Эссе Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях билингвизма
статья по русскому языку (11 класс)

Закарьяева Магият Нурисламовна

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

в условиях билингвизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_podhody_k_prepodavaniyu_russkogo_yazyka_v.docx716.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Джаванкентская СОШ»

на тему:

http://2.bp.blogspot.com/-X6CuVLftGXo/VnArJCcoASI/AAAAAAAAD2o/VDtLCKhoG9Y/s1600/10399243.png

Составила учитель русского языка и литературы:

Закарьяева Магият Нурисламовна.

2017 г

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

в условиях билингвизма

Республика Дагестан  традиционно является многонациональной республикой. На ее территории проживают представители более102 национальностей. В условиях такого поликультурного пространства двуязычие является одной из характерных особенностей языковой ситуации. А русский язык выступает в роли языка - посредника при общении людей разных национальностей.

Двуязычный человек способен попеременно использовать два языка, в зависимости от ситуации и от того, с кем он общается. Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

Поскольку опыт языкового общения у двуязычного ребенка намного шире, он больше интересуется этимологией слов. Он рано начинает осознавать, что одно и то же понятие можно выразить по-разному на разных языках. Иногда дети придумывают собственную этимологию слов, сравнивая два языка.

Если родители не уделяют внимания речевому развитию ребенка, то есть не планируют на каком языке общаться с ребенком, смешивают языки, то ребенок будет делать очень много ошибок в обоих языках.

В связи с этим основной целью учителя – словесника в обучении русскому языку как неродному является развитие коммуникативной деятельности учеников, воспитание личности, владеющей искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Эти требования определены и Федеральным государственным образовательным стандартом. И это не случайно, потому что прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку, придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека.

Общением на неродном языке можно овладеть более эффективно при условии, что обучение носит характер сотрудничества, адекватно возрасту обучающихся; учебный материал, его формальные характеристики практико-ориентированы и приспособлены к нуждам обучающихся. Вместе с тем важно в обучении русскому языку как неродному достичь по возможности сбалансированного двуязычия. 

В обучении языку существует ряд факторов, обеспечивающих успешное овладение им. Преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий.

К инновационным технологиям можно отнести информационно-компьютерные технологии, сфера использования которых в обучении все больше расширяется. Изменяются технологические рамки образовательного процесса. Информационно-компьютерные технологии становятся, по сути, базовым элементов обучения, поскольку могут быть использованы для решения самых разных образовательных задач.

С переходом общества к инновационным методам работы с информацией, новым формам коммуникации невиданными темпами стал обновляться язык, особенно его лексический пласт: электронная книга, электронная библиотека, электронные деньги, электронные билеты, электронное обучение и даже электронная педагогика. Чтобы общаться с детьми, которые отлично ориентируются в этом электронном мире, учителю нужно быть с ними на равных. Следовательно, самоподготовка учителя подразумевает сегодня овладение именно активными компьютерными технологиями. Их использование определяет   основные тенденции развития обучения, включая и обучение русскому языку.

К числу информационных технологий относятся:

- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;

- мультимедиа технологии;

- технологии дистанционного обучения.

На некоторых технологиях, применяемых мною в обучении русскому языку, хотелось бы остановиться подробнее.

Обучение русскому языку подразумевает и пополнение лексического словаря, и формирование орфографической грамотности, и работу над грамматическим строем речи. Эффективным средством в этом направлении будет применение на уроке электронных дидактических игр и обучающих игр. Одной из которых являются анимированные ребусы.

Анимированные ребусы

Ребус – зашифрованное слово, разгадать которое нужно опираясь на представленные картинки, буквы и знаки.  В отличие от простой загадки, где основа словесное описание, ребусы развивают логическое мышление, память и правописание, значительно расширяют словарный запас учащихся и объясняют значение новых слов. Анимированные ребусы есть в сети Интернет, но можно создавать и собственные ребусы – для это существует замечательная программа «Генератор ребусов – Ребус №1». Это уникальная разработка русскоязычного генератора ребусов. Нужно только задать любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус! Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов. Кроме этого можно побуждать учащихся к самостоятельному созданию ребусов.

   Интерактивные электронные игры

Всем известно, как дети любят играть в компьютерные игры и самым большим наказанием для ребёнка, в настоящее время, является ограничение доступа к компьютеру. Но интерес к игре у человека сохраняется на протяжении всей жизни и здесь кроется неограниченный методический потенциал, который необходимо задействовать в качестве дополнительного мотива при электронном обучении языку.

Интерактивная электронная игра, прежде всего – увлекательное занятие, позволяющее сменить форму обучения, снять напряжение урока, повысить мотивацию к изучению языка.  Для обучающегося игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, какой вариант выбрать, как добиться успеха, как стать первым, лучшим. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность обучающегося. Именно в этом таятся богатые дидактические возможности электронной игры. В процессе электронной игры незаметно усваивается языковой и речевой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.    

С точки зрения характера дидактического интерактивного взаимодействия учащегося и электронного средства обучения ИЭИ является разновидностью лексического или грамматического компьютерного тренажёра. Но формальная её реализация: красочный интерфейс, выражающий некоторую сценарную идею, погружение в виртуальную реальность, насыщенность мультимедийными элементами создаёт у обучающего иллюзию участия в каком-то событии (например, в охоте или собирании сосновых шишек), а не «сухого» академического усвоения знаний. Стремление пройти игру с меньшим количеством ошибок за меньшее время, получить максимально возможную сумму баллов – вот главные стимулы и показатели методической эффективности электронной обучающей игры.

Место интерактивных электронных игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала и ей можно отводить не более 10-15 минут. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

            Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе результат может быть совершенно противоположным.

 Одним из основных подходов к преподаванию русского языка является коммуникативно-деятельностный подход. Суть его заключается в том, что обучение должно носить деятельностный характер, т.е учитель должен уметь создавать специальные условия для организации совместной активной деятельности учащихся. Такие условия возможно создать применяя ИКТ. Например, использование мультфильмов в качестве ресурса для проектной деятельности учащихся. Проектная технология сегодня является одной их эффективных, так как основывается на идеях системно-деятельностного подхода. Это необходимое условие для реализации Федеральных стандартов, которые направлены на достижение метапредметных результатов. Использование мультимедиа даёт возможность учителю заинтересовать учащихся, организовать как индивидуальную, так и коллективную работу по реализации проекта.

В любой деятельности, в том числе и коммуникативной важен мотив. Мультфильмы в обучении языку могут выступать одновременно и мотиватором, и ресурсом.

При выборе мультфильма необходимо соблюдать некоторые требования:

  1. Мультфильм должен нести в себе воспитательное начало.
  2. Подбирать анимации без диалогов и дикторского текста. Это позволит больше развернуться фантазии учащихся.
  3. По времени мультфильм не должен превышать 5-6 минут.
  4. И даже в течение этого времени он должен быть максимально содержательным. Только так удастся удержать внимание детей.
  5. Анимация должна быть высокого качества, чтобы её без проблем можно было транслировать на большом экране.

В своей работе я использую метод просмотра мультфильма на дому,детям предлагается написатьпродолжение увиденной истории...
Это будет коллективная работа, ее окончательный вид непредсказуем, поскольку зависит не только от фантазии учеников и их навыков создания креативных текстов, но и готовности удерживать линию повествования или соблюдать требования жанра... Технология создания коллективного рассказа проста. Ученики, как соавторы, приглашаются учителем в документ, в котором уже есть несколько фраз, как бы задающих начало рассказа. Авторы могут включаться в работу последовательно, а могут попробовать работать синхронно, встраивая кусочки своего текста в текст соавторов, что, конечно, сложнее, но и интереснее!

Обучая детей созданию свободных текстов, важно отрабатывать определенные навыки по созданию текстов разных жанров и стилей. Поэтому иногда в задании редактируемого совместно документа можно задать определенные условия или ограничения. Ограничения могут быть количественными (скажем, каждому участнику нужно дописать не менее/не более трех предложений), или лексическими (например, употреблять лишь слова, начинающиеся на одну букву или использовать только слова определенных частей речи...). Эти условия не произвольны, а вытекают из той учебной задачи, которую ставит перед учениками учитель. Как, например, работа над стилем письменной речи, или освоение какой-то специальной лексики. Словом, так может происходить отработка любых учебных тем, над которыми раньше ученик мог трудиться лишь индивидуально.

Таким образом, инновационные подходы к преподаванию русского языка с использованием информационно-компьютерных технологий позволяют сделать обучение не только разнообразнее, но и продуктивнее. Конечно, существуют разные точки зрения относительно использования компьютерных технологий в обучении. Но, я считаю, что во всём нужно знать меру: лекарство может быть ядом и яд может быть лекарством. Сегодня владение навыками работы на компьютере и применение информационных технологий в системе урочной и внеурочной деятельности уже относится к базовым компетентностям учителя. И при удачном и правильном сочетании различных методик и технологий обучение русскому языку оказывается интересным и для ученика, и для учителя.