Подготовка к заданию № 3 ОГЭ русский язык
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Теоретический материал и практические задания по тренировке поиска в предложениях изобразительно-выразительных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_po_podgotovke_k_zadaniyu_no_3_oge.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

№ 3. Изобразительно-выразительные средства языка

Теоретический материал

Эпитет – художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным, однако может реже быть наречием.

Золотые руки, легкое дыхание, высказался смело. Часто используется в фольклоре. Это постоянный эпитет: красна девица, добрый молодец.

Сравнение – сопоставление двух явлений, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака (употребляются сравнительные союзы: как, будто, точно, словно, как будто, подобно и т.д.)

Анчар, как грозный часовой. (А.С. Пушкин) Луна взошла сильно багровая и хмурая, словно больная. (А.П. Чехов)

Метафора – скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству (как правило, без сравнительного союза).

Ножка стула, носик чайника, жар любви.

Олицетворение – перенос свойств и признаков живых существ на неодушевлённые предметы.

Терек воет, дик и злобен. (М.Ю. Лермонтов) О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь бесшумно. (Ф.И. Тютчев)

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

А) между предметом и материалом, из которого предмет сделан.

Не то на серебре – на золоте едал (А.С. Грибоедов)

Б) между содержимым и содержащим.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов)

В) между действием и орудием этого действия.

Перо его местию дышит (А.К. Толстой)

Г) между автором и его произведением.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)

Д) между местом и людьми, находящимися на этом месте.

Но тих был наш бивак открытый (М.Ю. Лермонтов)

Синекдоха – разновидность метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количества.

А) часть явления в значении целого:

А в двери – бушлаты, шинели, тулупы… (В.В. Маяковский)

Б) целое в значении части:

Ах вот ты как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (А.Т. Твардовский)

В) единственное число в значении общего или даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей (М.Ю. Лермонтов)

Г) замена числа множеством:

Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы (А.А. Блок)

Д) замена видового понятия родовым:

Ну что ж, садись, светило! (В.В. Маяковский)

Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Мёртвые души, горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

 

Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета или явления.

В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)

Литота – преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.А. Некрасов)

Антитеза -  приём противопоставления.

Они сошлись. Волна и камень.

Стихи и проза. Лед и пламень (А.С. Пушкин).

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готового высказывания.

Бить баклуши, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, плыть по течению, закадычный друг, играть роль.

Инверсия – изменение порядка слов.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Ю. Лермонтов)

Практические задания

Определите средства выразительности. Учтите, что в предложениях может быть несколько различных средств выразительности.

  1. Лёд, словно тающий сахар, затянул реку.
  2. В темнице мира я не одинок.
  3. Зевота раздирает рот шире Мексиканского залива.
  4. Девушка в белом платье была ужасно прекрасна.
  5. Серебряным дождем сыпала над поверхностью воды мелочь рыбешка.
  6. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
  7. Мягкая, ночная, ласковая тишина паслась на лугу.
  8. Её шпиц не более напёрстка.
  9. Красноречие, как жемчуг, блещет своим содержанием.
  10. Весь пансион признавал превосходство Писарева.
  11. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
  12. Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную.
  13. Летят алмазные фонтаны с веселым шумом к облакам.
  14. Эй ты, шляпа!
  15. Дети не перестают бить баклуши.
  16. Ей весело грустить.
  17. Волос длинный – ум короткий.
  18. Береги и копи копейку.
  19. Как море бесшумное, волнуется войско.
  20. Цепь гор окружает город.
  21. Мы на уроках литературы читаем Булгакова.
  22. Меня поразила белоснежная улыбка этого человека.
  23. Любовь выскочила перед нами, как выскакивает убийца из-за угла.
  24. Народу в селе – туча.
  25. Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным.
  26. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
  27. Чёрные фраки носились врозь и кучами.
  28. Всё спит: и зверь, и человек, и птица.
  29. Он был рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу.
  30. Горит костёр рябины красной.
  31. «Эй ты, бестолковый», - укоризненно сказала телефонная трубка.
  32. Природой нам здесь суждено в Европу прорубить окно.
  33. Мы все глядим в Наполеоны.
  34. И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
  35. И дольше века длится день, и не кончаются объятия.
  36. А и горе, горе, гореваньице!
              А и лыком горе подпоясалось,
              Мочалами ноги изопутаны.
  37. Театр уж полон: ложи блещут, партер и кресло – всё кипит.
  38. Кого позвать мне? С кем поделиться той грустной радостью, что я ещё жив?
  39. У неё был такой маленький рот, что больше двух кусочков никак пропустить не мог.
  40. Сделал Никита соху в 300 пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать в две сажени с четвертью.
  41. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
  42. О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно?
  43. Ребята в университете продолжают грызть гранит науки.
  44. Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.
  45. Колокол дремавший разбудил поля,
  46. Улыбнулась солнцу сонная земля.
  47. Обвеян вещею дремотой,
  48. Полупрозрачный лес грустит.
  49. Она, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет.
  50. Во рту с утра ещё маковой росинки не было.
  51. Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук.
  52. Медведь в этих лесах не водится.
  53. Чужбина – родина моя.
  54. Ты переводчик – я читатель,

        Ты усыпитель – я зеватель.

  1. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
  2. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением
  3. Я в этом  деле собаку съел!
  4. Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель.
  5. Занимавшийся день разбудил саванну легким ветром: он взъерошил «кудри» колючих акаций, которыми поросли холмы.
  6. Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние.
  7. Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.
  8. Слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек.
  9. Этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом.
  10. Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег.
  11. На плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зеленой листвы сияла новорожденная зима.
  12. По стенам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй.
  13. – Ну, не бойся, заходи, - сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери.
  14. Сегодня я нашла рыжего, тощенького, большеглазого котенка с порванным ухом и больной лапкой.
  15. Дорога вывела ее на шоссе, а она все бежала и бежала куда глаза глядят.
  16. Бывает, по моему недосмотру что-то подгорает, так он устраивает такой концерт, что соседи сбегаются.
  17. Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, желтый, тигровый, роскошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.

*Автор-составитель: Тонких Ирина Анатольевна. Предложения, использованные в качестве практических заданий в сокращенном, измененном  либо полном варианте, взяты мною из различных сборников и художественных текстов. Авторство не указано, чтобы не отягощать практический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"

Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Презентации "ЗАДАНИЕ 16" и "ЗАДАНИЕ 25".

Презентации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 16 и 25 ...

Задания для подготовки к ГВЭ по русскому языку. Творческое задание по фрагменту рассказа А.В. Митяева "Длинное ружье"

Творческое задание ,написанное по шаблону(речевому клише),предназначено для  обучающихся 9- х классов второго года обучения  сТНР и ЗПР , слабослышащих ....

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...