Эссе "Я-Учитель"
статья по русскому языку (11 класс)

Ооржак Зоя Сартыбаевна

Я - учитель!  (Личный  бренд   учителя ). Мой взгляд на мир учителя очень актуален сегодня… для современного интерактивного человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya.docx67.93 КБ

Предварительный просмотр:

Ооржак Зоя Сартыбаевна,

учитель  русского языка и литературы МБОУ СОШ  села  Дон- Терезин

 Барун-Хемчикского кожууна  Республики Тыва

Я - учитель

(   Личный бренд   учителя )

Чтобы стать совершенным  родителем?

сначала стань совершенной личностью

(Робин Шарма)

        Мой взгляд на мир учителя очень актуален сегодня… для современного интерактивного человека.

      Да, Я –Учитель! Почему именно я? Постараюсь   поделиться  своим собственным …   образом-брендом . Ведь он заставляет задуматься о главном-  о том, кто я есть на самом деле, и каково мое место в жизни, какова  моральная сила. Я ли авторитет для  государства, администрации, чиновника и методиста, директора школы, родителя, ученика ?  А как  я ощущаю себя в роли  учителя, чем живу? Что  мне важно и дорого в моей профессии?

          Чтобы ответить на все эти вопросы,  я  выбрала форму  письма - заповеди , которое  позволяет мне писать просто…

        На самом деле не важно, кто ты- учитель , доктор, водитель , инженер, из какой семьи, откуда родом -  ведь у тебя всё равно есть способность  выбирать как воспринимать, как реагировать на всё, что с тобой происходит в жизни. Это способность выбирать - главное сокровище ,какое есть у человека. Выбрать путь перемен первой, вести за собой и стать лидером своего дела

Письмо- заповедь  первое – Создай миссию  для себя- Будь Человеком! – влияй !    

              В жизни каждого человека есть любопытное  явление:  влияние  со стороны. Они бывают  очень  сильными, когда  ребенок  начинает  взрослеть.

   Влияния бывают и хорошие, и плохие. Плохих влияний следует опасаться. Потому  что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Мое великое пробуждение или  хорошие влияния -  родительское  в семье, и  влияние  хорошего окружения в своем классе,школе, интернате.

      Родилась я  в большой многодетной, и  уважающей любой труд  семье, где каждый ребенок, независимо от возраста и пола, имел свои обязанности. Помню у нас было большое подсобное хозяйство: коровы, лошади, козы, овцы, свиньи...Каждый успевал и учиться, и смотреть  за  младшими, и играть, и  выполнять свои  домашние обязанности.

      У меня нет «рецепта» воспитанности  нашей  семьи , так как сама себя вовсе не считаю образцово воспитанной. Но, я  убеждена,  что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными...

       Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными, прилежными, аккуратными, организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие, хорошо относиться к друзьям, уважать старших.  

            По обстоятельствам жизни  воспитывалась в   Кызыл-Мажалыкской  школе №1 и в  пришкольном интернате: мои учителя Ондар Седен-оол Хургулекович, Кочедыкова Зинаида Петровна, Кундузакова Анна Павловна, Куулар Анай-оол Балчинмаевич, Куулар Татьяна Федоровна, Санина Нина Викторовна,Елизавета  Аверьяновна Тас-оол, Лидия Ивановна Куулар, Шыдар Шыыраповна Конгар,Мария Ондаровна Лопсан-Серен,Валентина Кенденовна Монгуш ,мои классные руководители –Кундузаков Геннадий Сергеевич,Татьяна Хертековна Доржу    –настоящие учителя , которые   прощали   мне мои  ошибки,  уважали  и исправляли  мои заблуждения.  Именно они, мои родители  и учителя, впоследствии – мои коллеги , научили меня  умению  уважать ребёнка и видеть в нём  Человека.

          Ребёнку  очень важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником,  готовым  помочь  открывать   возможности  учиться  не только в своей семье или в школе, но и… у самой себя….  Я горжусь ,что я –хорошая ученица  своих наставников - учителей и своих родителей.

Надо бы  смотреть на жизнь детским взглядом...,а не быть праведниками всезнайками.

  Письмо –заповедь второе -  Нет неважных  вещей для себя - понимай и влияй!

        Нужно ценить все хорошее, что приобрели в детские годы, не растрачивать  богатств  младенчества.Ничто из приобретенного в раннем возрасте не проходит бесследно. Привычки, воспитанные рано, сохраняются на всю жизнь. Навыки во всем  – тоже.

Письмо –заповедь третье - Быть брендом!Создай свой личный образ-бренд  для других - влияй!

        Привлекательная  лучшая «форма»  учителя - исправлять себя во всем.  В поведении  стараться  быть скромным, тихим.
   Никогда не распускаться, всегда быть ровными с людьми: не бояться своих физических недостатков и относиться  к ним с достоинством.
   Простота  и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма»  учителя, которая становится и его самым элегантным «содержанием».

Письмо-заповедь  четвёртое  – Управляй своими мыслями и реакцией на происходящее - влияй!

       Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее, учится,  овладевает своим положением в жизни.

    Мое положение – Учитель, который  должен уметь  войти в  положение  других…Я    владею реальными  знаниями , мастерством, и  для меня  важно   устройство  моего « внутреннего себя». Мне всегда предлагали   «лестницы» карьеры.  Но я – Учитель. Мне важны   социальные, личные, душевные   положения    моих  учеников.

      Служение детям – вот  без исключения  нашла своё призвание в жизни и всё  своё время отдавала и отдаю ему. Мой успех, моя карьера - это результат  преданности делу ,значительному, чем я сама, у меня глубокое чувство внутренней гармонии, которое  ведет к выполнению миссии –моя работа  более   полезна! 

 И я  нашла  себя!

    Я     отличаю  себя от других.  Второй такой как я -  нет!   В моих    «учительских»  размышлениях  о себе,  в моей профессии - развивать  в учениках собственные индивидуальные склонности, свою  неповторимость в окружающем себя  мире, учить быть  самим собой - самое главное!  Без моих  учеников,без  их таланта и   интереса  с собственным  достоинством,  чувством товарищества - нет меня, состоявшегося учителя. Надо работать над  собой, творить,  и  быть интересной!

Письмо-заповедь  пятое  –  Создавай отношения – влияй!

 «Жизнь подобна театральной пьесе: важна не длительность, а качество актерской игры» (Сенека)

            Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя…и именно учителю   доверена   жизнь    ребенка, которую он  должен  лепить качественно.И ты осознаешь свою истинную сущность, что должна  дарить надежду, внушать вдохновение и  жить просто мудро, добродетельно, а самое главное – учить  подлинным  жизненным  ценностям:  быть открытым к людям, терпимым,искать и находить лучшее - это  обогащает человека духовно. Притом,каждый день, каждый час, в каждую перемену нужно уметь  уловить   настроение учащихся. Они дают  нам узнать наши  собственные ошибки и промахи… и потом,результат нашего труда, наша семья, наша жизнь- все что нас окружает- это отражение нас самих. И нам нужно самим вырабатывать в себе нужные качества,потом только учить, воспитывать…

Письмо-заповедь  шестое  - Имей противоположное  мышление - влияй!

         Согласно великим законам Природы,сознание  может удержать одновременно только одну мысль.

        Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим, экономить  время других,строго выполнять  данные  обещания, не важничать, не «задирать  нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в транспорте. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.  Достоинство, которое  требует доброты, великодушия, умения не быть  эгоистом,быть правдивым,хорошим другом,находить радость в помощи  другим -  это   нравственное  здоровье. Иметь эстетическое  чутье, понять характер и индивидуальность  другого человека,  помочь ему, не проявить  грубости, равнодушия, злорадства, зависти, и  оценить  по достоинству, уметь  уважительно спорить, незаметно (именно незаметно) помочь другому,  не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками, плевкой или руганью.

   Ещё  надо понимать,что человек должен  уметь извиняться, признавать перед другими свою ошибку. От ошибок   никто не застрахован…

  Письмо –заповедь  седьмое -  Вдохновляй  и  воодушевляй творчеством – влияй!

       А что такое творчество?

      Большинство людей живут в ограничениях зоны собственного комфорта. А лучшее,что  может  сделать для себя  человек – это регулярно покидать границы  привычного. Это путь к личному совершенствованию и реализации своего  истинного потенциала и талантов. Это и есть - Творчество! Это способность видеть то, чего не видят другие! А дети - прирожденные творцы, потому, что они действительно способны видеть то, чего мы, взрослые не замечаем. Надо только не задуть эту искорку творчества в ребенке, а взращивать её и самой расти вместе с ними.

       Профессия учителя требует  идти в ногу со временем, постоянно совершенствовать своё мастерство - вот ключ к успеху в жизни. Обучайся , обучай своё окружение  и  развивайся!«Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным- значит меняться часто» (Уинстон  Черчилль)
Письмо –заповедь  восьмое -   Выступай  публично – влияй!  

   В работе  приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
   Лучше всего  вести дискуссию, спорить, отстаивая свои убеждения логично, вежливо, уважительно. Это  и  есть … самоуважение   выслушать, услышать .Обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно).

       В
ажно уметь решать любую задачу, с принципом «ничего невозможного нет», «Самое большое»?- Это  Верность.. Верность  во всем, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность  слову, своей родине , верность семье, правде, друзьям, делу, народу и своим ученикам.

         Есть ещё Обычное необычное – растить детей в безопасной и здоровой  среде. Для этого нужно всего лишь сосредоточиться на индивидуальных качествах ребенка, его способностях и предпочтениях. Главное – установить доверительные отношения между родителями, детьми и учителем! Казалось бы, так просто! Но как это сложно…
  Письмо –заповедь  девятое -  Бездарных у нас нет! – влияй!

             Каким же мастерством я должна обладать?

        Школьная  жизнь – это тоже театр, начинающийся каждый день с первым звонком, и   главное в нём – человеческие души, восприимчивые ко всему.

       А контакт - это настоящая технология , простого и такого    нужного  человеческого взаимопонимания. На уроке главное – не учитель - ученик, а Человек с Человеком.

      Позиция ученика  и  есть самый главный  участник образовательного  процесса (как принято говорить на языке Стандарта) и самый главный   человек в школе.  И у него тоже свой «Я – учитель».

      А  что  важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно   объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным    делом? Вооружить теми умениями, которые обозначены в требованиях   ФГОС? Или важнее качественно подготовить к ОГЭ, ЕГЭ, обеспечив высокие   баллы?

           Наверное, всё нужно. Но это ли для него самое главное? А может,

важнее другое?

          Для  ребёнка  важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями,  мыслями. Важно, чтобы  ученик  не боялся идти на урок, имел своё мнение,   спорил, сомневался  и ошибался.. и находил  ответы сам…

Письмо –заповедь  десятое - Исправляй и направляй, разумно восхваляй  – влияй !

         Убеждена: разумная  похвала – главный помощник учителя! Это и есть ситуация успеха. Учитель    должен удивлять, быть непредсказуемым, иначе скучно.

       Главное - бери пример с ребенка!  Дети приходят в мир более развитыми, чем взрослые, чтобы мы учились у них всему, что нам нужно!

            И поэтому Интернет, который    обвиняют во всех  грехах, должен сделать учителя  ещё ближе к ученику - из конкурента    перевести его в ранг необыкновенного  союзника.

Письмо –заповедь  одиннадцатое - Родитель- эксперт лучший - влияй!

     Что родитель  ждёт от меня? Конечно, ожидания  ребёнка. А ещё для него я -  справедливый и честный, обладающий этической культурой человек.  Думаю,  справедливо. Если я пришла и осталась в своей  профессии, я должна считаться с этим.

Письмо –заповедь  двенадцатое -    На  назначение учителя и содержание учительской   профессии  - влияй!

      Сегодня  школа, а значит, и учитель   должны  учить своих детей тому, чтобы они   умели   добывать  знания  на  протяжении всей  жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к  изменениям, умели  адаптироваться в разных жизненных ситуациях. Отсюда и    те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.

 Письмо –заповедь  тринадцатое -   Свой взгляд   на учителя  признай - влияй!

      А что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок?

                  Мы сегодня делаем свою работу  не потому ,что любим это делать, а потому, что чувствуем себя обязанными делать это!

   Что интересного я могу рассказать о мире и жизни ребёнку, если я сама буду жить в ограниченном мире?

      А хотелось бы не забывать радоваться, разглядеть красоту всего живого,

оставаться вдохновенной, любопытной…

       Мне  важно, чтобы у меня, кроме работы, была другая жизнь, были

интересы, которые я могу реализовать не только в профессии, чтобы  во мне была истинная честь превзойти саму себя, иметь время вести с собой собственную игру ,реализовать лучшее в себе, открыть в чём я могла бы преуспеть - может во мне скрыт талант  поэта,  спортсмена, модельера-дизайнера, бизнес-коуча, редактора-моды, фэшн-блоггера,  мерчендайзера, персонального стилиста, кулинара…. Кутюрье, байера, PR-специалиста… 
           Открывать свой ум изобилию возможностей вокруг себя, на осознание своих сильных сторон – нет времени … а есть давление на себя -бумажная волокита, отчеты ,проверки …

 Письмо –заповедь четырнадцатое - Вместо послесловия…   

           Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться,   решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны   научить этому выбору тех, кого нам доверяют.

        41 год    учительства  делает меня саму лучше как человека: я вырабо-тала  самодисциплину, узнала много нового о собственных способностях  и реализовала свой человеческий потенциал. Это само по себе награда…

          Есть мудрое изречение :«В здоровом теле- здоровый дух». Нужно к  своему телу относиться как к священному храму. Тело надо тренировать, а внутреннее состояние надо осознавать ,создавать и контролировать.

     Поэтому   физические упражнения, бег, езда на  велосипеде,пешеходный туризм  (эта привычка тоже привита с детства)  помогают мне  яснее мыслить и  меняют точку зрения. Кто не тратит время на физкультуру, когда- нибудь будет вынужден тратить время на болезни. А вложение в свою физическую форму - вызов себе, хорошее самочувствие и есть ещё одно   качество моей жизни.  Только тот, кто контролирует себя может контролировать других.  Нужно просто раскрыть свой  внутренний потенциал по - максимуму, все остальное произойдет само.

Письмо –заповедь  пятнадцатое  - И напоследок  пожелай  - влияй!

*Поведение человека,его проявления по отношению к другим –главный фактор оценки качества личности, оказывай людям внимание – влияй!

*Действуй, достигай, преодолевай препятствия -  и у тебя всё получится - влияй!

Если   получилось  ,например,  у  Ушинского, Сухомлинского, Крас  Байыр-ооловича  Салчак,  значит  это абсолютно  точно доказывает, что  достижение возможно любому  человеку.  

*Учитывай три главных правила - не критикуй, не жалуйся, не обвиняй-влияй!

*Будь щедрым на похвалу ,ищи, за что  можно искренне похвалить- влияй!

*Дай каждому почувствовать его значимость, делай это искренне, ведь у каждого мы учимся  чему-то.

*Успех разделяйте со всеми, а ответственность за неудачу берите на себя.

*Если ты не прав, признай  это честно и чистосердечно -влияй! 

*Береги в себе человека и влияй! (А. П. Чехов)

*«Если ты не можешь быть первым - будь лучшим!...»(Мадонна)

*Чтобы стать совершенным  родителем, сначала стань совершенной личностью.  (Робин Шарма)

И  мне  важно и нужно, чтобы  меня понимали и  не принимали  за  запрограммированного  исполнителя  должностных инструкций.

Мне важно, чтобы у меня    не обрубали    грубым почерком бюрократического механизма.

Мне важно, чтобы меня   не оценивали только по  единым для всех критериям без учёта реальной практики.

!!!!!!!! И вновь обращаюсь к своему прошлому. Чем дороги остались мне мои родители и учителя? Почему сознание хранит о них благодарную память? Видимо,тем, что они открыли для меня мир познания, научили любить жизнь и верить людям, подарили мне те ценности, без которых нет Человека.

Быть настоящим наставником

Учитель должен быть авторитетом для тех, кого ведёт.

Ну а в самой человеческой натуре   у меня очень глубоко скрыто желание не подчиняться  «авторитетам» -чиновникам,администрации,бюрократам…

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

[Слайд 1] Как прежде проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, прежде всего, усиливается мотивация ребенка к познанию окружающего мира, демонстрируется ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Уроки строятся по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

[Слайд 2] Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     
      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

            [Слайд 3-4] В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, потому что современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
-  анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; 
-  отличаться мобильностью;
-  быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

[Слайд 5] Преимущества интерактивного обучения

  1. Формирование навыков культуры общения (умения вести дискуссию, обсуждение).
  2. Выработка умения принимать общие решения.
  3. Совершенствование умения делать анализ, синтез, выводы и обобщения.
  4. Формирование навыков ораторского искусства.

[Слайд 6] Результаты обучения

  • - Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере:
  • - образовательная – в её основе лежит учебная деятельность
  • - коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями
  • - информационная – находить, применять, преобразовывать информацию
  • - социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей
  • - толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную

[Слайд 7] При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного и общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатах. Вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Реализовываться деятельностный подход может через:

  • Развивающее обучение.
  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Рефлексивное обучение.
  • Проблемное обучение.
  • Исследовательское обучение.
  • Проектное обучение.

[Слайд 8] Проектная деятельность является одним из методов (возможно наиболее эффективным) для реализации деятельностного подхода .

  • Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
  • Рефлексивные умения.
  • Поисковые (исследовательские) умения.
  • Навыки оценочной самостоятельности.
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  • Коммуникативные умения.
  • Презентационные умения и навыки.

[Слайд 9] Достаточно часто я использую в своей работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

[Слайд 10] Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека  информационному полю.

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.

[Слайд 11] Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

[Слайд 12-13] Кластер – универсальный метапредметный способ организации и структурирования информации. Его можно использовать на любом предмете, в любом классе, на любом этапе урока, в начале изучения темы как актуализация знаний или в конце как обобщение и систематизация знаний. Ниже приведены образцы кластеров.

[Слайд 14] Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

[Слайд 15-16] Когда можно начинать обучение сочинению синквейнов? Уже в 1 классе в добукварный период обучения грамоте я использовала такой вид работы. После изучения тем «Слова, обозначающие предметы / признаки / действия» знакомлю детей с графической моделью синквейна. В результате применения графической опоры, даже с не умеющими писать детьми, можно получить замечательные результаты. Такая работа служит пропедевтикой изучения частей речи.

[Слайд 17-18] Реализация  ФГОС через применение принципиально новых дидактических подходов к  уроку, построение обучения на деятельностной основе ощутимо способствует повышению результативности учебного труда. В моём случае преимущества инновационного образования перед традиционным стали заметны уже после года работы. Сравнительный анализ результатов за 2- й и 3-й классы: средний годовой балл по предметам, успеваемость и качество знаний (+4%)

[Слайд 19] В заключении. В чём лично я вижу цель инноваций, проводимых в школе? Помочь каждому ребёнку познать себя: пробудить и развить заложенные природой положительные способности, возможности и желания их совершенствовать, чтобы, получив образование, выполнить свою обязанность – стать Человеком.

Муниципальный (заочный) этап конкурса «Учитель года-2018»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Пресняков Алексей Евгеньевич, учитель технологии

МОУ Курмышская СШ

Методический семинар на тему:

«Использование современных технологий в преподавании предмета технологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся»

 

2009 год. Я получил аттестат о высшем педагогическом образовании, окончил ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» и получил квалификацию «Педагог профессионального обучения», специальность «Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование)». Я знал, что после окончания учебы в Нижнем Новгороде, я вернусь жить в свой родной Пильнинский район, но вот идти ли работать по профессии? Я понимал, что профессия учителя предполагает огромную ответственность. Справлюсь ли? И тогда я вспомнил о своем дедушке – Матвееве Викторе Григорьевиче,  учителе физкультуры и технологии Балеевской школы Пильнинского района, ветерану Великой Отечественной войны. Он считал, что учитель  закладывает фундамент для будущей жизни учеников.  Это стало и моей точкой зрения. И теперь  я стараюсь быть тем, кто помогает ребенку адаптироваться в мире, найти своё место в жизни.

С 2009 года работаю учителем технологии, информатики, черчения и экономики в МОУ Курмышская СШ. Стаж работы – 8 лет. Квалификационная категория – первая. Убежден, что в основе работы учителя должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир, и в процессе работы стараюсь быть верным своим убеждениям.

На формирование педагогического опыта оказали следующие факторы:

  • работа учителем технологии, информатики, черчения, экономики в МОУ Курмышская СШ;
  • самообразование;
  •  самоанализ деятельности;
  •  участие в работе ШМО и РМО учителей-предметников.

Также для формирования личного опыта соблюдались научно-педагогические условия:

1) Поиск и обработка информации в сети Интернет.

2) Изучение научно – педагогической литературы.

3) Изучение передового педагогического опыта коллег.

Для повышения квалификация своевременно прохожу очные и дистанционные курсы на базе Нижегородского института развития образования (НИРО):

  • Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по информатике», НИРО, 2011
  • Методические особенности технолого-экономического образования и профориентация школьников в условиях введения ФГОС» НИРО, 2013
  • Воспитание и развитие обучающихся в ОУ», НИРО, 2011
  • «AvtoCad в работе учителя», НИРО, 2011
  • «Экономическая теория и методика преподавания экономики» НИРО, 2012
  • «Проектная деятельность в информационно – образовательной среде XXI века» НИРО, 2014 г
  • «Практические аспекты использования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером», НИРО, 2016
  • «Использование принципов устойчивого развития на уроках технологии», НИРО, 2016
  • «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования КОМПАС», НИРО, 2017
  • «Использование ЦОР в профессиональной деятельности учителя технологии и экономики», НИРО, 2017
  • «Современные подходы к коррекции нарушений развития обучающихся в свете требований ФГОС ОВЗ», НИРО, 2016

И участвую  в вебинарах и он-лайн конференциях издательств  «Просвещение» и "Дрофа" - "Вентана-Граф".

Актуальность педагогического опыта обусловлена требованиями направления стратегии развития РФ на период до 2020 г., требованиями ФГОС, требованиями образовательной программы школы и требованиями к организации деятельности обучающихся. 

Передо мной, как перед учителем, встала проблема, которая заключалась в том, что новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям активизируется познавательная деятельность учащихся 

Поэтому мною была поставлена цель:

 Применять современные образовательные технологии в учебном процессе, мотивируя учащихся  к познавательной деятельности.

Исходя из цели, был сформулирован ряд задач:

  1. Создать систему работы, способствующую применению современных образовательных технологий.
  2. Адаптировать созданную систему работы к условиям своей практической деятельности.
  3. Используя данную систему работы, повысить качество преподаваемых предметов и количество высокомотивированных учащихся в школе.

Свою ведущую педагогическую идею я сформулировал так: «Системная деятельность учителя, основанная на использовании современных образовательных технологий, способствует  созданию условий для познавательной деятельности, самореализации и развития обучающихся,  обеспечивая достижение планируемых результатов обучения на каждом этапе образовательной деятельности».

В концепции модернизации и в новых стандартах приоритетной целью образования становится развитие личности каждого ученика. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на использование современных образовательных технологий для  того, чтобы реализовать познавательную и творческую активность учеников и  сформировать у  школьников универсальные учебные действия.  В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  В условиях реализации требований ФГОС  наиболее часто мною используются:

1) Проектная  технология - В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.  В своей деятельности практикую:

  • Выполнение творческих проектов после каждого пройденного раздела программы;
  • Участие с творческими проектами во Всероссийской олимпиаде школьников;
  • Участие во Всероссийском конкурсе учебных проектов в образовательной области «Технология» им. М.И. Гуревича.  

2) Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Проведение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству,
  • Организация познавательно – развлекательных мероприятий с детьми.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. И учителю необходимо:

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

3) Уроки с использование ИКТ имеют преимущества перед традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, поэтому усвоение знаний становится эффективнее. К тому же улучшается уровень наглядности на уроке. Поэтому я довольно часто провожу уроки и мероприятия с применением:

  • слайд-презентаций;
  • интерактивных тренажеров;
  • интерактивных тестов и викторин;
  • учебных фильмов и мультфильмов.

4) Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога. Для меня такой программой стала Система трехмерного моделирования КОМПАС-3D, которую я применяю на  уроках черчения и технологии. КОМПАС-3D — система трехмерного проектирования, ставшая стандартом благодаря сочетанию простоты освоения и легкости работы с мощными функциональными возможностями. С помощью данной программы можно выбрать формат листа, оформление, выполнить чертеж в двухмерном и трехмерном изображении.

5) Элементы конструирования, программирования и моделирования во внеурочной деятельности.В 2017-2018 учебном году я реализую программы дополнительного образования технической направленности в рамках внеурочной деятельности «Моделирование» в 5-7 классах и творческого объединения «Робототехника» в 8-10 классах. На моделировании ребята создают модели самолетов, автомобилей и судов из бумаги.

 На «Робототехнике»  на базе LEGO Mindstorms ev3 (45564) и TETRIX учащиеся занимаются сборкой и программированием роботов.  Данному объединению всего несколько месяцев, но за это время ребята сконструировали и запрограммировали роботов:

  • робот-гимнаст,
  • Робот – мойщик полов,
  • Робот – гоночная машина,
  • Робот -  сортировщик цветных элементов.

Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым результатам. Я рассматриваюрезультативность своего педагогического опыта, исходя из поставленных мною задач.

Об эффективности моей работы свидетельствуют следующие результаты моих учеников:

  • количество успевающих по моим предметам составляет 100%, качество обучаемости 80%.
  • с годовыми контрольными работами справляются все обучающиеся.  

Достижения учеников:

  • Ученики являются победителями и призерами ВОШ школьного и  муниципального уровня.
  • Диплом победителя муниципального этапа ВОШ по технологии, 2011 г.,  2016 г., 2017 г.
  • Грамота призёра муниципального этапа ВОШ по технологии, 2015 г., 2017 г.
  • Участник X Юбилейного Всероссийского заочного конкурса учебных проектов в образовательной области "Технология" имени И.М. Гуревича, 2017 г.;
  • Победитель  муниципального конкурса "Авиамоделирование", 2016 г.;
  • Призер муниципального этапа областного конкурса "Творчество: традиции и современность", 2016 г.;
  • Призер  муниципального этапа областного фотоконкурса "Дети. Творчество. Родина", 2016 г.;
  • Участники муниципального этапа областного фотоконкурса "Дети. Творчество. Родина", 2016 г.

Мои достижения:

  • Грамота Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального района, 2016 г., 2017 г.;
  • Диплом призёра муниципального конкурса "Фестиваль методических идей", 2017 г;
  • Почётная грамота Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального района, 2017 г.;
  • Сертификаты за участие в онлайн уроке по Финансовой грамотности, 2017 г.;
  • Благодарственные письма за участие в международном конкурсе "Безопасный интернет", 2016 г.;
  • Грамота администрации МОУ Курмышская СШ Пильнинского муниципального района, 2014 г., 2016 г.;
  • Благодарственное письмо Администрации и Земского собрания Пильнинского муниципального района, 2012 г.;
  • Почётная грамота Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального района, 2011 г., 2012 г.;

По адресной направленности представленный опыт может быть интересен и полезен всем учителям, независимо от профиля класса и программы, по которой они работают. Транслируемость опыта осуществлялась выступлениями на школьном методическом объединении учителей, где  я поделился принципами своей педагогической деятельности, при проведении открытых уроков,  выступлениями на педагогических советах школы, разработками методического материала, а также при размещении  материалов  по темам опыта на странице персонального сайта и в сетевых педагогических сообществах.

Являясь человеком с активной жизненной позицией, я стараюсь никогда не оставаться в стороне от общественно-полезной деятельности. Являлся членом Совета молодежи при УОМПС, председателем Молодежной палаты при Земском собрании Пильнинского района.

Что для меня значит быть учителем? Это каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое. Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья и любимая профессия.