Значение интеллектуальных игр для изучения литературы в общеобразовательной школе
статья по русскому языку

Значение интеллектуальных игр для обучения очень велико. Мы предлагаем Вам познакомиться с примером подобной игры и оценить, насколько она значима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int_igra.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Значение интеллектуальных игр для обучения литературе в общеобразовательной школе

Значение интеллектуальных игр для обучения очень велико. Мы предлагаем Вам познакомиться с примером подобной игры и оценить, насколько она значима

Цель: повторить основные этапы жизненного и творческого пути  Н.В. Гоголя; обобщить полученные знания по изученным произведениям; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся: воспитывать эмоциональную чуткость к слову, нравственные качества учащихся.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, участники игры и уважаемые зрители. Сегодня наша игра посвящена творчеству великого русского писателя Н.В. Гоголя, о тайне, загадке  художественного таланта которого спорят уже на протяжении нескольких столетий. В. Набоков писал: « Проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна. Его можно сравнить с математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир». Мы с вами сегодня окунемся в необычный мир его произведений. А оценивать ваши знания и творческие способности будет жюри.

Представление жюри

1 конкурс «Визитная карточка»  ( представление  команд)

2 конкурс « Интеллектуальная разминка»

Вопросы

1.Назовите годы жизни Н.В. Гоголя (1809-1852)

2.Место рождения  ( Великие Сорочинцы Полтавской губернии)

3.Какое образование получил Гоголь?  ( Полтавское уездное училище и Гимназия высших наук в г. Нежине)

4.Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь? ( «Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы»)

5.Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение?  ( В. Алов)

6.Назовите предшественников Гоголя в жанре комедии?  

 ( Д. Фонвизин, А. Грибоедов)

7.В чем проявилось новаторство Гоголя-комедиографа?

 (отсутствие положительных  персонажей и любовной интриги)

8.Назовите поговорку, ставшую эпиграфом к комедии «Ревизор».

(На зеркало неча пенять, коли рожа крива)

9.Кто из чиновников в «Ревизоре» брал взятки борзыми щенками?

( Судья Ляпкин-Тяпкин)

10.В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?

( В Александрийском театре в 1836 году)

11.Какую часть тела часто упоминает Гоголь в своих произведениях? (Нос)

12.Назовите имя героя повести «Шинель».  (Акакий Акакиевич Башмачкин)

13.Кто из помещиков в «Мертвых душах» задумался о законности сделки? (Манилов)

14.Любимое занятие губернатора из «Мертвых душ»? ( вышивать по тюлю)

15. С каким журналом связано творчество Н. Гоголя?

 ( «Современник»)

16.Из какого произведения строки «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? ( « Тарас Бульба»)

17. Какой памятник установлен в Санкт-Петербурге? (Нос майора Ковалева)

18.Кто из героев сравнивается с сосудом?  (Иван Антонович Кувшинное рыло)

3 конкурс «Портретная галерея»

Слово учителя: Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда». « Благодаря Гоголю мы, наконец, увидели их без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися; рабы власти без достоинства и тираны без сострадания…,высасывающие кровь и жизнь народа. «Мертвые души потрясли Россию»,- писал он. Давайте же составим образы помещиков из произведения «Мертвые души». ( На  3 отдельных листочках фамилии героев, характеристики, список вещей, принадлежащих им.  Необходимо собрать воедино один из образов)

Игра со зрителями

1.Продолжите  гоголевские афоризмы

«Нет уз святее (товарищества)»

« С Пушкиным (на короткой ноге)»

«Есть еще (порох в пороховницах)»

«Чему смеетесь (над собой смеетесь)»

2.Из какого произведения строки?

«Приехавший из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе» («Ревизор»)

«На стене сбоку в церкви намалевал кузнец черта в аду» ( «Ночь перед Рождеством»)

« А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!» («Тарас Бульба»)

«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие» («Нос»)

3.Соотнесите детали с героями «Мертвых душ»

Мешочки, коробочки (Коробочка)

Сахар (Манилов)

Куча, прореха (Плюшкин)

Здоровье (Ноздрев)

Чтение портретных зарисовок.

4 конкурс «Искусство перевоплощения»

Слово учителя: 21 февраля 1852 года Н.В. Гоголь умер. Среди его бумаг была обнаружена записка: «Будьте живые, а не мертвые души» Эти слова похожи на завещание нам, потомкам.

Сейчас ребята попытаются стать актерами и воплотить в жизнь замысел писателя. ( Инсценировка отрывков из комедий)

5 конкурс «Проба пера»

Слово учителя: Н.В. Гоголь был мастером пейзажа. Мы предлагаем вам по данному началу написать пейзажную зарисовку.

Варианты: «Чуден Днепр при тихой погоде», «Зимняя ясная ночь наступала. Глянули звезды…», «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее», «Летит дорога невесть куда»

Подведение итогов

Слово учителя: Сегодня мы еще раз прикоснулись к творчеству великого мастера русского художественного слова, который сумел увидеть «жизнь сквозь видимый миру смех и незримые,  невидимые ему слезы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И.ВОДОВОЗОВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

"Язык как средство общения в обучении глухих школьников".  С.А. Зыков.      Изучение педагогического и методического наследия В.И.Водовозова не т...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Театрально-литературная гостиная как способ повышения мотивации к изучению литературы в современной школе

В этой статье определяются цель и задачи занятий , определяется структура , основное содержание занятий и формы работы...

Изучение склонности учащихся общеобразовательной школы к аддитивному поведению

Изучение склонности учащихся общеобразовательной школы к аддитивному поведению...

Авторская проектная работа «Русские свадебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы в общеобразовательной школе»

Представленный проект "Русские свдебные песни в содержании интегрированных уроков музыки и литературы" направлен на изучение свадебного обряда, свадебных обрядовых песен; наблюдение за тем, ...

Статья по теме "Проблемы изучения литературы в современной школе"

В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей х...

Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В своей статье "Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)" делюс...