"Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Валиуллина Эльвира Фаниловна

В данной статье рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. Применение данных технологий при обучении способствует формированию и сохранению интереса к учебному материалу; создаются благоприятные условия для самовыражения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС

Сегодня вся концепция общего образования претерпевает серьезные изменения

в связи с принятием нового закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта. В Федеральном государственном образовательном стандарте представлены обязательные требования к реализации основных образовательных программ общего образования, к ее структуре, результатам и условия реализации основной образовательной программы, которые направлены на обеспечение сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся Разработанные на основе ФГОС здоровьесберегающие технологии способствуют познавательному и эмоциональномуразвитию ребенка [4].

Среди применяемых в образовательной среде здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнов [3] выделяет несколько групп, в которых используются разный подход к охране здоровья:

– медико-гигиенические;

– физкультурно-гигиенические;)

– экологические здоровьесберегающие технологии;

– технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– здоровьесберегающие образовательные технологии.

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся:

– организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

– психолого-педагогические технологии, применяемые учителем в процессеобучения;

– учебно-воспитательные технологии, включающие формирование культуры здорового образа жизни у школьников.

Н.Т. Рылова [2] среди основных факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, отмечает: недостаточный уровень организации двигательной активности

 детей; организации питания; врачебного контроля за состоянием здоровья;

 физиолого-гигиенических мероприятий; несовершенство учебных программ и

 методик; увеличение объема образовательных нагрузок; некомпетентность педагогов,

родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего

образования; низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования.

Исходя из этих положений, при организации урока русского языка в среднем и старшем звене, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Обеспечение гигиенических условий в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Использование психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий(снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, применение личностно ориентированных технологий.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

Создание благоприятного психологического климата на уроке русскогоязыка способствует более успешному усвоению учебного материала. Положительные эмоции, доброжелательная обстановка, внимательное отношение к каждому высказыванию, тактичное указание на допущенные ошибки, улыбка,шутки, поговорки, музыкальные минутки способны настроить ребенка на позитивный настрой, мотивировать на познавательную деятельность. Полноценное проведение урока невозможно без мотивации ребенка к самостоятельной мыслительной деятельности, раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

При возникновении эмоционального или физического напряжения эффективным бывает переключение внимания с одного объекта на другой, использование игровых технологий, оригинальных творческих заданий, физкультминуток.

Например, я использую:

– ролевые игры при изучении басен Крылова;

– игры на уроках русского языка (Н-р, «Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т. д.; игра «Составь слово»: от слова заговорил взять приставку, от слова бежать – корень, от слова играла – суффиксы).

Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей,предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения. Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости. Н-р, я буду читать однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес – вы садитесь, если слово с корнем сад – встаете. (Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок).

Прекрасным средством для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму, является проговаривание рифмовок. Н-р, Правописание частиц-ка, -таки, -кое, -то, -нибудь

Черту поставить не забудь.

А частицы же, ли, бы

Ты без черточки пиши.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий при обучении на уроках русского языка способствуют формированию и сохранению интереса к учебному материалу; создают благоприятные условия для самовыражения учащихся; служат для предупреждения гиподинамии.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС

Сегодня вся концепция общего образования претерпевает серьезные изменения

в связи с принятием нового закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта. В Федеральном государственном образовательном стандарте представлены обязательные требования к реализации основных образовательных программ общего образования, к ее структуре, результатам и условия реализации основной образовательной программы, которые направлены на обеспечение сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся Разработанные на основе ФГОС здоровьесберегающие технологии способствуют познавательному и эмоциональномуразвитию ребенка [4].

Среди применяемых в образовательной среде здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнов [3] выделяет несколько групп, в которых используются разный подход к охране здоровья:

– медико-гигиенические;

– физкультурно-гигиенические;)

– экологические здоровьесберегающие технологии;

– технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– здоровьесберегающие образовательные технологии.

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся:

– организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

– психолого-педагогические технологии, применяемые учителем в процессеобучения;

– учебно-воспитательные технологии, включающие формирование культуры здорового образа жизни у школьников.

Н.Т. Рылова [2] среди основных факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, отмечает: недостаточный уровень организации двигательной активности

 детей; организации питания; врачебного контроля за состоянием здоровья;

 физиолого-гигиенических мероприятий; несовершенство учебных программ и

 методик; увеличение объема образовательных нагрузок; некомпетентность педагогов,

родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего

образования; низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования.

Исходя из этих положений, при организации урока русского языка в среднем и старшем звене, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Обеспечение гигиенических условий в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Использование психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий(снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, применение личностно ориентированных технологий.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

Создание благоприятного психологического климата на уроке русскогоязыка способствует более успешному усвоению учебного материала. Положительные эмоции, доброжелательная обстановка, внимательное отношение к каждому высказыванию, тактичное указание на допущенные ошибки, улыбка,шутки, поговорки, музыкальные минутки способны настроить ребенка на позитивный настрой, мотивировать на познавательную деятельность. Полноценное проведение урока невозможно без мотивации ребенка к самостоятельной мыслительной деятельности, раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

При возникновении эмоционального или физического напряжения эффективным бывает переключение внимания с одного объекта на другой, использование игровых технологий, оригинальных творческих заданий, физкультминуток.

Например, я использую:

– ролевые игры при изучении басен Крылова;

– игры на уроках русского языка (Н-р, «Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т. д.; игра «Составь слово»: от слова заговорил взять приставку, от слова бежать – корень, от слова играла – суффиксы).

Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей,предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения. Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости. Н-р, я буду читать однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес – вы садитесь, если слово с корнем сад – встаете. (Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок).

Прекрасным средством для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму, является проговаривание рифмовок. Н-р, Правописание частиц-ка, -таки, -кое, -то, -нибудь

Черту поставить не забудь.

А частицы же, ли, бы

Ты без черточки пиши.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий при обучении на уроках русского языка способствуют формированию и сохранению интереса к учебному материалу; создают благоприятные условия для самовыражения учащихся; служат для предупреждения гиподинамии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...