Морфологические средства языковой выразительности
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект урока по теме "Морфологические средства языковой выразительности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskie_sredstva_yazyka.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Морфологические средства  языковой выразительности

Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все  же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность  и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет  называться выразительной».  Структурные особенности выразительной  речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность  придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры.  Язык - это система.  В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия,  без имен существительных  невозможно понять  предмет разговора. Имена  прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение.  Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь  компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой.  Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания.  Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи.  Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях  действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.

Тема урока.  Морфологические средства языковой выразительности.

Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.

Задачи: 

1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка

2. Изучить выразительные возможности глагола

3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.

4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технология: проблемное обучение

Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,

Время: 90 мин.

Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)

- Какой раздел курса русского  мы начинаем изучать? (морфология)

- Что изучает морфология? (части речи)

-Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи?  (учащиеся предполагают)

- Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.

- Догадались, какая тема   урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)

- Постарайтесь сформулировать цели урока.

- Сформулируйте задачи урока.

- Скажите,  тема выразительности речи  новая для нас?

-Что мы изучили?  (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)

- Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)

- Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)

Оцениваем работы, дополняем.  

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических

- Как вы думаете,  с каких частей речи мы начнем  разговор о морфологических средствах выразительности.

1)- Имени существительного и имени прилагательного.

-Перед вами стихотворение  в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение.  Какой части речи здесь не хватает?

- Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)

- Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.

- Проверяем, что  получилось? Объясняем, почему взяли  именно эти существительные.

- Узнали стихотворение?

- А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.

-  А теперь заполняем таблицу,  которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и  синтаксическая  роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.

- Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)

-О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?

(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)

- Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).

- Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?

(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)

- Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).

- Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.

- Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.

(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).

-  Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.

- Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.

(имя числительное)

-С какой же целью мы используем в речи имена числительные?

(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)

- Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)

- Почему так мало местоимений?

(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)

2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?

(передает движения, действия, чувства, их изменения).

Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.

а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)

б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)

в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог  причастий, падеж, род, число.

г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.

-Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия

3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи  и, следовательно, на весь текст?

Прочитайте текст.

Вот на бугорке маленькая рощица. Перепрыгиваю через овражек и подхожу ближе.  На веточках  берёз  вижу  зеленоватый клейкий пушок - будущий листочек. Как тихонько теплый ветерок раскачивает еще бледноватые сережки. А вон и пушистая сосенка! Как её семечко залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную  красавицу и  лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричневатые прошлогодние листики. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?

-Анализируем текст.  Определите  тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).

- Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).

4. Рефлексия. 

-Сделайте выводы об особенностях выразительности  частей речи.

- О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)

5 . Домашнее задание.

  1. Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
  2. Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
  3.  Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении  А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
  2. Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домино "Средства языковой выразительности"

Данный игровой материал можно проводить в любом  классе, но больше подходит для учащихся 6 класса. Является дидактическим материалом подготовки к ГИА....

Презентация "Средства языковой выразительности"

Данная презентация  может помочь при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Элективный курс "Лексические и морфологические средства художественной выразительности"

Результаты Единого Государственного Экзамена по русскому языку  и анализ выполнения заданий части «В» показали,  что выпускники плохо знают средства художественной выразительнос...

Урок русского языка "Морфологические средства создания выразительности" в 7 классе.

Материал включает конспект урока, презентацию, раздаточный материал. Цель урока - повторить сведения о тексте, морфологических средствах выразительности речи....

Средства языковой выразительности

Материал полезен учащимся средней и старшей школы на уроках литературы...

«Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина».

Исследуются средства языковой выразительности в лирике С.А.Есенина....

Средства языковой выразительности (тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 - определение средств художественной выразительности) и литературе можно использовать как для проверочной работы, так и в качестве справочн...