Правописание безударных гласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Чиркова Светлана Михайловна

Конспект урока в 5 классе Правописание безударных гласных в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnaya_glasnaya.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

 

                                                                                Чиркова Светлана Михайловна,

                                                                                     учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Вид урока - открытие новых знаний.

Цель - актуализация знаний о правописании безударных гласных корня слова.

Задачи:

 Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям,  развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Планируемые результаты:

Предметные: выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые.

Личностные: формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

Познавательные: владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Личностные: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка цели урока.

5. Изучение нового материала.

6.  Закрепление изученного.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент 

(Приготовление к уроку, приветствие учителя, создание положительного настроя учащихся на урок).

2. Проверка домашнего задания. (Упражнение № 62)

Первый ученик рассказывает о слоге и ударении в русском языке.

Второй ученик составляет словосочетания со словами, расставив ударение: белка, уже, дорога.

Образец: книга дорога– дальняя дорога.

Третий ученик работает с орфограммами в словах, подбирая проверку: скрипеть, смешной, закрепить. Образец: кормушка-корм.

3. Актуализация знаний

- Какую орфограмму повторили?

(Правописание безударных проверяемых гласных в корне).

-Запишите слова, обозначьте орфограмму «Безударный гласный в корне»: Пенал, картина, традиция.

(Записывают слова в тетрадь, один ребенок-у доски).

- Можно ли проверить гласные корня в этих словах? Почему?

(Делают вывод, что это непроверяемые гласные в корне).

4. Постановка цели урока

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

(Сообщаю о том, что дети должны уметь правильно записывать слова с проверяемым безударным гласным в корне, подбирая проверку, и с непроверяемым гласным, работая со словарем.

Дети выясняют, что им необходимо, чтобы достичь поставленную в начале урока цель: уметь подбирать проверочные слова и искать трудные в словаре.

5. Изучение нового материала

а) Беседа по вопросам, работа с учебником.

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании проверяемого безударного гласного в корне?

ужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на гласный падало ударение).

-Что нужно сделать, если гласный проверить невозможно?

(Его нужно запоминать или обращаться к орфографическому словарю).

Диктую формулировку орфограммы, примеры берем с доски.  Записываем орфограммы в тетрадь для теории.

б) Работа с учебником. (Стр.34 «Из истории языка»)

Есть такие слова, в которых правописание гласных, казалось бы, следует запомнить, но оказывается, что его можно объяснить!

– Чтобы не ошибиться в выборе проверяемого гласного, нужно определить лексическое значение слова.

(Читают, записывают слово ОБАЯНИЕ в тетрадь. ОБОНЯНИЕ – нюх).

в) Выполняем упражнение № 70,

(Записывают слова с пропущенными гласными, подбирают проверку. Делают вывод. Один ребенок работает у доски).

6.  Закрепление изученного.

а) Самостоятельное выполнение упражнения № 71 с взаимопроверкой по образцу: запевать (петь) песню – запивать (пить) молоком.

б) Упражнение № 69 переписывают, подбирают проверочные слова.

7. Подведение итогов.

Повторяют правило, проговаривают орфограммы, с которыми работали на уроке.

8. Рефлексия.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостатки знаний и умений, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

9. Домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.

Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....

Презентация на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Презентация для проведения словарной работы. Подача слова проводится при помощи загадки, которая автоматически появляется при смене слайда, затем по ще...

Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс

Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников...

Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...