Мастер класс по подготовке к итоговому сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Минникова Надежда Владимировна

Актуальность этой темы, я думаю, все словесники понимают, написали сочинение нынешние 11-классники, но это ждет и последующие выпуски. История повторяется. Сочинение вернулось к нам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx35.9 КБ
Office presentation icon seminar_m.n.v.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

 Мастер класс по подготовке к итоговому сочинению 2017/18 года

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на моем мастер классе: Подготовка к итоговому сочинению.

Зовут меня Минникова Надежда Владимировна

 Сегодня жизнь нам подарила эту встречу. Так пусть она будет доброй запоминающейся. Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы одна команда, и от работы каждого зависит общий успех!

Хочу поделиться с вами опытом по организации работы с учащимися при подготовке к итоговому сочинению. 

Актуальность этой темы, я думаю, все словесники понимают, написали сочинение нынешние 11-классники, но это ждет и последующие выпуски. История повторяется. Сочинение вернулось к нам.

 Несколько десятков лет назад мы были самой читающей страной в мире. Сейчас мы находимся на 7 ом месте после Индии ,  Китая и Тайланда.10 лет выпускники  не писали  выпускного сочинения и все меньше и меньше читали. А человек, перестающий читать, перестает и мыслить. А сочинение- это творческая работа. И наша цель научить

формулировать мысли и с помощью аргументов их  доказывать.

.В этом году нам предлагают следующие направления:

Слайд 2 темы  направлений

Слайд 3 Темы будут известны перед экзаменом

Анализируя работы прошлых лет, пришла к выводу, что дети не всегда могут правильно понять тему, выделить ключевые слова, увидеть проблему, с трудом формулируют тезис и очень неуклюже аргументируют свои мысли. Тезисы, которые приводят выпускники, остаются нераскрытыми, примеры не прокомментированы. Некоторые работы представляют собой пересказ текста. Литературный материал привлечен формально. Аргументация подменяется общими словами, штампами. Очевидно использование заготовок под другие темы, которые выпускники решили применить и для написания данного сочинения.

Именно эти вопросы у меня всегда в центре внимания.

Подготовку к сочинению всегда начинаем с повторения основных понятий и определений.

Анализируем тексты изучаемых произведений и находим   в них тему и идею. Такая работа помогает учащимся уйти от пересказа к анализу и нацеливает на правильный подбор аргументов.

 

Слайд 4   Сочинение мы пишем по классической структуре.

Конечно, работу над сочинением предваряем прочтением книг. В любом классе есть ученики, которые не читают, даже если это небольшой рассказ. Поэтому по каждому направлению тем в классе мы прочитали по нескольку произведений. Это нужно тем ученикам, которые не читают вообще.

Работу над вступлением провожу в группах. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.

 Вот несколько приемов

Слайд 5

 Приём «Проба пера»

 Предлагаю темы сочинений, которые даны в форме высказываний Ф. Шиллера:

 « Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

 Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан)

 Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»? 

Слайд 6


Пишем вместе вступление. Работаем по группам. Один из вариантов работы над вступлением

Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания и даст своё толкование этому афоризму.

Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание.

Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору.

Группа 4 начнёт сочинение с обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности

Такой прием раскрепощает учащихся  и придает им уверенности, что очень плодотворно отражается на всех этапах подготовки

Слайд 7

Чтобы посетило уч-ся творческое вдохновение, предлагаю

Приём “Облака мыслей”.

В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

Ребята записывают первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно.

Что приходит на ум, когда мы слышим измена, верность. Это помогает им не зацикливаться на конкретных понятиях .

.

Слайд 8

Верность и измена.

Ученикам говорю, что верность- это такая редкость и такая ценность. Это не врожденное чувство: быть верным, это решение
Мне кажется, что очень важным условием для написания сочинения является выработка собственных взглядов на жизнь и четкой жизненной позиции. Тогда легче будет подбирать аргументы. Интересно читаются сочинения, где выпускники полемизируют с вымышленным оппонентом. Считаю очень важным, познакомить детей с собственной жизненной позицией. Для многих позиция учителя считается доминирующей, а многие не хотят соглашаться, тогда предлагаю доказать свою точку зрения примерами из текста. Предлагаю читать художественные произведения с карандашом в руках, а затем куски или фрагменты текста зачитывать в классе.

Слайд 9

С помощью подбора синонимов стараемся с детьми разобраться в значении этих слов, выбираем наиболее важные для каждого ученика. Подбираем ключевые слова. Дети работают с разными видами словарей (толковым, орфографическим, этимологическим, словообразовательным, разбором слов по составу, фразеологическим, словарем синонимов, антонимов).

Слайд 10    предлагаемые произведения

Предлагаю учащимся рассмотреть вот эти произведения. На мой взгляд, именно они яв-ся яркими примерами верности и измены И только потом проводим работу по подбору аргументов.

Сообщаю о том, что многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Анализируя роман Л.Н.Толстого   «Анна Каренина» ,учащиеся по своим взглядам на жизнь  и   поступок Анны ,становятся ее адвокатами и обвинителями. Защищая и обвиняя Анну Каренину . дети   учатся  отстаивать свою точку  зрения , что помогает  им  правильно аргументировать свои суждения.

 

Работа с аудиторией учителей.

Сегодня Вы на месте учеников. 

Адвокаты защищают Анну Каренину

Обвинители осуждают

Зачитываю работы детей

Слайд 11

Эти словосочетания помогают детям  строить защиту или обвинение

«Противоречивый образ Анны Карениной» 

Внешняя красота

Привлекательность

Обаяние

Душевная глубина

Чувство собственного достоинства

Умение любить

Бесовское и чарующее начало в Анне.

Сверхчеловеческая привлекательность.

Способность пренебречь чувством долга перед семьей ради любовной страсти.

Уход из жизни вопреки христианским законам.

Предпочтение любви к мужчине перед любовью к детям.

Слайд 12  работа с кластером

Слайд 13  Работа в группах угадай произведение

В рамках этого направления предлагаю обратиться к повести  А.С.Пушкина  «Капитанская дочка». Подробный анализ романа помогает   говорить о верности   и измене не только , как проявлении  человеческих чувств, но и   выражении  гражданской позиции. Именно в этом романе и верность родине, и предательство,и верность слову.Прошу детей найти в повести героев, которым свойственна верность в любви, затем верность Родине .


Анализируя каждое направление, прошу детей подобрать и стихи, и пословицы, и афоризмы. Дети читают стихи на одном из этапов подготовки.Советую им

Е.Евтушенко

Не цветы им даря, а морщины,

возложив на любимых весь быт,

воровски изменяют мужчины,

а любимые - лишь от обид.

Что за радость - любимых так часто

обижать ни за что ни про что?

Как любимую сделать несчастной -

знают все. Как счастливой - никто.

Такая работа помогает вырабатывать собственную позицию, дети любят полемизировать. И просто тренируют память, заготавливают эпиграфы

Слайд14

Равнодушие и отзывчивость  

Считаю очень важным в работе с детьми выразить и свое отношение к проявлениям человеческих отношений. Сама подбираю стихи, а они как бы соревнуясь со мной учат новые.

 Приведу примеры стихотворений, которые подобрали дети

Равнодушие- страшный грех.и таких ведь на свете много.Отмахнувшись от всех и вся .Продолжают, свой путь дорогу. Взгляда нет, вместо глаз дыра, пустотою зияют зеницы. А в душе лишь кромешная тьма. некрасивы .уродливы лица.Ни дите, ни больная мать, ни котенок, ни смерть и войны. Не способны его взволновать, и не станет на сердце больно. Берегитесь таких людей! Оправдания нет бездушию.Пусть средь ваших друзей и родных, не встречается  равнодушных.

                                                                       ( Светлана Александрова )

Я отрекаюсь равнодушным быть

Не по душе мне ледяные взгляды

Хочу смеяться плакать и любить

Пусть теснота и на пути преграды

Я не хочу , чтоб в сердце пустота

Не дай Господь мне от проблем укрыться

В тяжелый день рождается мечта,

Я жив! А значит есть за что молиться!!!

В жизни по-разному можно жить

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть, И вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можнои так; на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обожжённою солнце достать

 И подарить его людям     ( Сергей Островой)

В виде вопросов ответов, рассуждая с детьми о равнодушии, говорю ,что

проблема равнодушия и отзывчивости - эта проблема, которая заняла одно из главенствующих мест в современном мире.

 Кого сейчас больше - отзывчивых людей или равнодушных? почему?

 наверное, у каждого человека будет свое мнение по этому поводу. я же считаю, что отзывчивых людей на самом деле очень мало, именно бескорыстных, не требующих ничего взамен. люди зациклены на своих проблемах, и до проблем других им нет никакого дела.

Слайд 15

Предлагаю рассмотреть, как данная проблема раскрыта в произведениях русской литературы. Убеждаю  подробнее остановиться  на образах Наташи Ростовой и семьи Курагиных. Вместе с детьми делаем вывод,что  во все времена были и отзывчивые люди, и равнодушные, но в современном мире нам нужно стремиться все-таки, наверное, быть более отзывчивыми и не замыкаться на своих проблемах.

Говоря о равнодушии, учащиеся озвучили фразу, что некрасивы, уродливы лица у равнодушных, тогда   советую обратиться к рассказу

Солженицына Матренин двор и А. Платонова «Юшка». Записываем, что

у тех людей лица хороши, кто в ладу со своей совестью живут. А Матрена была тем праведником, без которого не живут ни село, ни город, ни вся земля наша.

Работу над подбором аргументов провожу с помощью вопросов и ответов, что дает мне возможность проверить знание текста и понимание  его глубины

Слайд 16 вопросы

   Рассказ А.Платонова Юшка  перечитываем еще раз .От пересказа переходим к анализу и делаем  важные  выводы.

Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни, но, проанализировав  рассказ , понимаем  ,что  добро, любовь,  не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.


Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы  дети, поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие

Слайд 17

Цель и средства

Нацеливаю ребят на понимание этого направления .Использую  вопросно-ответную форму беседы.

Когда цель поставлена, человек стремясь к ее достижению, начинает совершать определенные поступки.
И здесь можно было бы предположить, что благие цели ведут за собой благородные деяния. Находим примеры  из произведений , в которых
многие правители, полководцы и политики, действуя в интересах государства, жертвовали тысячами жизней простых людей.
Знаменитые исторические личности снискали себе славу победителей, основателей империй, новаторов.
Те же ,кто пал жертвами на пути достижения этих целей, остались безызвестными.

Делаем с детьми вывод

Если благая цель требует пренебречь жизнями людей или нравственностью, то какими бы красивыми словами она ни описывалась, ее уже не возможно будет считать благой. Ничто не может стать оправданием жестокого безразличия к судьбе другого человека.

С Этим направлением вы познакомились на открытом уроке.

Слайд 18

Слайд 19

смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать, .Предлагаю рассмотреть персонажей замечательного романа  А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого. Задаю вопросы

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир«. Вспоминаем хладнокровного и жестокого Долохова,  способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска — самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Вопрос о том, что считать смелостью или безрассудством, трусостью или благоразумием каждый решает для себя сам. Но может быть, любой поступок должен быть обдуманным, а риск — оправданным?

   

Слайд 20

Слайд 21

Человек и общество

Человек живёт среди людей. Именно в обществе он становится личностью,  реализует свои способности, добивается целей, мечтает, страдает, любит. Быть нужным обществу, не отгораживаться от него ,не противопоставлять себя ему — вот благородная цель человека. Осознание своего единства с людьми, народом, страной  делают жизнь наполненной смыслом. Этому учат нас классики литературы. Проводим беседу по этому направлению. Выделяем ключевые моменты

Гармоничная связь общества и человека. Почему эта связь так важна? • Противостояние человека и общества. На чем оно основано? В чем кроются главные проблемы? • Конфликт человека и общества. Это вечный конфликт. В литературе есть много примеров об отношениях человек и общества. Например, Евгений Онегин так боялся мнения со стороны, чтобы был готов участвовать в дуэли со своим другом,. В произведении Толстого «После бала» также показала подобная картинка. Первая сцена – это чудесный бал, где все милые и любезные. А вторая сцена – это жуткая казнь и издевательства, которые исходят из приказов «милых» людей. Я думаю, что мы уже со школьного возраста должны задумываться над проблемой человека и общества. Только так мы сможем построить что-то

Отбирая произведения художественной литературы, я руководствовалась объемом произведения, насыщенностью тематики и изученностью обучающимися.

Основной принцип отбора текстов – посильность, ясность, четкость постановки проблемы, сформулированной в них, 

Помогло также составление «словарика» афоризмов и цитат из произведений, которые можно использовать в сочинении. Здесь главное – небольшой их объем. И опять-таки, подбираем так, чтобы можно было использовать в разных темах.

 Слайд22

23

25

26

Наша жизнь – это постоянный выбор. Какие качества нужно формировать в себе, чтобы стать смелым, достойным уважения человеком? Каким нравственным законам следовать? Чем руководствоваться в разных ситуациях? Какие приоритеты должны быть главными для нас? Над этими вопросами и многими другими  мы работаем на уроках литературы при подготовке к сочинению параллельно воспитываем  в уч-ся лучшие качества. Опираясь на примеры  из худ произведений

Клише для вступления:
● Во все времена остро стоял вопрос, ...
● Говоря о ... , нельзя не заметить, ...
● Долгое время люди не перестают рассуждать над …
● И до наших дней дошел спор о....
Клише для выражения собственного мнения:
● С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...
● По моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как...
● По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...
● Трудно не согласиться с автором в том, что…
● Мне кажется, что в этом автор не совсем прав...
Клише для введения аргументов:
● Вспомним…
● Это подтверждается …
● В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
● Более того, ...
● Во-первых, во-вторых, в-третьих (классический беспроигрышный вариант)
● В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из
художественной литературы
● Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности…
Клише для заключения:
● Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
● Подводя итог, хочется сказать…
● Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
● На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
● Обобщая сказанное, можно сказать, что… Из этого следует, что…
● Словом,...
● Опираясь на вышесказанное,...
● Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
● В заключение хотелось бы отметить...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к итоговому сочинению учитель высшей категории МБОУ СОШ №3 Г. Михайловска Минникова Надежда Владимировна 2017 /18 уч.год.

Слайд 2

Тематические направления итогового сочинения на 2017/2018уч.г. 1) Верность и измена 2) Равнодушие и отзывчивость 3) Цели и средства 4) Смелость и трусость 5) Человек и общество.

Слайд 3

На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений . Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене .

Слайд 4

Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид: Вступление. Основная часть. Первый тезис+аргумент. Второй тезис+аргумент. Третий тезис+аргумент. Заключение.

Слайд 5

Работа над вступлением. Практическая работа в группах Приём «Проба пера» Темы сочинений, которые даны в форме высказываний Ф. Шиллера: « Верная любовь помогает переносить все тяготы»? Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? ?(К. Мелихан) Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?

Слайд 6

Пишем вместе вступление. Работаем по группам . Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания и даст своё толкование этому афоризму. Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание . Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору. Группа 4 начнёт сочинение с обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности

Слайд 7

Отзывчивость и равнодушие … Что же это такое? Это постоянные спутники как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Так, в жизни каждого из нас есть люди, которые всегда разделят с тобой не только счастливые и радостные моменты, но и помогут в трудную минуту. Но жизнь многогранна и полярна, поэтому она ставит перед нами и ряд испытаний, и к таким можно отнести понятия черствости, равнодушия, безразличия. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос)…. Вступления

Слайд 8

Приём “Облака мыслей”. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

Слайд 9

1.Верность и измена. В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Слайд 10

Измена — нарушение верности кому- или чему-либо. Синонимы: предательство, вероломство, неверность; блуд, супружеская неверность, нож в спину, прелюбодейство, прелюбодеяние, отступничество. Комментарий ФИПИ: "В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности — измена. "Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

Слайд 12

Противоречивый образ Анны » Внешняя красота Привлекательность Обаяние Душевная глубина Чувство собственного достоинства Умение любить Бесовское и чарующее начало в Анне. Сверхчеловеческая привлекательность. Способность пренебречь чувством долга перед семьей ради любовной страсти. Уход из жизни вопреки христианским законам. Предпочтение любви к мужчине перед любовью к детям.

Слайд 14

Работа в группах Назовите , из какого произведения этот отрывок, и выразите свою четкую жизненную позицию. Адвокаты Обвинители

Слайд 15

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Слайд 16

Предлагаемыепроизведения А.Платонов «Юшка» К.Паустовский « Телеграмма» А.Солженицын « Матренин дом» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н.Толстой « Война и мир»

Слайд 17

Какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? ( Тему отзывчивости , сострадания к людям.) Основная проблема, поднятая писателем в рассказе? (Она состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, — вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных качеств.)

Слайд 18

3.Цели и средства Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали

Слайд 19

Примеры произведений по данному направлению 1. Ф. Достоевский «Преступление и наказание» 2. Л. Толстой «Война и мир» 3. М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» 4. В. Каверин «Два капитана» 5. Ю. Герман «Дело, которому ты служишь» 6. А. Чехов « Ионыч»

Слайд 20

4. Смелость и трусость. В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Слайд 21

Примеры произведений по данному направлению 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 2. В. Быков «Сотников» 3. М. Шолохов «Судьба человека» 4. М. Горький «Старуха Изергиль» 5. А. И Гончаров «Обломов»

Слайд 22

5. Человек и общество Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Слайд 23

1.Гармоничное взаимодействие человека и общества; 2.Противостояние человека и общества; 3.Общественные нормы и законы, мораль; 4.Человек и история общества. 5.Человек и общество в тоталитарном государстве.

Слайд 24

Примеры произведений по данному направлению 1. А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» 2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 4. Ф. Достоевский «Преступление и наказание» 5. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Слайд 25

Критерии оценивания сочинения • соответствие теме; • аргументация, привлечение литературного материала; • композиция; • качество речи; • грамотность .

Слайд 26

Заключительная часть сочинения З аключение должно отвечать следующим требованиям: С одержать выводы из написанного в данном ,конкретном сочинении; О но должно соответствовать теме сочинения. Способы проверки Нужно задать вопрос “ О чем говорится в заключительной части?” и ответить на него, перечитав весь текст. Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом “ Что из этого следует?”Если заключение является следствием из написанного, то логика не нарушена.

Слайд 27

Спасибо за внимание и помощь !!! Всем доброго дня!!!