Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Мое любимое животное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок развития речи в 5 классе

Тема. Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Мое любимое животное».

Цели:

  • Знать:        
  •  о сочинении-описании животного как типе речи;
  • понятия, «что такое текст, тема текста, основная мысль»;
  • о роли прилагательных в описании;
  • Уметь:
  • создавать самостоятельно творческую работу (описание животного) в свободной форме, применяя полученные ранее знания;
  • сотрудничать в ходе индивидуальной, коллективной, групповой работы;
  • проектировать маршрут преодоления затруднений в работе через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока;

 

  • формировать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию;
  • творческую инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Тема. Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Мое любимое животное».

Цели:

  • Знать:        
  •  о сочинении-описании животного как типе речи;
  • понятия, «что такое текст, тема текста, основная мысль»;
  • о роли прилагательных в описании;
  • Уметь:
  • создавать самостоятельно творческую работу (описание животного) в свободной форме, применяя полученные ранее знания;
  • сотрудничать в ходе индивидуальной, коллективной, групповой работы;
  • проектировать маршрут преодоления затруднений в работе через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе урока;

  • формировать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию;
  • творческую инициативность.

Ход урока.

I. Организационный момент. Учитель.

- Поприветствуйте сегодня друг друга , скажите добрые слова.

- Откройте тетради и запишите число.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

  • Пересказ текста  с использованием приема «Продолжи текст».

(Работает 5 человек, называют по 3 предложения)

Задача: Рассказать текст, не нарушая последовательности и точности материала.

  • Дополнительный вопрос отвечающим :

- Назовите ваши заголовки к тексту. Мотивируйте свой выбор.

  • Обращение к классу:

- Оцените ответы товарищей, обосновывая поставленные отметки.

III. Постановка учебной задачи. Мотивация и актуализация знаний.

(На экране предложения в обрамлении фотографиями домашних животных)

1. У него хвост пополам белый, пополам черный.

2. Муму , как всегда, ела культурно, едва касаясь носиком тарелки.

3. У нас живет кошка Мурка. Я дала ей это имя, потому что она мурчит.

Задание: Проанализируйте записанные предложения.

Замените неправильно употребленные слова другими, выражающими необходимый смысл.

  • Запишите исправленные предложения.
  • Подумайте, может ли этот демонстрационный материал помочь нам в определении темы сегодняшнего урока?
  • Почему?

Обобщение учителя.

Вы правы. Сегодня урок развития речи, продолжающий цикл творческих работ о животных.

- Обратимся к упр. 587 учебника.

- Какая задача стоит перед вами?

(Написание конкурсного сочинения о животном)

IV. Повторение изученного. Работа с таблицей.

Учитель:- Прежде чем приступить к выполнению нового задания, обобщите имеющийся опыт написания сочинения о животном.

  • Отрывается таблица (к концу работы имеет следующий вид).

Умеем…

(с опорой на параграф 103.)

Научимся …

(наши предположения; с опорой на задание у. 587)

1) включать описание животного в повествование;

2) писать изложение по данному тексту;

3) озаглавливать тексты данного типа;

4) устно воспроизводить материал о животном.

1) описывать известное животное;

2) собирать рабочие материалы для описания своего животного;

3) наблюдать за его повадками;

4) подбирать интересный заголовок к сочинению.

(Запись в тетрадях по вариантам. Учащиеся I  варианта заполняет  левую часть таблицы;  второго –  правую)

  • Выслушиваются ответы. Одобрительный отзыв учителя.

V.Работа над новым  материалом.

Учитель: - Подумайте и скажите, вы будете писать сочинение–описание или сочинение-рассказ? (Выбирается правильный вариант: сочинение-описание)

- Аргументируйте свой выбор.

- Чем эти виды сочинения отличаются?

- Без какого типа речи в этой работе не обойтись? (Без повествования)

- Сделайте общий вывод по вопросно-ответной беседе.

(Наша работа будет представлять собой сочинение- описание с элементами повествования , потому что нельзя описать животное, не говоря о его повадках. Но главной задачей все-таки является описание животного.   Сочинение-рассказ - это  повествование, а описание животного будет выступать дополнительным элементом. )  

Учитель:  - Важно понимать, зачем мы пишем то или иное сочинение. В связи с этим хотелось бы привести  слова Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.»

-Я считаю: эти слова помогут вам в работе.

VI. Проверка понимания изученного.

Учитель: В качестве образца мы используем сочинение вашего сверстника «Малыш» , взятое из пособия  Ладыженской Т.А, автора учебника русского языка.

(Дается распечатка сочинения)

Малыш – это красивая болонка. Она небольшого роста. Шерсть у нее снежно-белая, завивается и висит на боках и мордочке, как у барашка. Даже длинные уши, коротенький хвостик совсем теряется в ней. Шерсть между ушек приходится закалывать брошкой, чтобы не лезла в глаза.                Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик, выразительные глаза, большие и теплые.                                                                               Ножки у малыша коротенькие, маленькие. Во время бега он забавно семенит ими. Если малыш увидит яркую бумажку, то встает на задние лапки и, глядя на вас, просит ее. Не дашь: отвернется и недовольно зарычит. Так показывает свой характер.                                                                                 Любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам. Становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить.         Малыш любит мыться. Его нельзя вытащить из воды. Он барахтается и визжит. Но не любит причесываться, может быть, ему больно. Охотно идет гулять. Стоит показать поводок, и он бежит к двери.                                 Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре. Начинает лаять и царапать дверь.

VII.Физкультминутка.

Учитель: Поскольку у нас сегодня разговор о животных, попробуем выполнить несколько движений, характерных для них. (Физкультминутку проводит подготовленный ученик.)

VIII. Исследовательская работа. На листочках даются задания.

1 группа.

Определить тему, стиль сочинения, указать его признаки (описание собаки; художественный стиль; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, сравнений …)

2 группа.

Создание модели последовательного описания собаки. (Представление животного – описание внешнего вида – характера  – повадок – любимых занятий животного.)

3 группа.

Составить деловое описание Малыша. (Объявление о пропаже животного). Сделать вывод о том, чем отличается деловое описание животного от художественного.)

4 группа.

Составить мини-словарик названия животного .  Дополнить его своими словами. (У Ладыженской: Малыш болонка, он, собака, она . Примеры детей: питомец, любимец…)

5 группа.

Определить, как автор избежал повторов в тексте и остановил внимание на самом главном. (Тщательный отбор  лексических и синтаксических средств ( простые, односоставные предложения…)

IX. Закрепление полученных знаний.

  1. Отчет групп.
  2. Игра «Перестрелка». ( Цель - выявить умение слышать и слушать своих товарищей .  (Каждая группа готовит по1-2 вопроса .)

(Например, вопрос 3 группы остальным :

- Чем отличается деловое описание животного от художественного?

Вопрос 5 группы: - Какие бы вы предложили  способы устранения повторов в сочинениях? и т.д.

 X. Обобщение изученного.

Чтение учащимся отрывка из стихотворения С.А. Есенина «Собаке Качалова»

Учитель: Наверное, в нашей литературе нет такого поэта, который смог  бы рассказать нам более пронзительно о животных, как это сделал Есенин. Он искренне любил их, считал своими «братьями меньшими.»

-Подумайте, почему это стихотворение прочитано на уроке?

-Какое отношение оно имеет к нашей теме? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Учитель. Стихотворение посвящено собаке знаменитого артиста. Не видя животного, мы верим ,что «пес дьявольски красив» и умен ,что ему ,а не человеку можно доверить личное, тайное .И  строки стихотворения заставля- ют задуматься о многом и увидеть в животном настоящего друга .Такова магия есенинского слова. Учитесь у мастеров пера находить такие  выражения, чтобы они трогали душу.

- Вернемся к теме  сочинения (у.587) . Прочитайте первую строчку.

- Как вы думаете, какие слова в ней главные? («для конкурса», «любимое»)

          Учитель: Ваша задача не только подробно и ярко описать животное, но и рассказать о нем так,  чтобы чувствовалось ваша любовь к питомцу. Чтобы  новая работа отличалась от  написанных  ранее. Чем? Подумайте. Ведь сочинение конкурсное . А значит,  особенное.

-Попробуйте вывести формулу  новой работы.

Результат обсуждения вопроса :

-индивидуальный подход к композиции сочинения ,

 - тщательный отбор лексики,

-конструирование простых, односоставных предложений,

- привнесение в работу «дыхания любви».

XI. Домашнее задание. Написать сочинение (упр.587).

-Ребята, не бойтесь, творите, пробуйте. И все получится.

 А еще вдумайтесь в слова М.А. Рыбниковой: «Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми глазами»: «Мало ли что ты видел все это и вчера, и в прошлом году, видишь каждый день. Взгляни еще раз и схвати все это заново».  

XI. Подведение итогов занятия.

 – Чему научились на уроке.

XII. Рефлексия. Напишите мне СМС с вашим мнением об уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения

Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения разработана мною в 2015 году, когда надо было научить десятиклассников писать выпускные сочинения. Программа рассчитана на 16 ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

Рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения

В работе даны практические советы по практической подготовке учащихся к написанию итогового сочинения....

СОЧИНЕНИЕ «МОЕ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»

СОЧИНЕНИЕ «МОЕ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...