Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Тухбатуллина Ляйсан Хурматулловна

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.

Цели урока:

  • совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
  • развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
  • уметь  работать  со  словарями.

Оборудование: презентация, карточки,  словари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_10_klasse.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                     «Нижнеметескинская  средняя  общеобразовательная школа»
Арского  муниципального  района  Республики  Татарстан

                             

Разработка  урока  по  русскому  языку

в  10  классе  на  тему:

«Фразеология. Словари русского языка и

лингвистические справочники;

их  применение»

Учитель первой квалификационной  категории: Тухбатуллина Л.Х.

2017-2018  учебный  год


Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.

Цели урока:

  • совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
  • развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
  • уметь  работать  со  словарями.

Оборудование: презентация, карточки,  словари.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и постановка целей урока. 

Учитель: Начну я урок с высказывания видного ученого – русиста В.В.Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Фразеология - это  раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Учитель: Правильно.

- Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Что  вы  услышали? (фразеологизмы).

3. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка.

Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.

Например,

(водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

4. Усвоение  новых  понятий  и  способов  действия.

- Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

- Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

- Признаки  свободных  словосочетаний. Признаки  фразеологизмов.

- Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению.

Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы)

№ п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

1

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

2

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

3

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

4

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

5

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

6

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, золотая середина,  под  эгидой.

7

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги,.

8

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

  1. Закрепление.

Задание 1.  Выполните задание (слайд 7): из рассыпанных слов составьте фразеологизмы,  запишите и дайте  их толкование.

 (Работа выполняется в группах и на время)

Руки (Р. п.), (не)покладая, грязь, работать, спина (Р. п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в, (не)ударить.

Учитель: Ребята, давайте проверим как вы справились с этим заданием (слайд 8)

Работать  не_покладая  рук – очень старательно, не переставая;

Трудиться  не_разгибая  спины – с большим усердием;

Не ударить лицом в грязи – успешно справиться с чем-либо, не оплошать.

Учитель:

- Какая орфограмма  встречается  в этих фразеологизмах? «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

- Какие это части речи?

- Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

Задание 2.

Найдите в тексте фразеологизмы.

Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?

Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать! »

Объясни  значение  фразеологизмов. 

Задание 4.

Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Ученики. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Поработаем с карточками.

Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

Вариант 1
Найдите фразеологические синонимы


Витать в облаках


Связывать по рукам и ногам


Вставлять палки в колеса


Из другого теста


Небо и земля


Семи пядей во лбу


В тот же миг


Сию минуту


Ума палата


Строить воздушные замки



Найдите фразеологические антонимы


Душа в душу


Как звезд на небе


С гулькин нос


Последняя спица в колесе


Играть первую скрипку


Как кошка с собакой


Рукой подать


За тридевять земель


Восходящая звезда


Угасшее светило



Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы


Набрать в рот воды


Пожимать плечами


Встал не с той ноги


Всего ничего


Теряться в догадках


Играть в молчанку


Кот наплакал


Не в духе


Как сквозь землю провалился


Днем с огнем не найдешь



Найдите фразеологические антонимы


Как из-под земли вырос


Засучив рукава


Бить баклуши


Сидеть сложа руки


Как кошка с собакой


Чуть свет


На ночь глядя


Как сквозь землю провалился


Не покладая рук


Не разлей вода

6. Слово  о  словарях.

- Словари  делят  на  энциклопедические  и лингвистические.  В  энциклопедических  словарях  даётся  описание,  характеристика  предметов,  явлений,  событий,  известных  людей,  а  в  лингвистических  объясняются  слова  и  их  значения.

-  Просмотр  презентации  «Словари  русского  языка  и лингвистические  справочники»

-  Задача нашего урока – более тщательно познакомиться с содержанием лингвистических словарей и научиться с ними работать.

Знакомству с различными типами словарей нам поможет  самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми».

- Что это за слово?

- Это слово правда. Итак, все о слове правда мы сможем узнать, работая в группах с различными словарями. Задача – узнать всё о слове правда.

I пара – работа с толковым словарём.

Правда - слово многозначное. Каковы же его основные значения?

1.  То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

2.  То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).

3.  Справедливость, порядок, основанный на справедливости (//aw правду не найти).

4.  В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда).

5. В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».

6. В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».   -

7. В значении уступительного союза хотя.

II пара. -  Толковый словарь живого великого русского языка В. Даля. Что вы узнали о содержании словаря и слове правда?

 Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.

Вез правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. От правды отстать - куда пристать. Правда сама себя очистит. У Быа правда одна. Правда - свет разума. Все минется – одна правда останется.  Доброе дело - правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Кто правдой живет, тот правду наживет. Правда со дня моря выносит. Правда что шило: в мешке не утаишь. Не то все правда, что говорится. Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.

III  пара. – Работа со словарём синонимов. Вспомните пословицу, которую можно применить к слову правда.

Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда нам помог поведать словарь синонимов.

Синонимом слова правда является слово истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно. Вот, что об этом пишет М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать». Правда и истина являются контекстуальными синонимами.

IV пара. -  Словарь антонимов. Для чего антонимы нужны в речи?

Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова правда знакомит нас словарь антонимов.

Антонимы слова правда - ложь, неправда, обман, вранье (разг.), кривда (народно-поэтическое).

Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста:

У кривды тысяча дорог. У правды лишь одна.

Она порой полна тревог И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы:

• Лучше горькая правда, чем утешительная ложь.

• Маленькая правда победит большую неправду.

• Правда с обманом рука об руку не ходят.

V пара. – работа со словообразовательным словарём. Что вам «рассказал» словообразовательный словарь о слове правда?

Слово «правда» непроизводное, оно состоит из корня  правд- и окончания –а. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов: правдивый, правдоискатель, взаправду, правдоподобность и т. д.

VI. Пара. – Этимологический словарь и орфографический словарь.

Этимология – наука о происхождении слова, его первоначальном значении и развитии этого значения. Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд. Слолво правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра-  со значением - «такой, какой должен быть». В далёком прошлом слово правда состояло в родстве со словами справедливый, праведник, оправдать, правило, исправить. Слово правда не требует справки в орфографическом словаре. Оно пишется так , как слышится.

VII. – фразеологический словарь.

Во фразеологическом словаре со словом правда представлены следующие фразеологизмы:

- В каком словаре мы не найдём слова правда? (В словаре иностранных слов, т. к. слово является общеславянским, т. е. исконно русским по происхождению).

- Спасибо слову правда, оно помогло нам раскрыть назначение лингвистических словарей.

7.  Чтобы лучше вас узнать, хочу предложить вам игру «Что люблю (или не люблю)» (слайд 14).

 В каждую графу запишите по три фразеологизма из представленных вам. Объясните, почему именно этот фразеологизм вы вписали первым в графу «Что люблю».  Если у вас возникнут затруднения в их толковании, то можете обратиться к словарям.

Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи  слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

Что люблю

Что не люблю

Учитель.  Ребята, те, кто из вас в графу «Что люблю» записал фразеологизм – работать засучив, правы. (Так как эта работа индивидуальная, то отметить тех учащихся, которые в графе  «Что люблю» записали фразеологизмы: работать засучив рукава,  играть первую скрипку, держать язык за зубами, ломать голову)

Вы должны понимать, что в основе человеческой жизни и успеха лежит труд.

Помните, как в стихотворении Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

                                Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь

Душа обязана трудиться

И день, и ночь

И день и ночь.

- А какой фразеологизм употребил поэт в этом четверостишии?

Воду в ступе не толочь – как вы это понимаете?

Заниматься чем-то явно бессмысленным, бесполезным.

Ребята, подберите или вспомните синонимичные фразеологизмы!

Носить воду решетом, в лес дрова возить, Сизифов труд.

-Выступление  учащихся -  «Наш  дружный  класс»  (сочинение  с  использованием   фразеологизмов).

  1. Проверь  себя!

           Тест  по  вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

 а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.

  1. Укажите предложение с фразеологизмом.


а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить _____________»
а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

  9.РЕФЛЕКСИЯ.

-Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой (СЛАЙД).
-Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?
-Выразите свое отношение к уроку, использую фразеологизмы.

- Что  вы  узнали  о  словарях  русского  языка?

- Давайте  составим  синквейн  

  о  фразеологизмах   ( 1  вариант)

 о  словарях              (  2  вариант)

  1.  Домашнее  задание.
  1. Подготовить  сообщение  о  лингвистических  справочниках.
  2. Происхождение     фразеологизмов:

альма матэр

зарубить  на  носу

            остаться с носом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Необычный словарь русского языка

А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений ...

"Словари русского языка"

Презентация, рассказывающая о словарях...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» по русскому языку в 6 классе

Тип урока: обобщающий урок  в форме игрыКласс: 6Цель урока:Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме.Задачи: Образовательные:- формиро...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Конкурс "Лингвистические словари русского языка"

Конкурс проводится в 6 классе по теме "Лингвистические словари русского языка"...