"Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики. Стилистические фигуры как синтаксические построения."
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Флягина Татьяна Викторовна
  • обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка,
  • формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;
  • развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ;
  • воспитывать в детях любовь к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.11 класс.                                                                        Учитель: Флягина Т. В.

Тема: "Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики. Стилистические фигуры как синтаксические построения."

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка,
  • формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;
  • развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ;
  • воспитывать в детях любовь к родному языку.

Виды работы:

  1. Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).
  2. Определение художественных приемов и особенностей текста.
  3. Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
  4. Самостоятельная работа (повторение и обобщение пройденного материала, подготовка к ЕГЭ).

Ход урока

1. Вступительное слово

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. 

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. В какой ситуации уместно использовать определенную лексику, в какой форме нужно излагать свои мысли. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

2.Тема  нашего урока: Стили речи.

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

Как вы понимаете слова Конфуция?

Теория не работает без практики.

Учимся только на опыте

Полноценное понимание чего-то приходит только с получением опыта, с прямым участием в чем-то.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональный стиль речи – это разновидность русского литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу деятельности человека.

3.Какую же цель мы поставим сегодня перед собой?

  • обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка,
  • формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;
  • развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ;

4. Проверка домашнего задания:

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

Давайте рассмотрим таблицу “Функциональные стили русского языка”

4. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку речеведческих знаний . Это означает, что вы должны  хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.

А перед нами задача применить наши знания на практике.

Вы получили тексты для работы. Задание: определить, к какому стилю речи относится данный текст.

Определить, какие цели у данного стиля речи и какие языковые средства использованы.

5. Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка).

Терминологический диктант: Я читаю определение, вы записываете в столбик название изобразительного средства.

1. Одинаковое построение соседних предложений. (Синтаксический параллелизм).

2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов(случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака и т.п.(черным-черно, думу думать) Тавтология.

3.Обратный порядок слов (Инверсия)

4. Художественное преуменьшение (Литота)

5.Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание).

6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака (Сравнение).

7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее (Термины).

8. Скрытая насмешка (Ирония).

9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (Контекстуальные антонимы).

10. Противопоставление, приём контраста (Антитеза

- Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово СТИЛИСТИКА.

- Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам?( Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка).

Перечисленные термины изобразительно-выразительных средств наиболее встречаемые в КИМах.

- А значит какова цель нашего урока? ( повторение изобразительно-выразительных средств языка)

- Уточним, какие из них относятся к тропам, какие – к стилистическим фигурам речи, а какие к изобразительным возможностям лексики?

Заание: Перед вами список терминов: распределите их по группам.

Тропы

Фигуры речи

Изобразительные возможности лексики

Литота

Иносказание

Сравнение

Ирония

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Антитеза

Тавтология

Термины

Контекстуальные (контекстные) антонимы

- Что лежит в основе такого лексического средства, как троп?

Употребление слова или выражения в переносном значении.

- Продолжите перечень известных вам тропов.

Метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория, олицетворение, перифраз.

- А что такого фигуры речи?

Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности, в котором главное – сделать впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчёркнутым.

У: Точно также чёрное пятно на белом фоне кажется ещё чернее, а белое пятно на чёрном – ещё белее, хотя сами цвета при этом не изменяются. Усиливается, как и в стилистической фигуре, лишь само впечатление при их восприятии. -Давайте выясним, чем различаются тропы и фигуры? Для этого вспомним определения тропов и фигур.

- Что называется тропами? (Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности).

- Что такое стилистические фигуры? (Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности).

Они обладают большими выразительными возможностями, их много, некоторые из них нам предстоит повторить, а с некоторыми познакомиться

6. Перечислите другие синтаксические средства.

Анафора, эпифора (разновидности синтаксического параллелизма), градация, оксюморон, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, многосоюзие, бессоюзие.

7. Я предлагаю вам музыкальный фрагмент: это небольшое стихотворение известного поэта-песенника С. Острового «Лесная быль». 

Выделить средства выразительности, использованные автором в тексте. У вас на партах распечатан текст.

«Лесная быль»  Сергей  Островой. 

Жили-были в лесу две ёлочки.
Одевались они с иголочки,
Натирались смолой душистою,
Утирались травой пушистою.

А на старом крутом пригорке
Там, где прятался желудь в норке,
Дуб стоял. Бородатый. Бурый.
Очень жилистый. Очень хмурый.

И смеялись над дубом ёлочки,
Распушив смоляные челочки,
И забыли они, что ночью,
В час, когда поднялась гроза,
Он прикрыл их от бури. Молча.
Встретив бурю глаза в глаза.


Художественные средства: фразеологизмы, инверсия, уменьшительно- ласкательные суффиксы, эпитеты, олицетворения, синт. параллелизм, парцелляция.

В качестве д.з вам нужно было составить текст из 5 предл. в соответствии с нормами определенного стиля. Оценивать вас будет другая группа. Она должна определить, какого стиля ваш текст и какие у него особенности.

У каждой группы свой стиль: 1-научный, 2-публицистический,3-художественный ( на партах у каждой группы лежит задание без озвучивания учителем стиля)

Каждому стилю свойственны свои жанры. У вас на столах лежит таблица, которую необходимо заполнит примерами.

Разговорный    

Научный

Официально-деловой

Публицисти-   ческий

Художест-

венный

Рецензия, роман, повесть, объявление, расписка, рассказ, статья, репортаж, указ, приказ, разговор друзей, сказка, справка, очерк, фельетон, постановление , протокол, учебник.

Выводы:

Вот мы с вами и подошли к завершению нашего урока.

– Над чем мы с вами работали на уроке?

Сегодня на уроке мы не только анализировали тексты, но и попытались следовать советам писателей быть высоконравственными  людьми, владеющими различными стилями, языковыми средствами, свободно ориентирующимися в любой сфере общения. Я увидела, что вы научились чувствовать слово.

Скоро вы покинете стены нашей школы, но мне очень хочется, чтобы вы в первую очередь стали по-настоящему интеллигентными.

Сегодня за урок (выставление оценок)

Домашнее задание

  1. Повторить теоретический материал по теме “ Средства выразительности”
  2. Подобрать на каждое синтаксическое средство выразительности пример (10 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Стилистические фигуры и тропы". (В-8 ЕГЭ)

Данный ресурс поможет повторить стилистические фигуры и тропы (Подготовка к ЕГЭ и ГИА)...

презентация "Лексические средства связи. Стилистические фигуры"

Данная презентация поможет выпускникам различать тропы и стилистические фигуры....

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

Советы по стилистике. Риторический вопрос и восклицательное предложение как стилистические приёмы.

Выразительные средства синтаксиса : риторические вопросы. восклицательные предложения....

«Основные виды тропов и стилистических фигур. Проверка знаний»

Данный дидактический материал по русскому языку составлен для изучения, повторения, закрепления знаий учащихся по теме "Тропы. Стилистические фигуры!. Предназначен для учащихся 10-11 классов....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Основные виды тропов, стилистические фигуры" (2019 г.)

Цели урока:  ·      образовательная – актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка, формировать навыки ...