С каким настроением Вы сегодня пришли в школу? Я надеюсь,  с хорошим. Подарите свое хорошее настроение друг другу.Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

            Роль прилагательных в художественной литературе очень велика. По своему значению прилагательные чрезвычайно разнообразны, поэтому они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний. Понятно, что в создании художественного образа участвуют все слова в тексте, но особая нагрузка в этих отрывках падает на прилагательные, и благодаря их неограниченным возможностям раскрывать сущность предметов.

- О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему и цель урока.

  1. Проверка домашнего задания

           Упр. 242 (Работа с картиной художника И.Н. Крамского)

           Учащиеся зачитывают собственные тексты, созданные по картине Крамского И.Н. «Портрет сказителя былин».

           - Ответьте на вопрос «Какую роль играют прилагательные в текстах – описаниях?»

  1. Актуализация знаний учащихся

Самостоятельная работа по карточкам.

Спишите текст, вставляя пропущенные слова. Определите тему текста, основную мысль, стиль и тип речи. Найдите в тексте  изобразительные средства языка, определите их виды.

На …фоне пожелтевших берез выделяются …пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них… листья. От дерева к дереву протянуты … нити… паутины. Кое-где краснеет шляпка … подосиновика. Тихо в … лесу. Долго не хочется прощаться с этими … днями.

(И.С. Соколов-Микитов)

Примерный эталон.

На золотом фоне пожелтевших берез выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Долго не хочется прощаться с этими золотыми днями.

- Как  преобразился текст?  Какая часть речи «приукрасила» текст?

  1. Освоение нового материала

           Упр. 249. Работа в парах.

- Какие слова называются антонимами? Назовите прилагательные-антонимы в следующих стихотворениях.

Большой - маленький
Мишка добрый и смешной,
Потому что он большой.
А вот зайчик трусоват,
Потому что маловат.

Тонкий - толстый
Как веревка, как лиана,
Тело тонкое удава.
А вот толстого слона
Видно всем издалека.

Широкий - узкий
Посмотри на бегемота,
Он широкий отчего-то.
А зеленый крокодил,
Узкий по сравненью с ним.

Высокий - низкий
На поляне друга два,
Есть копыта и рога,
Но жираф высоковат,
А козленок низковат.

Глупый - умный
Как ты, глупый колобок,
К лисе прыгнул на носок?
Просто рыжая лиса
Очень умная была.

Грустный - веселый
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.

- Знакомимся со словарем антонимов. Выполняем упражнение.

  1. Физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

  1. Применение новых знаний

            Упр. 255  Работа в группах

Образец:

прям.зн.                  перен. зн.

Туманное утро – туманный намек.  

Туманное утро испортило настроение.

Мой друг с каким-то туманным намеком передал мне письмо.

1 группа: каменный дом – каменное сердце.

2 группа: Лисья нора – лисья хитрость.

- Какое изобразительное средство Вы здесь наблюдаете?

           Работа с рубрикой «Возьмите на заметку!»

Стр. 104

Сумным знаться – ума набираться.

Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

- Как Вы понимаете данные высказывания?

- В данных предложениях Вы видите два одинаковых слова. Каких?

- Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».

(Знаться (с кем?) с умным, имя существительное.

с человеком (каким?) умным, имя прилагательное).

- Почему так происходит? Ответьте на вопрос, используя данную рубрику.

          Упр. 256. Устная работа.

  1. Рефлексия

           - Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Мне было интересно…

Я не понял…

  1. Домашнее задание: упр. 253

  1. Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Употребление прилагательных в речи». (5 класс).

Обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имён прилагательных; сформировать у учащихся умение определять роль прилагательных в речи; проводить анализ текста....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)

На основе стихотворения Есенина  даётся понятие прилагательного, эпитета, прямого и переносного значения прилагательных, а также учащиеся смогут сами побыть немного поэтами, работая с карточками,...

презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)

На основе художественного текста (стихотворения С.А. Есенина) показана роль имени прилагательного в художественной речи, самостоятельная работа по карточкам предполагает развитие у учащихся образного ...

"Употребление прилагательных в речи"

Презентация содержит материал для урока развития речи....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...