Методическая разработка. Статья -Курс практической грамотности.
статья по русскому языку (10 класс) на тему

Игнатьева Валентина Александровна

Данный курс входит в предметную область «Филология» и предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворения познавательных интересов школьников в области подготовки и успешной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игнатьева В. А.

– учитель русского языка и литературы

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 421

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ.

Данный курс  входит в предметную  область «Филология» и предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворения познавательных интересов школьников в области  подготовки и успешной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку.

Основные принципы отбора  и структурирования материала   – это поэтапность, его практическая значимость и последующая максимальная последовательность. В рамках данного курса реализуется изучение учебного материала на различных уровнях, его доступность, научность и соответствие предметному стандарту.

Цель курса практической грамотности – создать условия для эффективного процесса обучения современным коммуникативным моделям и повышение уровня сформированности навыков грамотного письма.

Данные цели реализуются через решение следующих учебно-развивающих задач:

  • формирование прочного познавательного интереса к филологическим знаниям,  знание методик работы с филологическим материалом;
  • расширение общего кругозора и интеллектуального потенциала старшеклассников;
  • развитие умения правильно применять различные техники обработки печатного материала по русскому языку;
  • расширение словарного запаса и развитие навыка грамотного письма;
  • научение умению интегрировать знания из различных разделов филологии.

Принципиальная новизна предлагаемого курса – это его практикоориентированное содержание. Материал, рекомендуемый для изучения, содержит в себе практическое применение уже известных правил, грамматических конструкций, терминов. В предлагаемом курсе многие темы предложены с учетом имеющегося уровня знания программного материала. Другие темы предложены в более усложненном, современном варианте. Они сформулированы понятным и доступным языком, в то же время содержит в себе определенную смысловую интригу или загадку, являясь опосредованно условием для учебных споров и дискуссий. Такой подход к отбору содержания курса является нетрадиционным в предметных программах.

Актуальность предлагаемого курса содержится в самой идее профильного обучения. В условиях обязательного  единого государственного экзамена по русскому языку и отсутствия дополнительных часов на его подготовку педагогическая целесообразность требует  проведения специального курса по повышению грамотности учащихся.

Методические системы и приемы, которые обеспечивают изучение данного курса, приближены к системе вузовского обучения. Основой обучения является коммуникативная технология. Предполагается внедрение зачетной системы с широким набором современных педагогических технологий: работа в парах и группах, выполнение проектов, исследовательские методики, самостоятельное реферирование и аналитика, обучение с помощью компьютерных технологий и Интернета.

Изучение курса практической грамотности позволит школьникам получить следующие результаты:

  • достигнуть высокого уровня коммуникативной компетенции;
  • получить дополнительные знания в предметной области «Русский язык»;
  • развить навыки и умения работы с различными формами печатных бланков;
  • сформировать навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности;
  • повысить уровень грамотности, то есть успешно выполнить задания по ЕГЭ.

Курс практической грамотности предполагает традиционную систему оценки знаний учащихся. Промежуточные результаты определяются в ходе творческих практических занятий, на семинарах, лабораторных и контрольных работах. Форма определения промежуточных результатов – тесты, зачетные задания, практически работы, мини-проекты.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты проекта исследовательского, поискового или творческого характера. Возможно защита коллективных проектов или интегрированных работ по русскому языку и литературе. Все итоговые работы или проекты должны иметь независимые рецензии.


Примерное учебно-тематическое планирование курса

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Форма занятий

Формы подведения итогов

Теория

Практика

1.

Орфография.

Безударные гласные в корне слова:

А) проверяемые

Б) непроверяемые

В) чередующиеся

1

1

Индивидуальные сообщения участников, работа с перфокартами

2.

О-Ё после шипящих:

А) в корне

Б) в суффиксе

В) в окончании

1

1

Практикум, работа в парах

3.

Правописание –Н–НН в суффиксах разных частей речи

1

2

Лекция, практические упражнения

Написание проекта

4.

Правописание приставок

1

Самостоятельная работа с учебником, составление таблицы.

5.

Правописание НЕ с различными частями речи

1

2

Лекция, работа в группах

Зачетная работа

6.

Правописание служебных частей речи

1

1

Урок-семинар, тренировочные занятия.

Комментированное письмо

7.

Правописание гласных в суффиксах глагольных форм

1

1

Беседа, работа в парах постоянного состава

Работа по перфокартам

8.

Пунктуация

2

5

Лекция, составление таблиц, работа в парах

Написание проекта

9.

Фонетика

1

1

Беседа, индивидуальные задания

10.

Стилистика

1

3

Устные сочинения, практикум

Анализ текстов

11.

Культура речи

1

1

Индивидуальные сообщения, правка текстов

12.

Лексика

1

1

Практические упражнения, словарная работа

Блиц-опрос

13.

Итоговое занятие

1

Конференция «Русский язык – один из богатейших языков мира»

Итоговая аттестация

Содержание «Курса практической грамотности»

Тема № 1-7 Орфография

Безударные гласные в корне слова. Корни с чередованием, правописание приставок, Правописание гласных в суффиксах глагольных форм. –Н–НН в различных частях речи. О-Ё после шипящих. Слитное и раздельное написание Не с  различными частями речи. Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных частей речи.

Тема № 8 Пунктуация

Деепричастный и причастный обороты. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Однородные члены предложения с союзами. Знаки препинания в простом и сложных предложениях с союзом А. Тире в простом и сложных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточном и в сложном предложении и с разными видами связи.

Тема № 9 Фонетика

Типология звуков в русском языке. Ударные, безударные гласные. Согласные звуки: твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Тема 10. Стилистика

Стили речи: научный, публицистический, художественный, официально-деловой. Анализ художественно-стилистических особенностей. Типы речи: описание, рассуждение. Повествование. Анализ текстов.

Тема № 11 Культура  речи

Синтаксические нормы, построение предложение с деепричастными оборотами. Нормы управления и согласования. Исправление ошибок в тексте.

Тема №12 Лексика

 Слово, его лексическое значение. Лексические нормы употребления слов,  употребление синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа с толковым словарем.

Тема № 13 Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год в виде конференции «Русский язык – один из богатейших языков мира».

Литература для учителя.

1.Светлышева В. Н. Пособие по русскому языку.

2.Власенков А. И. Русская словесность.

3.Ткаченко Н. Г. Орфография и пунктуация.

4. Егораева Г. Т. Комментарий к основной проблеме текста

5. Громов С. А. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов по пунктуации

Литература для учащихся

1.Чешко А., Греков Б. Пособие для учащихся по русскому языку. 10-11 кл.

2.Сивакова Ю. Н. Русский язык.

3.ЕГЭ. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы, 2017-2018.

4.Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников.

5 Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.Русский язык. Грамматика. Сили речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине Иностранный язык для студентов 2-3 курсов, обучающихся по специальностям 43.02.10 Туризм, 43.02.11 Гостиничный сервис по теме Культурные и национальные традиции, краеведение

Основная цель данного пособия – создание у обучающихся целостного понимания важнейших требований, предъявляемых к процессу обучения в современных условиях: - достижение личностного результата обу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Практические задания для первого курса»

Практические задания для усовершенствования знаний по английской грамматике...

методическая разработка по курсу "Финансовая грамотность"

Методиеская разработка расчитана на 5-11 класс. Может проводиться как в урочное, так и вне урочное время....

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс...

Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"

Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....