Подготовка к ЕГЭ. 27 задание
тест по русскому языку (10 класс)

Ильина Людмила Анатольевна

Тест для подготовки в сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Текст 1

(1)Как-то в Америке понадобились мне новые ключи. (2)Захожу в мастерскую. (3)У прилавка — мужчина лет шестидесяти.

— (4)Я — Кеннет Бауэрс, — представился он и включил станок. (5)Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика.

— (6)Ты его знаешь — кто это? — спросил мистер Бауэрс. — (7)Мой дедушка — Альберт Эйнштейн!

(8)Я выразил изумление.

— (9)Вы — еврей? — говорю. (10)Надо же было что-то сказать.

— (11)Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы. (12)3атем указал на старинную фотографию. (13)Пожилой мужчина в очках склонился над книгой.

— (14)Ты знаешь, кто это? — спросил мистер Бауэрс. — (15)Великий ирландский писатель Джойс... (16)Мой дядя!

— (17)3начит, вы — ирландец? — сказал я. (18)Надо же было что-то сказать.

— (19)Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы, — теперь взгляни сюда.

(20) Он показал мне цветной фотоснимок. (21)Чернокожий боксер облокотился на канаты ринга.

— (22)Узнаешь? (23)Это великий боксер Мохаммед Али. (24)Мой племянник...

(25)Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

(27)Взгляд его был насмешлив и проницателен.

— (28)3начит, вы — мусульманин? — сказал я. (29)Надо же было что-то сказать.

— (30)Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

— (31)Эти люди — ваши родственники?

— (32)Да, — сказал он.

— (ЗЗ)Все эти люди — родственники?

— (34) Безусловно, — сказал он.

— (35)Люди всего мира? (Зб)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

— (38)Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэрс, — ты умнее, чем я думал. (39)Он закончил работу и протянул мне ключи.

(40) Я поблагодарил и расплатился.

(41) Мистер Бауэрс с достоинством кивнул.

(42) Уходя, я еще раз спросил:

— (43)Все люди мира — родственники? (44)Братья?

— (45)Вне малейшего сомнения, — ответил Кеннет Бауэрс и добавил: — (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию...

{По С. Довлатову)

Задания

1. Какие проблемы НЕ поднимаются автором текста?

1. Проблема единства народов и культур.

2. Проблема адаптации иностранцев в Америке.

3. Проблема отсутствия у американцев исторического и культурного наследия.

Справка

Основная проблема это та,

  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается;
  • по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

2. Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме исходного текста.

1) Один из героев писателя Ю. Трифонова говорил, что человек — это нить, протянувшаяся через года, мельчайшая нервная клеточка истории, по которой, если ее выделить и рассмотреть отдельно, можно многое рассказать о том периоде времени, в котором он жил. Действительно, как много нового узнают потомки, прочитав статью____________________ о ___________________________________________________________________________________________

2) «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце»,— утверждал В. Гюго. В самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздействия с этим качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами потом становятся источником светлой душевной

энергии. Это заметил и писатель____________________ , который, обратившись

к примеру из своей жизни, заставляет читателя серьезно задуматься над проблемой ________________________________________________________________________________________.

3) Кто из нас не помнит Маугли, героя одноименной сказки Р. Киплинга? Невероятные испытания выпали на его долю, и единственная фраза: «Мы с тобой одной крови — ты и я»! — диких зверей превращала в друзей и помощников. Прекрасная сказка, наверное, больше для взрослых, потому что учит любви ко всему окружающему, учит жить в полной гармонии с миром... Она невольно вспомнилась мне, когда я читала текст ________________________________

посвященный проблеме__________________________________________ _____.

4) У Л.Н. Толстого в дневнике есть интересная запись о том, что «могучее средство к истинному счастью в жизни — это без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, целую паутину любви и ловить туда все, что попало».» Подобные основы миросозерцания проповедует и герой рассказа _____________________________________________.

5) У российской эмиграции в Америке непростая судьба. Многие наши соотечественники вынуждены были покинуть страну, чтобы на чужбине реализовать свою потребность открыто говорить на родном языке. Зачастую в Америке их встречала по-настоящему дружная семья подобных им скитальцев. Об этих «собратьях по несчастью» и говорит автор очерка________________________

_____________________________________________________________________________________________

3. Объясните роль повторов в данном фрагменте.

— (31)Эти люди — ваши родственники?

— (32)Да, — сказал он.

— (ЗЗ)Все эти люди — родственники?

— (34) Безусловно, — сказал он.

— (35)Люди всего мира? (36) Всех национальностей? (37) Всех эпох?

— (38)Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэрс...

4. Вычеркните из предложенных характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1) острая

2) важная

3) животрепещущая

4) спорная

5) актуальная.

6) серьезная

5. Найдите 5 орфографических и 1 пунктуационную ошибку в комментарии к основной проблеме текста.

Злободневность этой морально-этической проблемы не вызывает сомнений. Сегоднешний мир буквально раздерают межнациональные распри: не один выпуск новостей ни обходится без сообщений о кровавых стычках, и войнах на национальной, религиозной, и рассовой почве.

6. Прокомментируйте следующую ситуацию:

(25)Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэре выглядел совершенно здоровым.

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Кеннет Бауэре, говорят о проблеме всеобщего единения, братства людей.

1) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

2) Л.Н. Толстой «Война и мир»

3) М. Горький «На дне»

4) М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5) М. Шолохов «Тихий Дон»

8. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт (см. предыдущее задание).

Обратите внимание!

Без оценочных слов (см. табл. ниже), помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

  • с удовольствием прочитал,
  •  нельзя остаться равнодушным...
  • к сожалению,
  • к немалому удивлению, узнал, что...
  • убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
  • разделяя негодование автора, хочу сказать, что...
  • оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
  • возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
  • интересно то, как автор... и т.п.

Справка

Аргументами также являются

• ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

• имена исторических деятелей

• ссылки на признанные авторитеты и их произведения

• свидетельства очевидцев

• названия событий

• цитаты

• даты

• различные факты (место, обстоятельства, участники событий)

• собственные наблюдения и выводы

официальных

• положения документов

• различные общественные законы

• законы природы

• народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.

• статистические данные

• научные данные

• примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы

• примеры из жизни окружающих

9. Вы знаете, что в отличие от публицистического стиля функция убеждения в художественном стиле вторична:

  • автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;
  • он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:

а) дать возможность читателю представить описываемые события;

б) передать свои эмоции;

в) вызвать ответные чувства и переживания;

  • •автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;
  • авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.

Напишите, как С. Довлатов выражает свое отношение к изображаемому.

10. Найдите фактические ошибки в фрагменте сочинения.

Кеннет Бауэрс  очень доброжелательно относится ко всем людям без исключения, считает всех своими родственниками, и ряд однородных членов предложения («мой дедушка», «мой дядя», «мой племянник») позволяет в этом убедиться. Автора просто поразила жизненная позиция старого мастера, и свои растерянность и удивление С. Довлатов передал с помощью лексических повторов (8,18, 29 предложения) и гиперболы (35-37 предложения).

11. Объясните смысл финального предложения.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

— (43)Все люди мира — родственники? (44)Братья?

— (45)Вне малейшего сомнения, — ответил Кеннет Бауэре и добавил: — (4б)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию...

12. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.

Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэре.

Мнение многих на эту проблему будет неоднозначным.

Кеннет Бауэре сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занес мне его фотографию.

В формировании такого доброжелательного отношения к окружающим особую роль имеют личные свойства характера человека.

13. Используя материалы заданий, напишите сочинение – рассуждение по исходному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку - заданий на словообразование

Данное  пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото...

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Задание 6. Морфологические нормы.

Файл содержит тест в двух вариантах по теме "Морфологические нормы" ( задание 6 ЕГЭ) с ответами и блок заданий для работы на уроке....

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (Подготовка к ОГЭ, задание 9.1) (по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва» через приём чтения с остановками технологии критического мышления...