«Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»
статья по русскому языку (11 класс)

Актуальность

1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, здоровьесберегающие технологии.

  2. Формирование умений самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, умений критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. 

 

3. Формирование исследовательских, творческих навыков  деятельности.

Новизна:

    Максимально индивидуализировать программы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Стратегическая цель :

Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы по вопросам подготовки выпускников 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации. 

Задачи:

-Изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;

-Ликвидация пробелов по основным темам курса «Русский язык»;

-Формирование навыка оформления экзаменационных работ;

-Выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_ege_oge.docx88.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»

Муниципального образования «Ленский район»

Республики Саха (Якутия)

        

        «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку»  

                     

                      Разработчик: Ооржак А.П.-учитель                                                            

                                              русского языка и литературы

                                              МБОУ СОШ №4 г. Ленска

                                                                  Ленск

Актуальность

1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся через личностно – ориентированный подход, коллективный способ обучения, здоровьесберегающие технологии.

  2. Формирование умений самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, умений критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.  

 

3. Формирование исследовательских, творческих навыков  деятельности.

Новизна:

    Максимально индивидуализировать программы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Стратегическая цель : 

Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы по вопросам подготовки выпускников 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации. 

Задачи:

-Изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;

-Ликвидация пробелов по основным темам курса «Русский язык»;

-Формирование навыка оформления экзаменационных работ;

-Выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.

Объект:

  - Организация системы работы учителя по подготовке к итоговой аттестации.

Предмет 

Поиск содержания, форм и методов обучения, технологическая и психологическая подготовка, необходимая для успешной сдачи итоговой аттестации.

Ожидаемые результаты: 

  • Формирование системы работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации;
  • Повышение качества знаний учащихся по русскому языку.

Предполагаемые продукты:

- Разработка проекта «Система работы учителя русского языка по подготовке учащихся к итоговой аттестации»;

- Индивидуальный маршрут сопровождения учащихся;

  • Разработка рекомендаций учащимся и родителям по подготовке к ОГЭ,ЕГЭ.

 Конечный результат: 
- Повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также самоанализа, стабильные показатели качества знаний;
- Успешная сдача ОГЭ,ЕГЭ.

План работы  учителя- предметника по подготовке к ОГЭ,ЕГЭ

  • Курсы повышения;
  • Составление плана мероприятий по подготовке к ОГЭ,ЕГЭ;
  • Знакомство с нормативными документами  по ОГЭ,ЕГЭ;
  • Изучение спецификации измерительных материалов ОГЭ,ЕГЭ;
  • Оформление стендов  «Готовимся к итоговой аттестации» в классных кабинетах и в кабинете по предмету;
  • Прохождение курса повышения по решению заданий части 2 ;
  • Формирование пакета рекомендаций  и материалов для учащихся  по вопросам ОГЭ,ЕГЭ;
  • Проведение пробных ОГЭ,ЕГЭ по предмету;
  • Выступления на родительских собраниях, на педсовете, на заседаниях МО.

                

План работы  учителя- предметника с учащимися  по подготовке к ОГЭ,ЕГЭ

1. Использование тестового контроля с 6  по 11 классы.

2. Повторение содержания по предметам по блокам.

3. Проведение мини – срезов на каждом уроке и их анализ.

4. Использование инновационных педагогических технологий.

5. Повторение программы по мультимедийным учебникам.

6.Ознакомление обучающихся с демонстрационными версиями, тренировочными КИМами, кодификаторами содержания, спецификациями работ ОГЭ,ЕГЭ.

 7.Возможности интернет –ресурсов в помощь учащимся при подготовке к ОГЭ,ЕГЭ.

8. Проблемные вопросы учащихся по темам (по заданиям КИМ)

( индивидуальная работа с учащимися)

9. Проблемные вопросы учащихся по итогам контрольных, самостоятельных работ (индивидуальная работа с учащимися).

Этапы

Этап 1. Психологическая поддержка учащихся и их родителей.

  •  Прежде всего, необходимо вселить уверенность учащихся в их способность освоить предмет и успешно сдать экзамен. Роль учителя в этой ситуации мотивационная, без нотаций и наказаний. Ученику в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ОГЭ,ЕГЭ, особенностях процедуры их проведения. Эта информация важна не только для учителя, который учит школьников и готовит их к экзамену, но и для учеников, а также их родителей.
  • На основании спецификации и кодификатора ученики знакомятся с планом экзаменационной работы, отмечают в нем свои «слабые звенья». После анализа сделанных ребятами планов учитель составляет единый график работы с классом по устранению пробелов. С ним знакомятся родители и на протяжении всей подготовки к экзамену следят за его выполнением, за усвоением тем по русскому языку их детьми. Тема считается освоенной учеником, если он успешно выполняет задания не  менее чем на 60%.

Содержание информационной работы с родителями учащихся:

  • Родительские собрания:

-информирование  о процедуре ОГЭ,ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информация о ресурсах Интернет.

- информирование о пробных ОГЭ,ЕГЭ, вопросы  по организации и проведения пробного внутришкольного ОГЭ,ЕГЭ;

-пункт проведения экзамена

  • Индивидуальные консультации родителей ( кл. рук., психолог, адм.).

Этап 2. Устранение пробелов, повторение ранее изученного материала.

  • Как показал опыт, проблемы с пониманием отдельных тем есть у всех учеников. Некоторые проблемы общие для нескольких учеников, некоторые - сугубо индивидуальны и все они требуют  разрешения.
  • Чтобы учесть интересы каждого ученика, делю ребят на группы непостоянного состава. В группу объединяю учащихся с одинаковыми пробелами. С каждой из групп работаю по «западающим» темам в разное время. Ученики, которым не требуется коррекция знаний по разделу, рассматриваемому данной группой, сразу получают задание и выполняют его самостоятельно.
  • Для остальных ребят повторение ранее изученного материала происходит следующим образом. Между участниками группы распределяются темы раздела. К полученной теме каждый ученик должен составить опорную схему-конспект (либо использовать уже готовую) и приготовить выступление по ней на 5-7 мин.
  • Каждый ученик выступает перед группой со своей темой, затем учащиеся разбиваются  на пары и обсуждают услышанный материал по алгоритму:
  • Восстановите поочередно друг другу то, о чем было рассказано.
  • Поправьте друг друга, задайте  вопросы на понимание.
  • Задайте друг другу по два любых вопроса к услышанному и ответьте на них.

  Можно использовать вопросы типа: Как доказать? Чем объяснить? Каким   образом? Почему? Вследствие чего?

Повторение каждой темы выстраивается по следующему алгоритму:

                

http://festival.1september.ru/articles/609328/img1.jpg

Этап 3. Практическое выполнение заданий, анализ результатов выполнения заданий.

  • По каждой теме раздела по мере усвоения теоретического материала группе предлагаются практические задания в формате ОГЭ,ЕГЭ. Сначала учитель проводит разбор этих заданий со всей группой. Затем в парах ребята по очереди проговаривают друг другу решение каждого задания. В случае затруднения на помощь паре приходит любой член группы и помогает устранить непонимание. После этого для закрепления каждый ученик получает свой набор задач для самостоятельной работы. Учетная запись  результатов усвоения материала учащимися своевременно доводится до сведения родителей.

Ф.И.

№ темы раздела

Отметка об усвоении

1

2

3

4

5

6

7

1

Иванов Петр

+

+

+

-

+

-

+

+

2

Николаев Иван

Этап 4. Учет и коррекция итоговых знаний.

  • По окончании рассмотрения всех разделов, предусмотренных спецификацией, ученики      решают      варианты контрольно – измерительных  материалов (КИМ), Открытый банк заданий (интернет - ФИПИ). Во избежание списывания ребята  получают разные  варианты. В течение всего периода подготовки к экзамену каждый ученик выполняет все  варианты . Учителем составляется  сводная таблица, в которой  «1» означает, что задание  выполнено, «О» - задание не выполнено.
  •  После того, как все варианты выполнены каждым учеником, а результаты вывешены в классный уголок, проводится коррекционная работа. На этом этапе ребята получают консультацию по неверно выполненному заданию у того члена группы, который с ней справился. В случае, если задачу не решил ни один ученик, ее решение рассматривается совместно с учителем.

Оценочный лист

Вариант  4

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

итог

1

Иванов Петр

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

1

11

2

Николаев Иван

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

Технология создания индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ,ЕГЭ.

Индивидуальный образовательный маршрут — это система, изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.

 Маршруты могут быть короткими и длинными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Индивидуальный маршрутный лист по русскому языку ученика 9 б класса                                                                    Иванова Петра

примечание

Индивидуальная консультация -ИК; самостоятельная работа -СР; групповая консультация -Г; зачетная работа -ЗР; зачтено -з;  незачтено-нз, Т- тренинг

Тема

дата

вид работы

результат

дата

вид работы

результат

дата

вид работы

результат

дата

вид работы

результат

 

 

 

"3"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИК

 

 

ЗР

з

 

 

 

 

 

 

 

ИК

 

 

ИК

 

 

ЗР

з

 

 

 

 

 

ИК

 

 

СР

 

 

ЗР

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись учителя:                                         /Ооржак А.П./

Подпись учащегося:                                  /Иванов Петр/

Технология создания индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ,ЕГЭ.

Слабоуспевающие ученики к концу учебного  года, как правило, хорошо известны учителю. Также известен и перечень тем, которые слабо усвоены этими учениками.

       Остановимся на некоторых психологических особенностях таких детей, которые надо учитывать при составлении индивидуальных образовательных маршрутов.

  Эти учащиеся при выполнении заданий используют набор твердо закрепленных навыков-блоков. Работа по готовым навыкам-блокам удобна для ученика, она не требует дополнительных усилий, всегда дает результат. Эти ученики выбирают более длинный путь решения, если он состоит из стандартных процедур и не пытаются упростить или облегчить решение.

 Характерным для этих учеников является нестабильность даже в решении типовых заданий. Эти дети чаще, чем другие, отказываются от выполнения заданий части2.

 Обучение таких детей сводится к пополнению набора блоков, что происходит довольно медленно, при многократном повторении материала без переключения на другие темы.

Эти учащиеся, как правило, невысокого мнения о результатах своей работы, у них отсутствует интерес к получению новых знаний, польза которых не очевидна. В силу особенностей усвоения они отбрасывают все тонкости и нюансы соотношений между явлениями.

 Только постоянное упоминание и повторение пройденного материала является залогом успешного применения имеющихся у ученика навыков-блоков.

 — Индивидуальные образовательные маршруты составляются по темам, слабо усвоенными учащимися. По остальным темам эти ученики работают вместе со всем классом.

 — Для успешной работы требуется ежеурочный контроль деятельности этих учащихся.

— Когда итоговое повторение курса  будет завершаться, необходимо индивидуально побеседовать с каждым из этих учеников, указать на их сильные стороны, темы, наиболее успешно освоенные. Надо посоветовать именно на эти задания обратить наибольшее внимание при сдаче ОГЭ,ЕГЭ.

 

Индивидуальный учебный план Семеновой Кристины
на второе полугодие 201__-201___ учебного года

Содержание деятельности

Домашнее задание        

Сроки осуществления

Методы и приемы работы над сочинением на лингвистическую тему.

Структура сочинения рассуждения. Шаблоны для написания. Пробное написание под руководством учителя.

Написать сочинение Вариант 17,19.

14.02. 201__

Самостоятельная работа. Промежуточный контроль.        

Не задано        

21.02. 2014

За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:

  • 0–7 баллов - отметка “2”;
  • 8–12 баллов - отметка “3”;
  • 13–15 баллов - отметка “4”;
  • 16–18 баллов - отметка “5”
  • Этап 5. Контроль выполнения вариантов контрольно-измерительных материалов.
  •     На этом этапе учитель осуществляет контроль знаний. Для каждого ученика составляются индивидуальные проверочные работы, которые включают задания, вызывавшие у этого школьника затруднения. В этой работе ученик должен дать развернутые ответы. С теми учениками, которые не выполняют значительную часть такой работы, проводится индивидуальное консультирование.
  • Предложенная мною система подготовки к экзаменам позволяет выпускникам обобщить знания , способствует осознанному и более уверенному выходу на экзамен; обеспечивает получение достойного балла на ОГЭ,ЕГЭ даже при изначально низких учебных возможностях.

Заключение

В заключение хочется отметить, что, конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведения индивидуальных консультаций. Чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, необходимо работать в ключе новых подходов к ОГЭ,ЕГЭ.

   Цель - привести к успеху, и  если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его творческие  способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально творческий потенциал.

        

Использованная литература:

  1. Методика подготовки к ЕГЭ презентация Болдук Ю.Д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике.

Представление опыта работы на заседании районного объединения учителей физики...

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации

Система работы учителя при подготовке учащихся к итоговой аттестации...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии

Система работы учителя  по подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии...