Обобщение изученного по теме: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Антипина Пелагея Васильевна

Обобщение изученного по теме: "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshchenie_izuchennogo_ob_imeni_sushchestvitelnom.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока:  обобщающий

Тема урока: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»

Цели урока:

предметные:

  1. Организация повторения по теме «Имя существительное».
  2. Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

личностные:

  1. Воспитание самостоятельности:

а) брать на себя ответственность;

б) брать ответственность за работу группы в целом.

  1. Воспитание патриотизма.

 метапредметные:

  1. Развитие способности к анализу и обобщению.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Развитие творческих способностей
  4. Развитие познавательного интереса учащихся.

- деятельностная:  закрепить умения  опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Приемы: урок-игра, приемы рефлексии, проблемный диалог.

Здоровьесберегающая технология.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, карточки, цветные жетоны.


Формулировки деятельности учителя и обучающихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

При входе в кабинет учащимся раздаются листочки, где написаны нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные имена существительные.

-Ребята, вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях. Давайте проверим, какое у вас настроение (смайлики)

Запись числа в тетради.

При входе в кабинет получают листочки с именами существительными. Рассаживаются по командам «Нарицательные», «Собственные», «Одушевленные», «Неодушевленные».

Работа с жетонами.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

II.Актуализация знаний. Формулирование темы, постановка цели.

Прослушайте стихотворение, в нём «спряталась» тема урока:

Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

-Какова тема сегодняшнего урока?

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие по стране, которая называется «Имя существительное». Работать мы будем в группах – четыре экипажа, руководят которыми мудрые капитаны.

-Вспомним, как мы должны работать в группах?

Наши заповеди:

1.Уважай своего товарища!

2.Умей каждого выслушать!

3.Не согласен – предлагай!

-В обязанности капитана входит то, что он должен распределить роли в группе: кто будет записывать информацию, кто отвечать. Капитаны экипажей получают маршрутные листы, где участник самостоятельно оценивает свою работу на каждом этапе путешествия, За правильный ответ – 1 б, с ошибками – 0,5 б.

В нашем путешествии за успешно и досрочно выполненное задание предусмотрены дополнительные баллы, которые учитываются при выставлении отметки, – это морская звезда.

-А теперь мы отправляемся в путь.

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(Записать на доске)

Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели. (Отвечают на вопросы с места).

Высказывают предположения.

Учатся формулировать собственную точку зрения и позицию.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

III.Практическая часть.

 

Физкультминутка

I.-Первой точкой нашего причала будет «Школа юного моряка», где мы вспомним теоретические сведения об имени существительном.

1.Род имён существительных. Привести примеры.

Определите род записанных имён существительных: невежа, сластёна, сирота, плакса, жадина, имена Саша, Женя, Валя.

В якутском языке нет рода. Нет окончания, как в русском языке. Склоняется по падежам, лицам, числам.

2.Число имён существительных. Привести примеры.

Назовите существительные только множественного числа, только единственного числа.

3.Склонение имён существительных. Привести примеры.

Определите склонение существительных кенгуру, такси, метро, шоссе, тире, жюри, какао, эскимо, кофе.

4.Падежи имён существительных. Привести примеры.

Сравните с родным языком. В якутском языке 8 падежей.

II.-Нас ожидает порт «Текстуалия». Чтобы попасть туда необходимо выполнить следующие задания:

1.Определить стиль текста.

2.Определить тип  текста.

3.Определить основную мысль текста.

4.Групповое задание:

I группа – выписать собственные имена существительные;

II группа – выписать нарицательные имена существительные;

III группа – выписать одушевленные имена существительные;

IV группа - выписать неодушевленные имена существительные;

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

-А теперь, ребята, мы поиграем в игру: я буду зачитывать загадки, а вы, если существительное одушевлённое, должны похлопать в ладони, если существительное неодушевлённое, то должны постучать ногами.

1. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима.) (Неодушевленное существительное)

2. В самолет меня не сажают. Говорят, лети рядом, раз мотор есть. (Карлсон.) (Одушевленное существительное)

3. Махнула птица крылом, Закрыла свет одним пером. (Ночь.) (Неодушевленное существительное)

4. Кто сказал бы: «Купил печку. На «Жигули» денег не хватило»? (Емеля.) (Одушевленное существительное)

5. Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел.) (Неодушевленное существительное)

6. Какого мальчика звали Дядя? (Федор) (Одушевленное существительное)

7. Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос, Вроде в тельняшке, копыта и хвост. (Зебра.) (Одушевленное существительное) - Молодцы! Вы хорошо справились с загадками!

III.-Следующим портом, который мы посетим, будет порт «Синтакляндия». Нередко одно существительное в предложении выполняет разную роль. Сейчас мы попробуем проанализировать этот вопрос. В предложениях необходимо найти существительные, определить их падеж и синтаксическую роль. Морскую звезду получит тот экипаж, который быстрее остальных команд справится с заданием, а самое главное, правильно. Утром выпал снег. Я взял в руки первый снег.

-Ребята, какой раздел языкознания изучает синтаксическую роль частей речи в тексте?

IV. порт «Синквейн».

Придумать синквейн об имени существительном с помощью глаголов.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.

1 строка – существительное, обозначающее тему синквейна.

2 строка – 2 прилагательных, раскрывающие какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

3 строка – 3 глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные данному явлению, предмету.

4 строка – фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

5 строка – существительное, выступающее как итог, вывод.

Например: имя существительное

Необходимое, многофункциональное.

Обозначает, отвечает, выполняет.

Обозначает предмет.

Часть речи.

I.Выходят капитаны, вытягивают бумажку с вопросом.

Обсуждение в группе, фиксация ответа на вопрос.

Устный ответ представителя группы .

Высказывают своё мнение.

Воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль.

Выполняют упражнение в тетради, обосновывая выбор морфологических признаков.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль, самопроверку.

Записывают предложения, обозначают падеж, подчеркивают члены предложения.

Осуществляют самопроверку.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

IV.Рефлексия.

.-Сегодня на уроке мы рассмотрели имя существительное через призму разных разделов языкознания. Мы выстроили модель, записав всё то, что мы знаем об имени существительном. Продукт нашего урока -  морфологический разбор имени существительного  в виде Дневника путешественника. Это результат совместной деятельности. Но каждый внёс свой вклад.  

Оцените свой вклад в рождение обобщения темы. Обратимся к маршрутным листам. Счет баллов.

-Итак, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу.

Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения (на слайде):

-Сегодня на уроке я вспомнил…

-Мне было интересно…

- Мне захотелось…

- Я смог…

- Затруднился…

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Личностные

V.Домашнее задание.

Продолжить сказку «Жила-была царевна Имя Существительное. …»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Данный урок является уроком повторения и закрепления   пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...

РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Данный урок является уроком повторения и закрепления   пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...