Турнир знатоков русского языка "Грамотей" 2018
презентация к уроку по русскому языку (7, 8 класс)

Силинская Анастасия Александровна

Материал рассчитан на учащихся 7-8 классов. Был проведён как окружной турнир по русскому языку в рамках предметной недели в Можайском городском округе 14 декабря 2018 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotey_2018.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

конкурс « Грамотей» 2018

Слайд 2

Дать толкование смысла фразеологизма – 2 балла. Рассказать историю его происхождения – 2 балла. Станция № 1. «Лексическая»

Слайд 3

1.Глас вопиющего в пустыне

Слайд 4

Как передают библейские сказания, один из древнееврейских пророков взывал из пустыни к израильтянам приготовить путь богу: проложить в степи дороги, сделать так, чтобы горы понизились, долы наполнились, а кривизна и неровности выпрямились. Однако призывы пророка – отшельника остались «гласом вопиющего в пустыне» – не были услышаны. Выражение «глас вопиющего в пустыне» с очень древних времен стало обозначением напрасных уговоров, призывов, которым никто не внемлет. В этом значении употребляем его теперь и мы. Глас вопиющего в пустыне

Слайд 5

2.Ахиллесова пята

Слайд 6

Величайший герой Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея . Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека. История Ахилла (так в новых переводах именуют Ахиллеса) частично рассказана Гомером в его «Илиаде». Ахиллесова пята

Слайд 7

3. Казанская сирота

Слайд 8

В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столи­цу татарского Казанского ханства, город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные спо­собы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону, конечно, не татарских «мужиков», простых людей, а в первую очередь татарскую знать, князей – мурз. Князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Мно­гие из них принимали христианство, получали от царя подар­ки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо на­зывать «казанскими сиротами» – при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и «жа­лованья». «Казанская сирота» – человек, прикидывающийся несча­стным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей; в этом смысле мы и по сей день используем как поговорку старин­ную кличку. Казанская сирота

Слайд 9

4.Калиф на час

Слайд 10

Так говорят про людей, пришедших к власти случайно и на короткий срок, а затем вынужденных с нею распроститься. «Вы здесь – калиф на час, а я земский человек!» – пренебрежительно говорит одному назначенному свыше чиновнику – губернатору предводитель дворянства, местный уроженец, в одной из повестей писателя Н. Лескова. Этим он хотел сказать: вас отсюда уберут, а я останусь. Смысл понятен, а каково происхождение? Оно заимствовано из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Знаменитый герой восточных легенд калиф (царь) Багдада Гарун-аль-Рашид снизошел к желанию одного из подданных – хотя на короткий срок стать калифом (сравни «Дамоклов меч»). Человека этого усыпили, перенесли во дворец, а когда он очнулся, начали воздавать ему царские почести. Однако эта комедия продолжалась недолго: вскоре новоявленного калифа усыпили снова и вернули в его хижину. Эта сказочная история и породила в дальнейшем нашу ироническую поговорку. Калиф на час

Слайд 11

5. Шемякин суд

Слайд 12

Когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, критической оценки, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то». Подразумевается, что высказанный приговор не только несправедлив, но, возможно, и нечестен, основан на корыстных побуждениях судившего . Есть два мнения по поводу происхождения этого словосочетания. Одни думают, что в нем дожила до наших дней недобрая память о жестоком и коварном Галицком князе Дмитрии Шемяке , который в XV веке добился власти, предательски ослепив законного московского князя Василия. Другие указывают на известную русскую народную повесть о «неправедном судие Шемяке », которая была создана примерно в то же время. Впрочем, очень возможно, что в повести отразилась, с некоторыми изменениями, история, связанная с этим самым Дмитрием Шемякой . Шемякин суд

Слайд 13

6. Сизифов труд

Слайд 14

Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издевался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь. Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда. Сизифов труд

Слайд 15

За каждый верный ответ – 2 балла. Станция №2. « Морфемика . Словообразование»

Слайд 16

1) сложение 2)суффиксальный 3) бессуффиксальный 4) приставочно-суффиксальный 1. Каким способом образовано слово самоварчик ?

Слайд 17

2)суффиксальный 1. Каким способом образовано слово самоварчик? Ответ:

Слайд 18

1) покупать, развесёлый 2) деревенька, нигде 3) побег, главврач 4)безлюдье, сначала 2. В какой строчке все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

Слайд 19

4)безлюдье, сначала 2. В какой строчке все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

Слайд 20

1) подоконник 2)подорожник 3)подбежал 4)подстаканник 3.В каком слове есть приставка по- ?

Слайд 21

2) подорожник 3.В каком слове есть приставка по- ?

Слайд 22

1) суффиксальный 2) приставочно-суффиксальный 3) приставочный 4) бессуффиксальный 4. Укажите, каким способом образовано слово повышение?

Слайд 23

1) суффиксальный 4. Укажите, каким способом образовано слово повышение?

Слайд 24

1) слева, разноцветный 2) неглупый, синеватый 3) телемост, вечнозелёный 4)пятиугольный, рассказывать 5. В какой строчке все слова образованы способом сложения ?

Слайд 25

3) телемост, вечнозелёный 5. В какой строчке все слова образованы способом сложения ?

Слайд 26

1) расчертить 2)расстилается 3)распробовать 4)растение 6. В каком слове нет приставки рас- ?

Слайд 27

4)растение 6. В каком слове нет приставки рас- ?

Слайд 28

За каждый верный ответ – 2 балла. 1 . В чём особенность склонения слова забытьё ? 2. Какой тип склонения русских имён существительных не представлен в следующих примерах: лошадь , река, трико, стремя, пюре, папаша, путь, кофейня, мозоль? 3. Как выглядит неопределённая форма глагола неймётся ? 4. Какие глаголы не изменяются по лицам, числам и родам ? 5. Сколько в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы ? Какими частями речи они являются? Станция №3. «Морфология»

Слайд 29

Станция №4. «Синтаксическая» За каждый верный ответ – 2 балла. 1.Отметьте предложение, в котором нет обособленных членов (знаки препинания не расставлены) 1) Дальний берег освежённый и отмытый рисовался в непрозрачном воздухе. 2) Воротясь домой она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду. 3) Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов что-то страшное приближающееся ко мне. 4) На нем был красивый казацкий кафтан обшитый галунами.

Слайд 30

3) Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов что-то страшное приближающееся ко мне. Ответ:

Слайд 31

Вопрос: 2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Дубровский, с расстроенным состоянием, принужден был выйти в отставку. 2) Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске. 3) Посреди дремучего леса возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва. 4) Все слушали, молча, рассказ Анны Савишны , особенно барышни.

Слайд 32

Ответ: 4) Все слушали, молча, рассказ Анны Савишны , особенно барышни.

Слайд 33

3.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского. 2) Челкаш привстал с кормы, не выпуская весла из рук, и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. 3) Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью. 4) Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый. Вопрос:

Слайд 34

2) Челкаш привстал с кормы, не выпуская весла из рук, и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. Ответ:

Слайд 35

4.В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены) 1) Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж он [Швабрин] мстит ей клеветой. 2) Я долго смотрел в книгу но от слез набившихся мне в глаза при мысли о разлуке не мог дочитать. 3) Шабашкин с картузом на голове стоял подбочась и гордо взирая около себя. 4) А Шутиков в это время придерживаясь одною рукою за снасти развлекал молодых матросов. Вопрос:

Слайд 36

1) Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж он [Швабрин] мстит ей клеветой. Ответ:

Слайд 37

5.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру. 2) Мы, ребятишки, рады были дождю. 3) Солдаты в чёрных мундирах стали двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. 4) Трава, сгибаемая ударами ветра, и дождя ложилась на землю. Вопрос:

Слайд 38

4) Трава, сгибаемая ударами ветра, и дождя ложилась на землю. Ответ:

Слайд 39

6. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены) 1) Усиливающийся ветер разогнал тучи 2) Несмотря на рекомендательные письма Гоголь не мог найти себе подходящего места службы. 3) Отец Гринёва властный до самодурства но честный хотел видеть в своём сыне настоящего дворянина. 4) Мальчик слушал его рассказ затаив дыхание. Вопрос:

Слайд 40

2) Несмотря на рекомендательные письма Гоголь не мог найти себе подходящего места службы. Ответ:

Слайд 41

За правильное написание букв – 5 баллов. За объяснение орфограмм – 5 баллов. Итого: 10 баллов. Станция №5. «Орфографическая»

Слайд 42

Все труднее было человеку проб..ват (?) ся вперед — к свобод.., к истин.., к власт ... над природой . Он научился добывать железо. И ( с,з )делал из этого железа ( не,ни ) только плуг, но и меч(?). Он насадил на земле сады, виноградники, масличные дерев(?)я . А (в)след за тем принялся их вырубать и жеч (?). Он пок .. рил морские волны и заставил ветер гонять корабли. Но ( ни,не )когда волны и ветер не топили столько кораблей, сколько потопил он сам, став вл .. дыкой моря . И вся его жизнь — это история борьбы человека ( не,ни ) только с природой, но и с человеком . Настан ..т время, когда не буд ..т больше этого разлада, когда человек-великан всю свою мощ (?) обр .. тит против еще бунтующих сил природы. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки . Объясните орфограммы.

Слайд 43

За каждый верный ответ ( указание роли в изучении языка) до 5 баллов. Станция №6. «Учёные - лингвисты»

Слайд 44

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 45

Весомый вклад в становление русского языка и литературы внесли труды Ломоносова. Благодаря Михаилу Васильевичу была проведена важная реформа в отношении русского литературного языка, а также утверждена система стихосложения, дошедшая и до наших дней. Теория «Трёх штилей» «Российская грамматика» 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 46

Владимир Иванович Даль

Слайд 47

Толковый словарь Даля («Толковый словарь живого великорусского языка») является фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли. Владимир Даль создал этот знаменитый словарь практически полтора века назад, но сегодня нет ни малейшего сомнения в его актуальности. Ценность словаря подчеркивается десятками тысяч включенных в словарные статьи загадок, пословиц, присловий и поговорок. Владимир Иванович Даль

Слайд 48

Дмитрий Николаевич Ушаков

Слайд 49

Ведущим интересом Ушакова был русский язык. Он вел работы по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 книге «Русское правописание» было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, и здесь он впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии. В 1917-1918 годах он стал активным участников составления проекта орфографической реформы. Дмитрий Николаевич Ушаков

Слайд 50

Сергей Иванович Ожегов

Слайд 51

Сергей Иванович Ожегов – замечательный русский ученый, чье имя вписано в историю отечественной филологической науки, в целом – русской культуры как создателя однотомного толкового «Словаря русского языка», давно ставшего известным под названием «Словарь Ожегова». Этот словарь составил эпоху в истории русской лексикографии. Удивительно его издательское долголетие: двадцать три издания с 1949 по 1991год. Словарь Ожегова представляет собой новый тип толкового словаря, существенно отличающийся от известных аналогов в мировой лексикографической практике. Он стал памятником целого периода в историческом развитии русского языка второй половины 20 века. Сергей Иванович Ожегов

Слайд 52

Лев Владимирович Щерба

Слайд 53

Щерба вошел в историю лингвистики прежде всего как выдающийся специалист по фонетике и фонологии. Он развил воспринятую им от Бодуэна де К уртене концепцию фонемы и разработал оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, приверженцы которой ( М.И.Матусевич , Л.Р.Зиндер и др.) совместно со Щербой образовали Ленинградскую фонологическую школу. Ее полемика с Московской фонологической школой – яркий эпизод истории отечественной фонологии. Еще в дореволюционные годы Щерба основал фонетическую лабораторию в Петербургском университете, старейшую из ныне существующих в России; в настоящее время она носит его имя. Автор книг Русские гласные в качественном и количественном отношении (1912), Восточнолужицкое наречие (1915), Фонетика французского языка (издание 7-е, 1963). Лев Владимирович Щерба

Слайд 54

Александр Христофорович Востоков

Слайд 55

Александр Христофорович ВОСТОКОВ (1781 — 1864) — известный русский филолог, академик Петербургской академии наук, поэт. Он занимался изучением памятников древнерусской и славянской письменности. Исследования Александра Христофоровича Востокова получили высокую оценку в европейской лингвистике. Одна из заслуг Востокова — создание учебных книг по русскому языку. Изучение грамматики А. X. Востоков строил на основе живой разговорной речи. А. X. Востоков известен как исследователь русского стихосложения. Его книгу «Опыт русского стихосложения» высоко оценил Александр Сергеевич Пушкин. Александр Христофорович Востоков

Слайд 56

Спасибо за внимание!