Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Развитие монологической речи обучающихся"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовательной программе  «МБОУ «Барсовская СОШ № 1» основного общего образования для 5-9 классов, реализующих ФГОС ООО  на 2015-2020 годы.

Программа «Развитие монологической речи обучающихся»  учитывает основные задачи развития образования в регионе. Одной из основных целей в области образования, в Программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы», принятой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.09.2013 г №378-п. является «выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие монологической речи обучающихся» учитывает особенности уровня основного общего образования. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 12-13 лет. Курс рассчитан на обучающихся с разной степенью мотивации и обученности,   соответствует направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Внеурочная деятельность курса предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности; направлена на более глубокое овладение рядом специальных понятий по развитию речи и активизацию как индивидуальной, так и коллективной деятельности, развитие самостоятельности, формирование  межличностных коммуникаций. Поэтому внеурочная деятельность по русскому языку – важное звено в учебно-воспитательном процессе, так как даёт возможность каждому ученику проявить себя. На внеурочных занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений составления  и самостоятельного анализа текста, личностному росту. Формированию коммуникативных  учебных действий.

Значимость данной программы состоит в  углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной речи, формировании  умений применять полученные знания на практике. Необходимость разработанного курса внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке, что будет способствовать повышению интереса к изучению русского языка, улучшению качества знаний.

Программа направлена на формирование практически важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания учащихся по русскому языку, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к устной части ОГЭ. Программа позволит учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к устной части экзамена.

Практическая направленность курса проявляется и в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт  анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию выразительного чтения текстов,  устной и письменной монологической и диалогической  речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.  С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что  не требуется специальной домашней подготовки. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Основными задачами программы внеурочной деятельности является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности, помогает повышать речевую культуру школьников.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели курса внеурочной деятельности «Развитие монологической речи обучающихся» -  повышению мотивации,  интереса к русскому языку как учебному предмету; развитию кругозора и мышления, формированию коммуникативных компетенций обучающихся,  воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. В ФГОС ООО сказано: «…в целях обеспечения индивидуальных потребностей   обучающихся предусмотрены учебные курсы, обеспечивающие различные интересы…».  Если под интересами подразумевать дальнейшую социализацию, то внеурочная деятельность по русскому языку поможет решению таких задач, как:

– повышение мотивации и интереса к изучению русского языка;

–  развитие познавательной активности и самостоятельности школьников;

– совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью: чтение и пересказ текстов; построение  монологических и диалогических высказываний;

– выявление, развитие и воспитание одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

Программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Программа курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир русского языка.   Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Содержание и методы обучения курса «Развитие монологической речи обучающихся» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения, повышают мотивацию к изучению предмета.

Для успешного проведения занятий предполагается использовать  разнообразные виды работ: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; создание презентаций, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

         Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, презентаций, создание речевых ситуаций, выполнение творческих проектов и научно-исследовательских и практических работ.

Описание места курса в учебном плане: на изучение курса внеурочной деятельности «Развитие монологической речи обучающихся» в 7 классе отводится 35 часов, по 1 занятию в неделю продолжительностью 40 мин.

Благодаря данному курсу обучающиеся смогут качественно обрабатывать текст, адекватно воспринимать, понимать, комментировать и  оценивать информацию исходного текста, что позволит им значительно улучшить орфоэпическую и лексическую грамотность, качественно развить монологическую речь, увеличить словарный запас. Программа включает разделы, которые содержат сведения о видах текста, способах коммуникации в занимательной форме, что позволит учащимся с интересом воспринимать новые знания.

Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.  В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая.

Программа предусматривает использование современных образовательных технологий: проектных, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, проблемного обучения, личностно-ориентированных технологий, технологию системно-деятельностного подхода,  технологию обучения в сотрудничестве.

          Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

          Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

          Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода, который не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения русского языка.

Требования к результатам освоения программы курса сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждении, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и самостоятельно; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.

Предметные результаты: в результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- усвоить основные понятия: речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; речевая ситуация; стили речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;

- овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Программа «Развитие монологической речи обучающихся»  предусматривает использование современных оценочных средств:

1. мониторинг результатов участия учащихся в предметных олимпиадах, очных и дистанционных конкурсах различного уровня по русскому языку и литературе, в том числе олимпиад образовательной платформы Учи.ру.;

2. «портфолио»;

3. безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачет»/«не зачет».   Отметка «Зачет»- проект.

 Способы отслеживания результатов: в процессе обучения, учащиеся не получают прямых отметок своей деятельности, но контроль усвоения осуществляется педагогом на каждом занятии для коррекции деятельности обучающегося. Способы выявления результатов: беседа, опрос, самооценка учащихся, наблюдение, взаимное обучение детей. Способы и формы фиксации результатов: грамоты, проектные работы, отзывы, методические разработки, фотографии.

  Программа «Развитие монологической речи обучающихся»  предусматривает развитие образовательной среды школы: социализация личности каждого ученика, создание условий продвижения ребенка в образовательном пространстве школы, поддержка стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширение собственных знаний и умений. Работа над проектом предусматривает активное привлечение социальных партнеров: МКУК СРЦБС «Барсовская библиотека», МКУ КСК «Барс». В условиях партнерского общения открываются реальные возможности для самоутверждения, в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом (участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах, организация экскурсий).

Критерии отслеживания программы:

- мотивация к изучению русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание   курса внеурочной деятельности

«Развитие монологической речи обучающихся»

 

Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

УУД

Виды деятельности

Основное общее образование

7 класс (35 часов)

Раздел 1. Структура устного собеседования и критерии оценивания.

(1 час)

Ознакомление с демоверсией собеседования и её анализ.

 

Умение активно слушать, вести эвристическую беседу, работать с текстом, выполнять творческие задания. Точно выражать свои мысли.

Учебно-познавательная. Наблюдение. Эвристическая беседа. Поиск информации.

Раздел 2. Особенности выразительного чтения текста. (4 часа)

Интонация. Виды пауз. Принципы ораторского искусства. Тропы. Лингвистический анализ текста.

Умение вести эвристическую беседу, диалог; выступать с творческими работами; выстраивать логическую цепь рассуждений, определять степень успешности своей работы и работы других.

Практическая работа, выполнение творческих заданий. Участие в играх. Нахождение тропов. Разгадывание кроссвордов, шарад.

Раздел 3. Текст как продукт речевой деятельности. (6 часов)

Текст. Смысловые отрезки текста, микро-темы.

Комплексный анализ текста.

Стили и типы речи. Чтение текстов разных стилей и жанров.

Уметь формулировать ответы на лингвистические вопросы, разгадывать  загадки, игры-задачи; вести эвристическую  беседу.

Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини-доклады.

Защита проектов.

Раздел 4. Особенности цитирования.

(4 часа)

Правила использования чужой речи. Прямая и косвенная речь. Использование цитат в монологической речи.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения таких коммуникативных задач, как передача информации с различной степенью полноты.

Практическая работа. Игра «Реставрация», «Найди ошибку». Произвольное построение речевого 

высказывания, близкого к оригиналу.

Раздел 5. Культура речи. Основные виды норм языка. (6 часов)

Культура речи. Основные нормы: орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические. Составление орфоэпического словарика. Порядок слов. Словарный запас человека. Методы увеличения активного словарного запаса. Качество речи: точность, чистота, богатство. Слова-паразиты, сленг.

Умение работать по алгоритму, обсуждать в коллективе результаты работы; развитие навыка решать игры-задачи.  Владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии.

Практическая работа. Игра. Выполнение творческих заданий.

Раздел 6. Монолог. Особенности монологической речи.

(7 часов)

Устная и письменная, диалогическая и монологическая речь. Культура речевого общения. Речевой этикет. Речевая ситуация.

Умение работать с текстом по алгоритму.

Осуществлять контроль, оценку и коррекцию  своей деятельности.

Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.

 

Практическая работа. Игра. Выполнение творческих заданий.

Создание речевых ситуаций.

Раздел  7. Диалог.

(7 часов)

Коммуникативная функция диалога. Культура речевого общения. Речевой этикет.

Составление плана для будущего высказывания, оформление в виде карточки.

Культура речевого общения. Речевой этикет. Отбор языковых средств для текста.

Умение давать  ответы  на лингвистические   вопросы, разгадывать загадки,  игры-задачи. Умение выстраивать речевое высказывание  в устной и письменной речи. Владеть навыками  активного слушания и говорения.

Поиск информации. Эвристические головоломки. Оформление карточек. Практическая работа, выполнение творческих заданий, мини-доклады. Защита проектов.

 

 

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Тема урока

Дата изучения

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Структура устного собеседования и критерии оценивания.  (1 час)

1.

Устное собеседование. Что нужно знать и уметь.

 

 

 

Раздел 2.  Особенности выразительного чтения текста.  (4 часа)

2.

Интонация. Особенности интонации русского языка.

 

 

 

3.

Виды пауз (паузы обдумывания, сценические паузы).

 

 

 

4.

Принципы ораторского искусства. Сфера использования. Тропы.

 

 

 

5.

Практическое занятие. Выразительное чтение текста.

 

 

 

Раздел 3. Текст как продукт речевой деятельности. (6 часов)

6.

Тема текста, основная мысль.

 

 

 

7.

Смысловые отрезки текста, микро-темы.

 

 

 

8.

Стили речи.

 

 

 

9.

Типы речи  и их особенности.

 

 

 

10.

Урок-практикум. Составление плана пересказа текста.

 

 

 

11.

Урок-практикум. Чтение и пересказ текста.

 

 

 

Раздел 4. Особенности цитирования.(4 часа)

12.

Что такое цитата? Правила использования чужой речи.

 

 

 

13.

Прямая и косвенная речь.

 

 

 

14.

Урок-практикум. Использование цитат в монологической речи.

 

 

 

15.

Урок-викторина. Великие личности в цитатах.

 

 

 

Раздел 5.  Культура речи. Основные виды норм языка: орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические.   (6 часов)

16.

Норма как общепринятое правило произношения.

 

 

 

17.

Орфоэпические нормы. Составление орфоэпического словаря.

 

 

 

18.

Акцентологические нормы.

 

 

 

19.

Словарный запас. Слова-паразиты. Что засоряет нашу речь?

 

 

 

20.

Грамматические нормы.

 

 

 

21.

Урок-практикум. Говорим правильно.

 

 

 

Раздел  6.  Монолог. Особенности монологической речи.(7часов)

22.

Речь как использование языковых средств для общения людей

 

 

 

23.

Культура монологической речи.

 

 

 

24.

Речевой этикет. Обращение в речевом этикете.

 

 

 

25.

Урок-практикум. Монологическое высказывание. Описание.

 

 

 

26.

Урок-практикум. Монологическое высказывание. Повествование.

 

 

 

27.

Урок-практикум. Монологическое высказывание. Описание.

 

 

 

28.

Урок-игра. Речевая ситуация.

 

 

 

Раздел 7. Диалог.(7 часов)

29.

Диалог как форма речи, правила составления.

 

 

 

30.

Культура речевого общения. Речевой этикет.

 

 

 

31.

Урок-практикум. Речевое клише.

 

 

 

32.

Урок-практикум.  Составление диалога.

 

 

 

33.

Урок-практикум.  Умею ли я отвечать на вопросы?

 

 

 

34.

Урок-практикум. Публичное выступление.

 

 

 

35.

Итоговое занятие. Систематизация знаний. Защита проектов.

 

 

 

      

 

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

 

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Программа по русскому

          языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2014 г.

  1. Дружинина М.В. Моя главная книга по русскому языку. - АСТ, 2011.
  2. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание,

                    повествование, рассуждение. — Улан-Удэ, 1974.

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. –    

          Екатеринбург, «Сократ», 2012.

  1. Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр. Русский язык. Устное собеседование для

                      выпускников основной школы.– М., 2018.

  1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку.5-9 классы. ФГОС — 3-е изд,     

          перераб. и доп. — М.: Изд «Экзамен», 2015.

  1. Александрова О.М., Аристова М.А., Добротина И.Н.  5-9 классы.     

          Читательская грамотность школьника. Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2018  

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.     

          -М.: ВАКО, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_boevoy_n.a.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 10

Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предложите проект программы внеурочной деятельности по предмету, направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению.

Выполнила:

Боева Нелли Анатольевна

                                учитель русского языка и литературы

МБОУ «Барсовская СОШ № 1»

Пояснительная записка

Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовательной программе  «МБОУ «Барсовская СОШ № 1» основного общего образования для 5-9 классов, реализующих ФГОС ООО  на 2015-2020 годы.

Программа «Развитие монологической речи обучающихся»  учитывает основные задачи развития образования в регионе. Одной из основных целей в области образования, в Программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы», принятой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.09.2013 г №378-п. является «выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие монологической речи обучающихся» учитывает особенности уровня основного общего образования. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 12-13 лет. Курс рассчитан на обучающихся с разной степенью мотивации и обученности,   соответствует направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Внеурочная деятельность курса предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности; направлена на более глубокое овладение рядом специальных понятий по развитию речи и активизацию как индивидуальной, так и коллективной деятельности, развитие самостоятельности, формирование  межличностных коммуникаций. Поэтому внеурочная деятельность по русскому языку – важное звено в учебно-воспитательном процессе, так как даёт возможность каждому ученику проявить себя. На внеурочных занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений составления  и самостоятельного анализа текста, личностному росту. Формированию коммуникативных  учебных действий.

Значимость данной программы состоит в  углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной речи, формировании  умений применять полученные знания на практике. Необходимость разработанного курса внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке, что будет способствовать повышению интереса к изучению русского языка, улучшению качества знаний.

Программа направлена на формирование практически важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания учащихся по русскому языку, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к устной части ОГЭ. Программа позволит учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к устной части экзамена.

Практическая направленность курса проявляется и в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт  анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию выразительного чтения текстов,  устной и письменной монологической и диалогической  речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.  С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что  не требуется специальной домашней подготовки. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Основными задачами программы внеурочной деятельности является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности, помогает повышать речевую культуру школьников.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели курса внеурочной деятельности «Развитие монологической речи обучающихся» -  повышению мотивации,  интереса к русскому языку как учебному предмету; развитию кругозора и мышления, формированию коммуникативных компетенций обучающихся,  воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. В ФГОС ООО сказано: «…в целях обеспечения индивидуальных потребностей   обучающихся предусмотрены учебные курсы, обеспечивающие различные интересы…».  Если под интересами подразумевать дальнейшую социализацию, то внеурочная деятельность по русскому языку поможет решению таких задач, как:

– повышение мотивации и интереса к изучению русского языка;

–  развитие познавательной активности и самостоятельности школьников;

– совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью: чтение и пересказ текстов; построение  монологических и диалогических высказываний;

– выявление, развитие и воспитание одаренного ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

Программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Программа курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир русского языка.   Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Содержание и методы обучения курса «Развитие монологической речи обучающихся» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения, повышают мотивацию к изучению предмета.

Для успешного проведения занятий предполагается использовать  разнообразные виды работ: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; создание презентаций, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

         Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, презентаций, создание речевых ситуаций, выполнение творческих проектов и научно-исследовательских и практических работ.

Описание места курса в учебном плане: на изучение курса внеурочной деятельности «Развитие монологической речи обучающихся» в 7 классе отводится 35 часов, по 1 занятию в неделю продолжительностью 40 мин.

Благодаря данному курсу обучающиеся смогут качественно обрабатывать текст, адекватно воспринимать, понимать, комментировать и  оценивать информацию исходного текста, что позволит им значительно улучшить орфоэпическую и лексическую грамотность, качественно развить монологическую речь, увеличить словарный запас. Программа включает разделы, которые содержат сведения о видах текста, способах коммуникации в занимательной форме, что позволит учащимся с интересом воспринимать новые знания.

Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.  В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая.

Программа предусматривает использование современных образовательных технологий: проектных, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, проблемного обучения, личностно-ориентированных технологий, технологию системно-деятельностного подхода,  технологию обучения в сотрудничестве.

          Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.

          Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

          Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода, который не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения русского языка.

Требования к результатам освоения программы курса сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждении, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и самостоятельно; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения.

Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.

Предметные результаты: в результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- усвоить основные понятия: речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; речевая ситуация; стили речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;

- овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Программа «Развитие монологической речи обучающихся»  предусматривает использование современных оценочных средств:

1. мониторинг результатов участия учащихся в предметных олимпиадах, очных и дистанционных конкурсах различного уровня по русскому языку и литературе, в том числе олимпиад образовательной платформы Учи.ру.;

2. «портфолио»;

3. безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачет»/«не зачет».   Отметка «Зачет»- проект.

 Способы отслеживания результатов: в процессе обучения, учащиеся не получают прямых отметок своей деятельности, но контроль усвоения осуществляется педагогом на каждом занятии для коррекции деятельности обучающегося. Способы выявления результатов: беседа, опрос, самооценка учащихся, наблюдение, взаимное обучение детей. Способы и формы фиксации результатов: грамоты, проектные работы, отзывы, методические разработки, фотографии.

  Программа «Развитие монологической речи обучающихся»  предусматривает развитие образовательной среды школы: социализация личности каждого ученика, создание условий продвижения ребенка в образовательном пространстве школы, поддержка стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширение собственных знаний и умений. Работа над проектом предусматривает активное привлечение социальных партнеров: МКУК СРЦБС «Барсовская библиотека», МКУ КСК «Барс». В условиях партнерского общения открываются реальные возможности для самоутверждения, в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом (участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах, организация экскурсий).

Критерии отслеживания программы:

- мотивация к изучению русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей обучающихся.


Содержание   курса внеурочной деятельности

«Развитие монологической речи обучающихся»

Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

УУД

Виды деятельности

Основное общее образование

7 класс (35 часов)

Раздел 1. Структура устного собеседования и критерии оценивания.

(1 час)

Ознакомление с демоверсией собеседования и её анализ.

Умение активно слушать, вести эвристическую беседу, работать с текстом, выполнять творческие задания. Точно выражать свои мысли.

Учебно-познавательная. Наблюдение. Эвристическая беседа. Поиск информации.

Раздел 2. Особенности выразительного чтения текста. (4 часа)

Интонация. Виды пауз. Принципы ораторского искусства. Тропы. Лингвистический анализ текста.

Умение вести эвристическую беседу, диалог; выступать с творческими работами; выстраивать логическую цепь рассуждений, определять степень успешности своей работы и работы других.

Практическая работа, выполнение творческих заданий. Участие в играх. Нахождение тропов. Разгадывание кроссвордов, шарад.

Раздел 3. Текст как продукт речевой деятельности. (6 часов)

Текст. Смысловые отрезки текста, микро-темы.

Комплексный анализ текста.

Стили и типы речи. Чтение текстов разных стилей и жанров.

Уметь формулировать ответы на лингвистические вопросы, разгадывать  загадки, игры-задачи; вести эвристическую  беседу.

Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини-доклады.

Защита проектов.

Раздел 4. Особенности цитирования.

(4 часа)

Правила использования чужой речи. Прямая и косвенная речь. Использование цитат в монологической речи.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения таких коммуникативных задач, как передача информации с различной степенью полноты.

Практическая работа. Игра «Реставрация», «Найди ошибку». Произвольное построение речевого 

высказывания, близкого к оригиналу.

Раздел 5. Культура речи. Основные виды норм языка. (6 часов)

Культура речи. Основные нормы: орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические. Составление орфоэпического словарика. Порядок слов. Словарный запас человека. Методы увеличения активного словарного запаса. Качество речи: точность, чистота, богатство. Слова-паразиты, сленг.

Умение работать по алгоритму, обсуждать в коллективе результаты работы; развитие навыка решать игры-задачи.  Владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии.

Практическая работа. Игра. Выполнение творческих заданий.

Раздел 6. Монолог. Особенности монологической речи.

(7 часов)

Устная и письменная, диалогическая и монологическая речь. Культура речевого общения. Речевой этикет. Речевая ситуация.

Умение работать с текстом по алгоритму.

Осуществлять контроль, оценку и коррекцию  своей деятельности.

Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.

Практическая работа. Игра. Выполнение творческих заданий.

Создание речевых ситуаций.

Раздел  7. Диалог.

(7 часов)

Коммуникативная функция диалога. Культура речевого общения. Речевой этикет.

Составление плана для будущего высказывания, оформление в виде карточки.

Культура речевого общения. Речевой этикет. Отбор языковых средств для текста.

Умение давать  ответы  на лингвистические   вопросы, разгадывать загадки,  игры-задачи. Умение выстраивать речевое высказывание  в устной и письменной речи. Владеть навыками  активного слушания и говорения.

Поиск информации. Эвристические головоломки. Оформление карточек. Практическая работа, выполнение творческих заданий, мини-доклады. Защита проектов.

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Тема урока

Дата изучения

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Структура устного собеседования и критерии оценивания.  (1 час)

1.

Устное собеседование. Что нужно знать и уметь.

Раздел 2.  Особенности выразительного чтения текста.  (4 часа)

2.

Интонация. Особенности интонации русского языка.

3.

Виды пауз (паузы обдумывания, сценические паузы).

4.

Принципы ораторского искусства. Сфера использования. Тропы.

5.

Практическое занятие. Выразительное чтение текста.

Раздел 3. Текст как продукт речевой деятельности. (6 часов)

6.

Тема текста, основная мысль.

7.

Смысловые отрезки текста, микро-темы.

8.

Стили речи.

9.

Типы речи  и их особенности.

10.

Урок-практикум. Составление плана пересказа текста.

11.

Урок-практикум. Чтение и пересказ текста.

Раздел 4. Особенности цитирования.(4 часа)

12.

Что такое цитата? Правила использования чужой речи.

13.

Прямая и косвенная речь.

14.

Урок-практикум. Использование цитат в монологической речи.

15.

Урок-викторина. Великие личности в цитатах.

Раздел 5.  Культура речи. Основные виды норм языка: орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические.   (6 часов)

16.

Норма как общепринятое правило произношения.

17.

Орфоэпические нормы. Составление орфоэпического словаря.

18.

Акцентологические нормы.

19.

Словарный запас. Слова-паразиты. Что засоряет нашу речь?

20.

Грамматические нормы.

21.

Урок-практикум. Говорим правильно.

Раздел  6.  Монолог. Особенности монологической речи.(7часов)

22.

Речь как использование языковых средств для общения людей

23.

Культура монологической речи.

24.

Речевой этикет. Обращение в речевом этикете.

25.

Урок-практикум. Монологическое высказывание. Описание.

26.

Урок-практикум. Монологическое высказывание. Повествование.

27.

Урок-практикум. Монологическое высказывание. Описание.

28.

Урок-игра. Речевая ситуация.

Раздел 7. Диалог.(7 часов)

29.

Диалог как форма речи, правила составления.

30.

Культура речевого общения. Речевой этикет.

31.

Урок-практикум. Речевое клише.

32.

Урок-практикум.  Составление диалога.

33.

Урок-практикум.  Умею ли я отвечать на вопросы?

34.

Урок-практикум. Публичное выступление.

35.

Итоговое занятие. Систематизация знаний. Защита проектов.

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Программа по русскому

          языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2014 г.

  1. Дружинина М.В. Моя главная книга по русскому языку. - АСТ, 2011.
  2. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание,

                    повествование, рассуждение. — Улан-Удэ, 1974.

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. –    

          Екатеринбург, «Сократ», 2012.

  1. Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр. Русский язык. Устное собеседование для

                      выпускников основной школы.– М., 2018.

  1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку.5-9 классы. ФГОС — 3-е изд,    

          перераб. и доп. — М.: Изд «Экзамен», 2015.

  1. Александрова О.М., Аристова М.А., Добротина И.Н.  5-9 классы.    

          Читательская грамотность школьника. Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2018  

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.    

          -М.: ВАКО, 2016.

Электронные-ресурсы:

  1. http://www.edustandart.ru/rosobrnadzor-kak-budet-prohodit-ustnyjekzamen-po-russkomu-yazyku-9-klass /Стандарты образования  – URL:
  2. http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
  3. http://www ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы
  4. http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи.
  5. http://www.gramma.ru Материалы по теории языка и литературе.
  6. 6  

http://fipi.ru/about/news/model-itogovogo-sobesedovaniya-9-klassov-po-russkomu-    

           azyku 

    7   http://licey.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

"Основы сайтостроения и WEB дизайна". Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 7-8 классов.

Курс «Основы сайтостроения и  web- дизайна» предназначен для обучающихся 13-14 лет, желающих расширить свои знания по предмету информатика и способствует более полному раскрытию творческих способ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Английский с пониманием» для обучающихся 5 класса

Программа внеурочной деятельности «Английский с пониманием» составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на ос...

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС. Всего 35 часов, по 1 часу в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Культура речи»

Рабочая программавнеурочной деятельности по ФГОС«Культура речи»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для обучающихся 5 класса "Занимательный английский"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...