Обобщающий урок по теме причастие
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кораблёва Валентина Ивановна

конспект урока + презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание суффиксов страдательных причасти прошедшего времени Урок русского языка в 7 классе

Слайд 2

Причастие Действительные страдательные Н В П В Н В П В - ущ (- ющ ) - вш - ом (ем) - нн - енн (- ённ ) - т - ащ (- ящ ) - ш - им

Слайд 4

Кра С них облетают разноцветные листья вяну .. ие под ногами. Красив в октябре лес. Радуют взгляд раскраш … ые осенью клёны.

Слайд 5

Красив в октябре лес. Радуют взгляд раскрашенные осенью клёны . С них облетают разноцветные листья, вянувшие под ногами.

Слайд 6

Как выбрать гласный перед НН в СППВ Найти глагол Н Ф, от которого образовалось СППВ. 2. Посмотреть, на что оканчивается глагол Н Ф ать-ять ить , еть , ти , чь а,я е + НН, Н - енн , (- ённ ) - ен , (- ён )

Слайд 7

В саду далеко видна дорога к большому шалашу ((не)усыпать) соломой, а выровненная гравием. В шалаше еще ((не)устроить) постели, стоит одноствольное ружьё, (не)кипящий самовар, в уголке ̶ посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие (истрепать) и ((не)истрепанные) пожитки, (выложить) кирпичная печка. В глубине сада пылает около шалаша багровое пламя (окружить) мраком. (Антоновские яблоки — Бунин И.А.)

Слайд 8

Автор: Кораблёва Валентина Ивановна. МБОУ СОШ № 5пгт. Печенга, Мурманская область



Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме причастие  

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе к УМК «Русский язык» авторов А.Д.Шмелева, Э.А.Флоренской. М. – Изд.»Вентана-

Граф»., 2014г. 

Тема урока: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. 

Оборудование: учебник, доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. 

Цель урока: углубить знания учащихся в области речевого общения; сформировать навыки определения причастия, навыки образования

действительных причастий прошедшего и настоящего времени. 

Планируемые результаты:  

Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно

воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь отличать причастие от прилагательного, значть

основные характеристики причастия. 

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных

знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. 

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах. 

Образовательные ресурсы: http://allforchildren.ru/humour/ovs.php 

Цель деятельности учителя: проконтролировать усвоение знаний о причастии; оценить степень сформированности орфографических и пунктуационных навыков по данному разделу.

Тип урока: урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Применение полученных знаний.

Метапредметные:

коммуникативные: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные: уметь осуществлять анализ, выделять существенные признаки объекта.

 Личностные: формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса к проблемно-поисковой деятельности.

Методы и формы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог); индивидуальная, групповая, фронтальная.

ема урока: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. 

Оборудование: учебник, доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. 

Цель урока: углубить знания учащихся в области речевого общения; сформировать навыки определения причастия, навыки образования

действительных причастий прошедшего и настоящего времени. 

Планируемые результаты:  

Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно

воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь отличать причастие от прилагательного, значть

основные характеристики причастия. 

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных

знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. 

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах. 

Образовательные ресурсы: http://allforchildren.ru/humour/ovs.php 

Учебник «Русский язык»

ема урока: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. 

Оборудование: учебник, доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. 

Цель урока: углубить знания учащихся в области речевого общения; сформировать навыки определения причастия, навыки образования

действительных причастий прошедшего и настоящего времени. 

Планируемые результаты:  

Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно

воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь отличать причастие от прилагательного, значть

основные характеристики причастия. 

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных

знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. 

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах. 

Образовательные ресурсы: http://allforchildren.ru/humour/ovs.php 

Учебник «Русский язык»

ема урока: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. 

Оборудование: учебник, доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. 

Цель урока: углубить знания учащихся в области речевого общения; сформировать навыки определения причастия, навыки образования

действительных причастий прошедшего и настоящего времени. 

Планируемые результаты:  

Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно

воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь отличать причастие от прилагательного, значть

основные характеристики причастия. 

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных

знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. 

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах. 

Образовательные ресурсы: http://allforchildren.ru/humour/ovs.php 

Учебник «Русский язык»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе к УМК «Русский язык» авторов А.Д.Шмелева, Э.А.Флоренской. М. – Изд.»Вентана-

Граф»., 2014г. 

Тема урока: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. 

Оборудование: учебник, доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. 

Цель урока: углубить знания учащихся в области речевого общения; сформировать навыки определения причастия, навыки образования

действительных причастий прошедшего и настоящего времени. 

Планируемые результаты:  

Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно

воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь отличать причастие от прилагательного, значть

основные характеристики причастия. 

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных

знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. 

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах. 

Образовательные ресурсы: http://allforchildren.ru/humour/ovs.php 

Ход урока.

1.  Орг. момент.  Приветствие.

2.  Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Ребята, мы заканчиваем изучать тему, которую мы рассматривали в течение нескольких уроков, и сегодня у нас обобщающий урок. Нам потребуются рабочие тетради, учебник, тетрадь для теоретического материала. И предлагаю вашему вниманию высказывание Великого человека Владимира Ивановича Даля, известного как собирателя фольклора,  лингвиста, нам он знаком, прежде всего, как автор толкового словаря живого великорусского языка. Как вы думаете, о какой части речи здесь говориться? (говориться  о причастии). Как вы догадались?  Признаки глагола: вид, время и прилагательного: род, число, падеж, вопрос. Чем является в предложении? (определением – полные, сказуемым - краткие). На какие две большие группы делятся все причастия? (действительные и страдательные). В свою очередь действительные причастия могут быть: (настоящего и прошедшего времени) как мы сможем отличить их? Страдательные причастия тоже могут быть (настоящего и прошедшего времени). СЛАЙД – Таблица.  Небольшая разминка: Вы покажете мне свои знания с помощью игры аббревиация. Работаем по рядам,  первый ряд придумывают словосочетания ДП НВ, 2 – ДП ПВ, 3 – СП НВ,  СП ПВ -1.  Какую форму имеют страдательные причастия? (полную и краткую). СП ПВ образуются от переходных глаголов СВ и НВ. (от основ неопределенной формы)          

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему, цель урока. Откроем тетради и запишем. А какие задачи мы сегодня поставим перед собой?

Слайд. Проблемная ситуация.

С них облетают разноцветные листья шуршащие под ногами.

Красив в октябре лес.  Радуют взгляд раскрашенные осенью клёны.

Работаем с причастным оборотом, со словами раскрашенные и шуршащие и суффиксами причастий.

Задание:

1. Составить текст.

2. Выписать два причастия, объяснить правописание орфограмм

3. Найти предложение, где должен стоять знак препинания (объяснить)

4. Найти предложение, где есть ПО, но нет знака препинания (объяснить).

4. Повторение полученных знаний в знакомой ситуации (типовые) 

Давайте ещё раз проверим это на практике, упражнение 177, будем работать и в тетради и у доски. Читаем задание самостоятельно, а кто-то мне расскажет, что нужно сделать.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Следующее  задание творческого характера. Я предлагаю вам текст Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», это русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Одна из основных его литературных тем – Родина.  Родина для Бунина – это не только люди, но и природа. Писатель обращает особое внимание на описание  быта людей.

          Замените глаголы в неопределённой форме подходящими по смыслу краткими или полными причастиями, обозначьте суффиксы и окончания причастий, объясните правописание НЕ с причастиями.                   .
В саду далеко видна дорога к большому шалашу ((не)усыпать) соломой, а выровненная гравием. В шалаше еще ((не)устроить) постели, стоит одноствольное ружьё, (не)кипящий самовар, в уголке ̶ посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие (истрепать) и ((не)истрепанные) пожитки, (выложить) кирпичная печка.  В глубине сада пылает около шалаша багровое пламя (окружить) мраком.   (Антоновские яблоки — Бунин И.А.)

Вопросы по тексту:

1. О чем?  2. Тип текста? (описание).  3.Какую часть речи мы использовали?

6. Итоги урока (раздаточный материал на партах)

1. Закончить утверждение.

Мы сегодня на уроке повторили тему_________________________________________

2. Закончить утверждение.

Мы еще раз проговорили о _____________________________________________

3. что в уроке показалось наиболее трудным?

4. Какое из предложенных заданий показалось наиболее интересным?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж (раздаточный материал на партах, карточки с д/з.)

Составить 2-3 предложения, используя словосочетания, вставить пропущенные буквы.

Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ…ая на Луну; посадка станции, произведё…ая автоматически; возвраща…мый аппарат; фотографии, получе…ые с помощью новейших приборов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Причастие"

Данный урок – обобщение проводится в форме игры - сказки. Цель урока -  проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;  развивать умение учащихся в игровой манере работать с на...

Обобщающий урок по теме "Причастие"

Урок посвящен Году сайгака в Калмыкии...

Мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме "Причастие" (2 часа) 7 класс

Презентация подготовлена к итогово-обобщающему уроку в 7 классе по теме "Причастия". В презентации широко использовался краеведчедческий материал по истории поселка и района, где расположена школа и у...

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы

Обощающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры  Сингапургской программы...

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...