Творческий урок по русскому языку ( 10 класс -школа VIII вида)
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Маркова Анна Георгиевна

Тема урока : "Правописание обращений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание обращений.

Цели: Закрепить  умение  определять обращение в тексте  и  правильно употреблять знаки препинания при обращении.

Задачи:  

 Образовательные:

-Закрепить  умение  определять обращение в тексте   и                      правильно  употреблять знаки препинания при обращении.

Коррекционные:

-Коррекция внимания, памяти, речи;

- Развитие навыков  самоанализа и самоконтроля при  выполнении работы;

- Формирование познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

-Воспитание нравственных качеств личности: чувства уважения и благодарности к старшим;

-Воспитание интереса к учебе, к предмету.

Оборудование: карточки схем по теме  «Обращение», карточки с индивидуальными заданиями, памятка, презентационные слайды.

Ход урока:

  1. Учитель: Уважаемые ученики 10а класса, сегодня наш урок пройдет в оригинальном формате!

Мы сегодня отправимся с вами в город «Обращенск».

Но для начала, перед инструктАжем, ответьте мне:

-В первом предложении, которое я произнесла, фраза «уважаемые ученики 10а класса»- чем она может являться?

(Обращением!)

-Как же может звучать тема нашего оригинального урока?

(Обращения!)_

-Верно!

-Что же такое обращение?

( это тот к кому обращаются, к кому обращена речь говорящего)

-Верно!

-Итак, вся интрига не в посещении города Обращенск, как такового, а  в процессе самого путешествия, т.к. отправимся туда мы ни поездом, ни пароходом, а полетим мы самолетом! А именно - внутренним рейсом авиакомпании «Россшкоз», и для этого мы с вами отправляемся в аэропорт!

(Слайд1) – Уважаемые пассажиры приветствуем вас в аэропорту г.Санкт-Петербург (без запятой!)

-Учитель: Прочитайте! Чего не хватает в этом приветствии!?

(Запятой после слова пассажиры)

-Учитель: Почему?

(потом что после обращения ставится запятая, если оно в начале предложения)

-А если обращение в середине предложения?

( тогда обращение выделяется 2мя запятыми в предложении, вначале и в конце).

-Верно, отлично!

-Учитель: Итак, мы в аэропорту, у вас на руках Памятки, это алгоритм, т.е. последовательность действий необходимых к преодолению чтоб оказаться в полете! Возможно, кто-то из вас уже бывал в аэропорту и не раз, и прекрасно знает, что за чем необходимо преодолевать, но так же возможно и обратное, что кто-то ни разу не посещал аэропорт.

Памятка:

1.Ищите информационное табло

2.Следуйте к стойкам регистрации на рейс

3. Предъявите документы и сдайте багаж

4. Контроль безопасности

5. Отправляйтесь в зал ожидания

6. Посадка в самолет

 (Памятка выдается ученикам в виде облака)

  1. Ищем информационное табло.

Внимание на табло. Ищем наш рейс №041218

(Слайд 2)- Уважаемые пассажиры рейс номер 041218 задерживается по невыясненным причинам! Просим вас соблюдайте правила пребывания на территории аэропорта.

-Учитель: Ребята, наш рейс задерживается, но обратите внимание на знаки препинания на табло!

( Пропущены запятые)

-Учитель: Тогда пройдем с вами к стойкам регистрации, чтоб зарегистрироваться!

  1. Стойки регистрации.

-Учитель: Настя, Андрей и Олег будут у нас сейчас в роли специалистов группы регистрации, а Влад, Снежана и Аня пассажирами. Для успешного прохождения регистрации пассажиры должны выполнить задание, а специалисты проверить его! Итак, внимание на информационное табло:

(Слайд 3)  Перестройте предложение так, чтобы существительные стали обращениями.

  1. Ветер споет нам про дикие горы.
  2. Мой друг настойчиво добивается цели.
  3. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел в гости.

 -Учитель: Ну что, эти пассажиры прошли регистрацию?

(Да!)

- Учитель:- Отлично, тогда меняемся ролями - теперь Влад Снежана и Аня специалисты, а Олег Андрей и Настя пассажиры. Внимание на табло:

        (Слайд 4)  Составьте каждый по 2 предложения из предложенных слов, таким образом, чтоб в 1 предложении это слово было существительным, а во 2м предложении обращением.

СЕМЕН ВАСИЛЬЕВИЧ,  ДЕВУШКА,  ПРОДАВЕЦ.

 

-Учитель: Итак, отлично, все прошли регистрацию!

4.  Сдача багажа.

-Учитель: Ребята, мы с вами тут же, не отходя от стойки регистрации, должны сдать и свой багаж…и сегодня им будут наши знания, мы сейчас с вами будем по очереди, как чемоданы на ленте багажной передвигаются на рейс, так и мы «лентой» поочередно будем, вставляя каждый по пропущенной букве в словах- передавать свой багаж знаний.

(Выдаю длинную ленту со словами: АЭР..ПОРТ, РЕГ..СТРАЦИЯ, ПОС..ДКА, СТЮ..РДЕССА,  ОБЛ..КА,  ЛЕТ..ИК.

5.Контроль безопасности.

- Учитель: Далее, нам необходимо пройти паспортный контроль, т.е. контроль безопасности, чтобы оказаться в зале ожидания. Для этого, вы по очереди сдадите мне свои дневники, а я их приму в ответ на заданный вопрос! Внимание на карточки!

( Каждому выдаю карточку- после ответа собираю дневники)

  1. Уважаемые ….., держите детей за руки на эскалаторе.
  2. Брат мой, как я …..тебя видеть!
  3. Внимание Пуговкина Светлана Петровна вас ожидает сын у стойки регистрации №54.
  4. Внимание пассажиров рейса №041218 регистрация на ваш рейс заканчивается!
  5. Друг мой не ….надежды на удачу!
  6. Уважаемые …… в целях обеспечения своей безопасности соблюдайте правила аэропорта.

6. Зал ожидания.

- Учитель: Итак, ребята, мы все прошли регистрацию, сдали багаж, прошли паспортный контроль и оказались в зале ожидания посадки на борт! А что бы вам не было скучно ожидая, мы разберем ситуацию, которой с вами не случилось сейчас, но иногда встречаются в аэропорту!

- Представим что Андрей, не может на информационном табло найти № своего рейса! ( Слайд 5- Картинка реального информационного табло аэропорта)

- Что ты будешь делать, Андрей?

( Позвонить в справочную аэропорта или подойти к стойкам информации если таковые имеются)

- Что ты скажешь, если например, позвонишь в справочную? Давай составим диалог! Я буду в роли сотрудника справочной а ты растерянный пассажир!

(- Справочная аэропорта, Анна- слушаю вас!

-Добрый день, Анна, подскажите, в чем дело, я не вижу номера своего рейса на информационном табло!

- Как я могу к вам обращаться?

-Мое имя Байков Андрей!

- Андрей, назовите номер вашего рейса!

- Номер 250519.

-Андрей, дело в том, что вы летите чартерным рейсом, а информацию по чартерам мы сообщаем не ранее чем за 1,5 часа до вылета. Поэтому, уважаемый Андрей, информация по вашему рейсу будет позже! Просим вас сохранять спокойствие и терпение.

-Спасибо большое, Анна.

Учитель: -Спасибо Андрей, а сейчас мы с Аней представим что она уже находится на борту самолета, и по билету у нее место у прохода, а ей мечталось сидеть у окошка (иллюминатора). Но там уже сидит пассажир, молодой человек! Что и как ты ему скажешь чтобы поменяться с ним местами?

 (- Молодой человек, извините, не могли бы вы поменяться со мной местами?!

- Ой, девушка, я так уютно сижу…мне не очень хотелось бы!

- Дело в том, что меня укачивает у прохода, и я могу вам, молодой человек, испортить весь полет!

- А, ну раз такое серьезное дело, тогда конечно, присаживайтесь, девушка.)

Учитель: -Спасибо Аня!

И пока мы еще в зале ожидания, поиграем в игру! Я буду читать вам предложения, а вы, используя карточки у вас на руках со словами: в начале, в конце и в середине, будете определять место нахождения обращения в предложении!

- Нина, отнеси сегодня дедушке овощи и фрукты.

- Научи меня играть в шахматы, Артем!

-Напиши, Максим, письмо брату.

-Помоги, Антон, оформить класс.

-Какие вкусные яблоки из вашего сада, Анна Николаевна!

- Ты расскажешь о своей поездке в аэропорт, Настя?

- Проводи меня, Лена.

-Учитель: Спасибо за активность, молодцы, все справились!

  1. Посадка в самолет

Внимание ребята! Объявлена посадка на наш рейс!

(Слайд 6)

Уважаемые пассажиры рейса №041218 началась посадка на борт самолета, выход на посадку Д05!

-Учитель: И снова у нас есть с вами работа по исправлению сообщений на табло! Чего не хватает в нем?

(Запятой после номера рейса))

-Верно! Ну а пока вы направляетесь на посадку, я выставлю вам отметки за работу! (проговорить отметки каждому).

-Учитель: Ребята, внимание на доску! (на магнитной доске приветствие)

Уважаемые уч…ники 10а кла..са вас приветс…вует к…питан в…здушного судна! Мы рады вид…ть вас на борту наш…го воздушн..го к…рабля! Наша команда, ж…лает вам увл…кательного и инт…ресного полета!

Капитан воздушного судна и его команда подготовили нам приветствие- сюрприз! Это приветствие и станет вашим домашним заданием! К следующему уроку, я жду это приятное приветствие от вас исправленное!!

        Спасибо вам за наше путешествие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уважаемые пассажиры приветствуем вас в аэропорту г.Санкт-Петербург

Слайд 3

Уважаемые пассажиры рейс номер 041218 задерживается по невыясненным причинам ! 2. Просим вас соблюдайте правила пребывания на территории аэропорта.

Слайд 4

Перестройте предложение так, чтобы существительные стали обращениями. 1.Ветер споет нам про дикие горы. 2.Мой друг настойчиво добивается цели. 3.Петя сначала выучил уроки, а потом пошел в гости.

Слайд 5

Составьте каждый по 2 предложения из предложенных слов, таким образом, чтоб в 1 предложении это слово было существительным, а во 2м предложении обращением . 1.СЕМЕН ВАСИЛЬЕВИЧ 2. ДЕВУШКА 3.ПРОДАВЕЦ .

Слайд 7

Уважаемые пассажиры рейса №041218 началась посадка на борт самолета, выход на посадку Д05 !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из факта...

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме: "Виды треугольников по сторонам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"  Виды треугольников по сторонам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из фа...

Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс

Задачи урока:Обучающие:-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.Коррекционно-развивающие:-коррекция...

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...