Наклонение глагола
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Клепова Надежда Алексеевна

Урок русского языка и презентация по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt1.33 МБ
Microsoft Office document icon naklonenie_glagola.doc74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СРАВНИТЕ ТЕКСТЫ 1. Утро. За окном светло. Ни облачка. Солнышко. Небо синее-синее. Птичьи разговоры. Запах свежеиспеченных булочек. Мамин голос: -Хорошо! Воскресенье! 2. Алеша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу. -Ура! Не учимся! (По З. Лобановой)

Слайд 2

сел обиделась отошла покачал подошел погладила утонула бы спас бы напали бы погуляй уходи не мешай убери Что сделал (-а) ? Что сделал (-а,-и) бы? Что (с)делай? Реальное действие Нереальное действие

Слайд 3

ТЕМА УРОКА НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

Слайд 4

ЦЕЛИ УРОКА узнать, что обозначает каждое из наклонений глагола выяснить, как они образуются и изменяются научиться различать их в речи

Слайд 5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 1. Как образованы эти глаголы? 3. Как изменяются глаголы в данном наклонении?

Слайд 6

Наклонения глагола

Слайд 7

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ГРУППА 1. Изъявительное наклонение 1. Как образуются? Прош. вр.: основа н.ф. + –л- (иногда без него) с помощью окончания Наст. вр.: с помощью личного окончания 2. Как изменяются? По временам и лицам

Слайд 8

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ГРУППА 2. Условное наклонение 1. Как образуется? От основы н.ф. гл. + суффикс -л- + частица бы. Частица бы(б) может стоять после глагола, перед ним и даже отделяться другими словами 2. Как изменяется? Изменяются по числам, в единственном числе – по родам Не имеет времени и не изменяется по временам!

Слайд 9

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ГРУППА 3. Повелительное наклонение 1. Как образуется? Основа наст.(будущ.) вр. + суффикс –и- (или без суффикса ) + окончание – те (во множ.числе). В ед.числе имеют нулевое окончание, а во мн. числе – окончание – те 2. Как изменяются? Употребляются обычно в форме 2-го лица ед. и мн. числа Не изменяются по временам

Слайд 10

Ходи по тротуарам только с правой стороны. Переходи улицу по пешеходному переходу. Переходи улицу на зеленый сигнал светофора. Никогда не перебегай дорогу перед близко идущим автомобилем.

Слайд 11

Разомните творог вилкой. Добавьте желтки, сахар, щепотку соли и хорошо перемешайте.

Слайд 12

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Слайд 13

Будь всегда такой же доброй, красивой, веселой! Дорожи своими близкими и друзьями!

Слайд 14

Маленький принц < … > попросил короля: — Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца… Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться…

Слайд 15

ДАВАЙТЕ ПОМЕЧТАЕМ Если бы я был директором школы, то… Если бы я выиграл миллион, то… Если бы я был невидимым, то…

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ - СУМЕЛИ ВЫ РЕШИТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ? - ЧТО ВАМ В ЭТОМ ПОМОГЛО?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Наклонения глагола.

Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола.

Задачи урока:

Образовательная: 

  • повторить знания учащихся  о глаголах;
  • познакомить с новым материалом: значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении;
  • учить  различать наклонения глагола;
  • развивать умение употреблять глаголы а разных наклонениях в речи.

Воспитательная: 

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;

Развивающая:  

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников.

Оборудование:

  • учебник;
  •  раздаточный материал;
  •  контрольные листы.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Наблюдение над фактами языка.
  4. Обобщение структурных и семантических признаков понятия.
  5. Применение понятия на новом языковом материале.
  6. Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

2.

Актуализация новых знаний

3.

Наблюдение над фактами языка.

Целеполагание

4.

Обобщение структурных и семантических признаков понятия.

5.

Применение понятия на новом языковом материале.

Итоги урока

Рефлексия

Домашнее задание

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем занятие.

У вас на столах лежат распечатки, в которых вы будете работать, как в тетрадях. После урока вы оставите их у себя.

 Обратите внимание на слайд, на нем приведены 2 текста.

Сравните тексты. Чем они отличаются?

А мы можем сделать вывод о роли глагола в тексте

 Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится?

-Какую часть речи изучаем?

- Дайте определение глагола как части речи.

Какие вы знаете ГК глагола? (Как изменяется?)

- Мы знаем о  глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола.  

Тему мы узнаем позднее.

 - У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст.

Как вы думаете, что ответила Юрику мама?

Ниже приведены группы слов. Попробуйте предположить, почему я распределила глаголы из этого текста на 3 группы?

сел             утонула бы           погуляй

обиделась   спас бы                уходи

отошла       напали бы           не мешай            

покачала                                  убери                                           

подошел

погладила

-Давайте выясним, чем же они отличаются?

Определяя часть речи, первое, что мы делаем – это задаем вопрос.

Одинаковые будут вопросы к словам из разных групп?

А в строении этих глаголов есть отличия?

Значение будет отличаться?

-Где, по-вашему, мы сможем найти название каждой группе глаголов?

- Итак, какова тема сегодняшнего урока?

ЗАПИШЕМ ТЕМУ

Тему урока мы знаем, теперь давайте определимся, какие у нас на уроке будут цели.

(А если мы знаем, что у них разное строение?)

- Сейчас вы поработаете в парах.

Итак, прочитайте самостоятельно теоретический материал на с. учебника, подпишите каждую группу, и ответьте на вопросы: как образуется и как изменяется глаголы в разных наклонениях.

Первая колонка поработает с глаголами 1 группы, вторая – с гл. 2 группы, третья – с третьей. СЛАЙД

- Как называются глаголы первой группы?

-Второй?

- Третьей?

ВПИСАТЬ В ЛИСТЫ НАЗВАНИЯ

СЛАЙД

Ребята рассказывают, как образуются и как изменяются глаголы в данном наклонении. ВПИСЫВАЮТ НЕДОСТАЮЩИЕ ФОРМЫ

ДОБАВИМ НЕДОСТАЮЩИЕ ФОРМЫ- подход-ит, поглад-ит, убери-те

А где в жизни мы можем встретить глаголы в повелительном наклонении? Я вам немного подскажу.

Посмотрите на проектор.

Предлагаю догадаться - откуда я взяла эти тексты.

Обратите особое внимание на последние 2 слайда.

Какой оттенок имеет глагол в повелительном наклонении?

Оказывается, гл. в пов. накл. – это не всегда приказ! Это еще и просьба, совет, и даже мольба.

Мы славно потрудились. Теперь можно и отдохнуть.

Без сомненья, вы устали.

Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!

Разогнулись, потянулись,

Вправо-влево повернулись!

Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!

Тихо сели! Продолжаем работать

        

А теперь давайте немного помечтаем, это всегда так приятно. Я очень люблю мечтать и часто напеваю про себя такую песенку. Вы знаете, мне она даже приносит удачу.

ПРОСМОТР ВИДЕО

Кто знает, из какого она мультика?

Ребята, а глаголы в каком наклонении помогают нам мечтать?

Да, их так и называют – глаголы-мечтатели.

Выберите себе мечту и продолжите предложение, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении. Но помните, что мечта быстрее сбывается, если думать не только о себе.

Если бы я был директором школы, то…

Если бы я выиграл миллион, то…

Если бы я был невидимым, то…

Ребята, а от кого зависит, исполнится наша мечта или нет?

Тогда, как вы думаете, чтобы осуществить эту мечту, глаголы в каком наклонении нужно использовать?

Действительно, как правило, именно от нас зависит наше будущее. И мы можем достичь любых высот. Давайте использовать в нашей жизни все три наклонения глагола. Мечтать – в условном наклонении, заставлять себя двигаться вперед – в повелительном наклонении, и все у нас будет в изъявительном наклонении настоящего времени.

- Итак, подведем итоги – достигнуты ли цели урока?

- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их.

ОЦЕНКИ!!

У нас на стене висит картина горы, ее вершина – ваша мечта. Чтобы ее достичь, я предлагаю вам подумать, что для этого необходимо сделать. Придумали? Теперь возьмите стикер и запишите на нем всего одно слово, но чтобы это был глагол в форме повелительного наклонения. Например – глагол старайся. Готово? Теперь подойдите к картине и наклейте свой стикер.

Посмотрите, что у нас получилось. Мечта у каждого своя. А вот если приложить к ее достижению усилия, которые вы выразили этими глаголами, она непременно сбудется.

Спасибо за работу!

Дополнительное задание для сильных учащихся.

-У вас на листах записаны предложения, давайте потренируемся различать, в форме какого наклонения употреблен глагол.

1. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает (из. н., наст. вр.) утро года…  (А.Пушкин)

2. С помощью учителя ученики решили бы (усл. н.) эту задачу.

3. Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь (пов. н.) к ночи. (С Маршак)

-Что объединяет первое и третье предложения? Какой художественный прием лежит в основе первого и последнего предложения?  (Прием олицетворения)                                                                                                                                                                  

Г. придают тексту динамику, показывают изменения

- Глагол

– Глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.

ГК глагола: вид, лицо, число, время, род (у гл. прошедшего времени)

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать.

Разные вопросы

(СЛАЙД)

Разное строение:

Разное значение:

реальное действие существует только во временных формах,  

нереальное действие предполагаемое, глаголы 3 колонки – нереальное действие (требуемое).

-В учебнике, в словаре.

Наклонения глагола –появляется на доске и записывается на листах.

Узнать, что обозначает каждое из наклонений глагола, как они образуются, как изменяются, научиться различать их в речи.

Учащиеся работают с учебником.

- Глаголы в изъявительном наклонении

- Глаголы в условном наклонении

- Глаголы в повелительном наклонении

ПДД

рецепт

пословицы, поговорки

открытка

худ. лит.

Просьба, пожелание

Мультфильм «Летучий корабль» (фрагмент)

Глаголы в условном наклонении

От родителей, друзей…

ОТ НАС САМИХ

Глаголы в повелительном наклонении, обращаясь к самому себе.

Да, мы познакомились с новым морфологическим признаком глагола – наклонением, научились различать глаголы по наклонениям и употреблять их в речи

-Три: изъявительное, повелительное и условное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...