Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

07.11.18                                Урок № 35                        5 класс

Тема: Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Тип урока: комбинированный урок 

Планируемые результаты урока (Универсальные учебные действия):

познавательные: формировать умение самостоятельно добывать информацию, выдвигать гипотезы, проводить наблюдение, анализировать, сравнивать, делать выводы, планировать необходимые действия, использовать знаково-символические средства;

регулятивные: самостоятельно формулировать тему, ставить учебные цели, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанной ошибки;

коммуникативные: формировать умение аргументировать собственную точку зрения, умение слушать собеседника, умение договариваться, работать в группе, работать в паре;

личностные: формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, адекватную позитивную самооценку, сознание эстетической ценности русского языка.

Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради

Структура урока 

1.  Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

                                             Будем грамотны всегда.

1.Проверка домашнего задания.

2.Орфографический практикум ст.70

2.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке.  О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушайте внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.

   В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.   Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий.  С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученику проблему:                                                                                                                                              

3.  Сообщение темы, задач урока.

- Озвучьте эту проблему.                                                                                                   

Слайд №2   -  Произнесите данные слова. Какое сочетание звуков вы слышите?  /шо/  

А сразу вы сможете ответить, какую букву будем писать в каждом из этих слов?

Слайд №3         - Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке?            

 Сформулируйте тему урока.  

Тема определена.                  

Слайд №4          Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения 

4.  Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. Слайд №5  «Наблюдаем, размышляем» - развивается умение выявлять различие в правописании букв О –Ё после шипящих

Написаны слова в 2 столбика: шЁпот – шЕпчет                                 крыжОвник - ?

-  Назовите условия выбора написания орфограммы для слов первого столбика?

-  К какому выводу пришли после наблюдения?

Проверим, правильно ли мы сформулировали вывод.  Откройте учебник на с.70, прочтите правило.

2.Работа в группах                                                                                                                             

Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы                                    

Предлагаю представить продукт своей совместной деятельности – схему правила учащиеся у доски защищают свою схему                                                                                                                                                         - В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?

  3. Слайд №6    Учитель:                                                                                                                          

А теперь у меня проблема. Я тоже сформулировала правило, но заголовки к таблице пропали. Помогите мне.  Спасибо.   А как вы думаете, мне удалось в сжатой форме записать правило. Что бы вы мне посоветовали?  (использовать меньше слов, информацию передать с помощью знаков)                                                                                                    

Дополните каждый столбик двумя примерами, правильно оформляя орфограмму.

4. Работа с карточками   Слайд 7                                                                                                                                                                                                                                                                                                           -На столах у вас лежат карточки.  Прочтите слова, которые нужно запомнить, и подчеркните те из них, лексическое значение которых вы не знаете.  Много слов подчеркнули?    Проблема? Как решать её будем?

(Записать слова в карточку «Это я не знаю», дома посмотреть значение данных слов в «Толковом словаре…»   или на интернет-портале «Русский язык» www/gramota.ru) , запомнить        

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

Слайд №8                 Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочтите название слайда

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)

 Прочтите алгоритм. Сколько в нём «шагов»?

 С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв  О-Ё после шипящих

 От чего зависит выбор написания букв? Как проверить правильность написания?

2 Диктант «Передай маркер другу»

- Запишем слова, пользуясь алгоритмом.

Ш..пот, ч..рный, обж..ра, ож..г (руки), ш..рох, чащ..ба, трущ..ба, ж..лтый, пч..лка, ш..рты, ож..г (руку).    

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Слайд №9  Творческий диктант        

- По лексическому значению узнайте слово и запишите его. Подготовьтесь к объяснению. Какие слова незнакомы?

Слайд №10-11

Игра «Корректор» по вариантам.

7.  Анализ достижений учащихся.

Проверка знаний по теме

Тестовые задания Слайд № 12-17

8.  Итоги урока.

Подведём итоги слайд 18-20

Д.з.Повторить правило (стр.70)

2. Упражнение 150 – 2 группа;

     Упражнение 151 – 1 группа.

Рефлексия слайд 21

 «Я знаю, какую букву писать»  (Дополнительное задание для сильных)

- Вставьте нужную букву только в те слова, в которых пропущена орфограмма на изученное правило.

 Крыж..вник, ч..порный, ш..пот, ш..рох,  ш..рты, чащ..ба, печ..т, ж..лтый,  ч..лка, расч..ска, щ..тка, ж..рдочка,  пч..лка, собач..нка, грач..м

Карточка 1

  1. Вставьте пропущенные орфограммы только в словах на изученное правило, графически объясните                                                                                                                                              крыж..вник -                                                                                                                                           ч..порный -                                                                                                                                                  ш..пот -                                                                                                                                                                   ш..рох -                                                                                                                                                         ш..рты -                                                                                                                                                    чащ..ба -                                                                                                                                                         печ..т -                                                                                                                                                        ж..лтый -                                                                                                                                                     ч..лка -                                                                                                                                                        расч..ска -                                                                                                                                                 щ..тка -                                                                                                                                                  ж..рдочка -                                                                                                                                          собач…нка -                                                                                                                                                  грач..м –

Карточка 2

2. А исключения можно запомнить так:  

                                                                                                                                                  Шоколад, шофер, крыжовник,                                                                                                                           Шов, шоссе, обжора, шорник,                                                                                              Капюшон, жокей, чащоба,                                                                                                       Шорох, чопорный, трущоба,                                                                                                                 Чокнуться, шотландец, шоры,                                                                                                   Чохом, шомпол и жонглеры,                                                                                                        Шорты, шовинизм и шок,                                                                                                                   В существительном ожог.                                                                                                                                  И еще совсем немного:                                                                                                                Жом, трещотка и изжога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...

Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"

Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....

Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

5 класс. Русский язык.  Технологическая карта....