Методическая разработка "Конспект урока". Тема: «Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок на тему: "Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?". Материал рекомендован для перподавания русского языка, а также в рамках реализации программ допобразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2019»

Номинация «Лучшая методическая разработка проведения урока письма (совместно с редакцией ЗАО «Учительская газета»)

Конспект урока на тему:

«Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?»

(9 класс)

Автор: учитель русского языка и литературы

Веселова С.А.

Минеральные Воды, 2019

Тема: Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?

Ход урока.

Цели урока.

Образовательные: сформировать понятие об эпистолярном жанре в традициях русской и мировой культуры, его жанровых особенностях (включая языковую составляющую); научить писать дружеское письмо в соответствии с законами эпистолярного жанра; познакомить с типами писем; закрепить навыки соблюдения стилистических норм языка в письменной и устной речи при работе с различными языковыми жанрами.

Развивающие: закреплять навыки формулировки ответов на проблемные вопросы (в рамках художественного и публицистического письма); развивать способности к эвристическому познанию новых тематических аспектов в процессе учебной деятельности; учить видеть эпистолярный жанр как составляющую историко-культурного процесса.  

Воспитательные: учить толерантности, воспитывать интерес к культурному многообразию мира, уважение к просвещению как ценности общества, к образованности человека; формировать бережное отношение к языку как средству межличностного общения; содействовать овладению обучающимися этики общения в различных речевых ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и развития речи.

Оборудование: проектор, проекторная доска (для презентации), схемы (крепятся на доску), раздаточный материал.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Вступительная беседа.

Слово учителя:

Письмо, особенно в XXI веке, не просто текст-послание адресату. Это форма выражения нашей жизненной позиции, возможность проявить истинное отношение к тому человеку, которому мы пишем. Настоящее письмо (не сообщение в электронном виде) всегда представляет собой развёрнутый ответ человеку-адресату. В этом письме пишущий всегда честен и (в хорошем смысле) многословен, вы согласны с этим?

Ответы учащихся.

Для чего же нам нужно письмо как речевой жанр (а в том, что это самостоятельный жанр, вы убедитесь на уроке) сегодня? Ведь можно отправить, например, поздравление в электронной форме или вовсе, если есть возможность, сообщить что-либо человеку устно. Давайте назовём несколько причин-аргументов в пользу важности данной формы общения.

Ответы учащихся. Предлагают свои аргументы-версии.

Верно, письмо имеет ряд своих преимуществ. Если их типизировать, то это будут следующие особенности (указываем – конспектируем в тетради) (информация на проекторной доске):

  • Письмо «обязует» нас соблюдать этику общения, нормы языка, «выдерживать стиль», поэтому его как форму послания важно выбирать, если адресат – уважаемый вами человек, возможно, официальное лицо;
  • Письмо нельзя свести к короткой записке, поэтому оно невольно учит нас развёрнуто, доходчиво доносить свои мысли, развивать речь;
  • Письмо всегда, в отличие от сообщения, записки или устного общения, имеет достаточно строгую структуру, которой мы должны придерживаться, поэтому оно учит нас выражать свои мысли последовательно;
  • Наконец, письмо всегда более уместно, чем электронное послание в той или иной форме или устное обращение, если мы хотим подробно изложить суть той или иной ситуации, выразить свою точку зрения, но при этом не отвлекать человека (когда того требует официальная обстановка), позволив ему ознакомиться с нашим мнением тогда, когда ему это будет удобно.

Да, действительно, ребята, «плюсы» письма как жанра можно перечислять долго. Когда мы пишем письмо, мы всегда надеваем маску (вспомним литературных героев, которые, в силу особенностей сюжета, писали письма своим знакомым), потому что мы становимся «Автором» (да, пусть это слово будет с прописной буквы; на проекторе), а потому обращаемся не только к знакомому адресату, а к любому «второму лицу». Мы уже не непривычные мы, какими бы мы были в устном диалоге, где жестикулировали бы, и нас «читали» бы по привычной мимике, а пишущее «первое лицо», которое соблюдает законы этого серьёзного жанра, между прочим, с долгой исторической традицией! Надеюсь, эта «маска» всегда будет честной и позволит вам ещё больше раскрыть своё «я».

2. Основной этап. Ознакомление с теоретической информацией:

а) исторические традиции эпистолярного жанра;

б) классификация писем;

в) языковые законы (особенности) жанра

Познакомимся с определением «эпистолярный жанр». От греч. epistole – «письмо, послание». Эпистолярный жанр – это жанр письма, текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений. Это понятие многозначное. Давайте рассмотрим (проекторная доска) пути трактовки этого понятия.

4. Совокупность всех форм письменного жанра речи, имеющего адресата, оформленного в соответствии со стилистическими особенностями такой речи.

1.Непосредственно само письмо как текст (то, которое мы отправляем  в конверте знакомым (письмо в «бытовом» понятии) или официальным лицам).        

2.Литературное произведение в форме переписки, письма, посланий и др. Вспомним такие примеры в литературе.

3.Жанр журналистики.


Соответственно эпистолярному жанру появилось понятие «эпистолярный стиль». Это очень важное понятие, т.к. вам необходимо будет соблюдать этот стиль в письмах. Эпистолярный стиль – это комплекс норм оформления переписки (деловой, дружеской), а также написания литературных произведений в форме эпистолы.

А вы знаете, что письмо как самостоятельный жанр появилось ещё в Древней Греции? Например, античный философ Эпикур написал целую серию писем, в которых раскрывал своё мировоззрение.

Да, это удобно, ведь письмо ограничено разумными рамками по своему объёму (а это делает наше произведение лаконичным и содержательным), оно часто имеет эмоциональный тон (вспомним дружеские письма), оно звучит убедительно, носит аргументативный характер (ведь мы пишем его адресату).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ-1. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА

Рассмотрим маленький фрагмент письма Эпикура Менекею. (На проекторной доске):

Эпикур Менекею шлет привет.

122. Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией…

- Он обращался по сути не только к реальным адресатам, это была форма его изложения мысли, каждое такое письмо – настоящее «мини-произведение». Как вы считаете, удобно ли писать литературные или философские, публицистические произведения в форме письма или переписки?

Ответы учащихся.

- А теперь давайте классифицируем письма по типу. Как вы думаете, какие бывают типы писем?

Ответы учащихся.

- Итак, всё верно, это дружеское письмо, деловое письмо (в том числе так называемое «открытое» письмо), публицистическое, художественное (два последних близки по стилистике); и, конечно, как отдельные разновидности существуют соответствующий литературный, а также публицистический жанры. При этом мы выше назвали такие письма в литературе мини-произведениями. Если же мы будем рассматривать целую переписку, то она будет носить скорее публицистический характер. Такая переписка имела широкое распространение в XIX веке в русской культуре.

Вот отрывок из письма литературного критика П.А. Вяземского А.С. Пушкину [орфография авторская](на проекторной доске):

30-го маия

Я очень рад, что тебе вздумалось написать ко мне: у меня есть до тебя дело. Сделай одолжение, высылай тот час по напечатании твою поэму и скажи мне, в каких местах подражал ты и кому. Я хочу придраться к тебе и сказать кое-что о поэзии, о нашей словесности, о писателях, читателях и прочее. <…>

- Как вы думаете, почему переписка в таком духе приобретает публицистическое значение? Какова её роль в становлении русской культуры?

Ответы учащихся.

- Давайте выявим языковые особенности жанра и нормы оформления письма. Для этого проанализируйте тексты выше.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ-2. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА

Можно ли говорить о том, что и Эпикур, и П.А. Вяземский соблюдают какие-то нормы внешнего оформления письма?

Ответы учащихся (да, например, у П.А. Вяземского есть запись даты справа; Эпикур в начале письма приветствует адресата от 3-го лица).

Учитель: Наверняка, если продолжим чтение любого такого письма, мы увидим, что в конце письма идут слова прощания с подписью или без оной. Как вы думаете, сколько абзацев содержит такое письмо? Обязательно ли вообще деление текста на абзацы?

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно, любое письмо содержит не менее 3-х абзацев. Мы все знаем, как пишут поздравительные письма. Вы знаете, что в любом сочинении также есть структура, и оно содержит не менее трёх частей. Какие это будут части?

Ответы учащихся.

Учащиеся при помощи учителя выявляют структуру письма, изображают схематично:

Вступление (приветствие)

Информационная часть (основной текст) (может содержать несколько абзацев, в зависимости от широты тематики)

Концовка (заключение)

Учитель: Но ведь вступление может быть совершенно разным. Оно может содержать и дату (см. письмо П.А. Вяземского). Но дата может стоять и в конце. Либо быть указана только на конверте. С точки зрения формы письмо очень зависит от эпохи и привычек автора. Поэтому мы выделили только основные части. Однако странно было бы думать, что структура письма так проста и состоит только из трёх частей. Вы знаете, что в сочинении на ОГЭ, например, нужно употреблять речевые клише, позволяющие связывать части воедино и соблюдать логику изложения мысли. Давайте усложним нашу схему, введя в неё связующие звенья. Так, разве мы можем непосредственно после приветствия излагать суть проблемы (писать основной текст)?

Ответы учащихся.

Учитель: Что обычно пишут в начале второго абзаца в обычном дружеском письме?

Ответы учащихся (благодарность, извинение, просьба, приглашение…).

Учитель: Усложняем схему. Выберите необходимый композиционный блок (раздаточный материал – карточки с текстовыми блоками; учащиеся по желанию выходят отвечать: находят верную часть и крепят к доске).

Учитель: В схеме появляется связующий блок, в тексте письма – предложения-связки.

Вступление (приветствие)

Благодарность / извинение / просьба / приглашение…

            зависит от речевой ситуации

- Прокомментируйте, пожалуйста, связующую часть в письме А.С. Пушкина (на проекторной доске):

П. А. ВЯЗЕМСКОМУ и В. Л. ПУШКИНУ.

1 сентября 1817 г. Из Петербурга в Москву.

Любезный князь,

Если увидите вы Ломоносова, то напомните ему письмо, которое должен был он мне вручить и которое потерял он у Луи… <…>

Ответы учащихся (Здесь выражена просьба, из текста письма мы сразу понимаем «предысторию», контекст ситуации, об этом говорят глаголы «напомните», «должен был» и др.).

Учитель: данная «эпистола» А.С. Пушкина имеет форму своеобразной записки, главная коммуникативная цель – напомнить о забытом письме. Но если вы будете писать письмо на более широкую тему (а она может быть и не одна, если вы, например, рассказываете о событиях в своей жизни или работаете над публицистическим жанром), то связка будет более развёрнутая или подчёркнуто вежливая. А.С. Пушкин в своём письме фактически соединил основной текст и связку («убил двух зайцев»). Если мы пишем короткое письмо, это допустимо.

Запишем примеры связок для разных типов письма (на проекторной доске):

  • Я вынужден написать Вам и выразить свою обеспокоенность…
  • Спасибо за письмо. Извини, что долго не писал(а)…
  • Рад(а) получить от тебя весточку…
  • Я скоро приезжаю… Мы сможем увидеться…
  • Смотрел(а) спектакль и хочу выразить Вам своё восхищение…
  • Спешу тебя поздравить…
  • Какое ты мне хорошее письмо написал(а)!; Как ты учишься?
  • Как у вас дела?

- Определите стилистическую принадлежность писем с данными связками.

Ответы учащихся.

Учитель: Таким образом, связка после приветствия – это уже не приветствие, но ещё не основной текст. Письма всегда начинаются ответом на полученное письмо, а если таковых не было, то несколькими словами, относящимися к последней встрече. Спросив, как дела у адресата, в этом же абзаце лучше сказать пару слов и о себе или выразить отношение по поводу текущих событий (например, если знакомый в предыдущем письме чем-то обрадовал вас или добился каких-то успехов).

Далее следует начать новый абзац. Это основной текст. Учёные считают, что характерной особенностью дружеского письма является его политематичность. Что это означает?

Ответы учащихся.

Учитель: Верно (сочетание нескольких одинаково важных тем в одном тексте), представим, что А.С. Пушкин не только просит передать ему забытое письмо, но и рассказывает о своём новом сочинении и заодно поднимает проблему общественного порядка. Столько, сколько у нас образуется микротем, столько и абзацев мы можем создать в своём письме. Нужны ли нам связки-клише в начале введения каждой микротемы?

Ответы учащихся.

Учитель: Да, они желательны. Письмо будет легче восприниматься. А знаете ли вы, что письмо ещё и потому уникальный речевой жанр, что сочетает в себе два типа речи – монолог и диалог? Порой они гармонично переплетаются. Объясните, откуда в письме появляются элементы диалога?

Ответы учащихся.

Учитель: Учёные считают, что в письме есть своеобразная ось «Я–ты». Она проходит через весь текст. Действительно, если есть адресат, то все слова в тексте имеют своей целью воздействовать на него, «достучаться». Даже когда мы пишем на отвлечённые темы, адресат никуда не исчезает. Как вы считает, в какой форме реализуются этот письменный диалог; какие примеры элементов этого диалога можно привести?

Ответы учащихся.

Учитель: чтобы текст письма легко воспринимался, мы обязаны (по законам жанра) периодически обращаться к адресату с короткими вопросами или переспросами. Это могут быть как вопросы, так и короткие замечания, например:

  • Ты помнишь …, с которым я тебя познакомил(а) прошлым летом? Так вот…
  • Хочу напомнить Вам о… , изложенном Вами…
  • Ты помнишь …, который я тебе показывал(а), когда ты гостил(а) / приезжал(а)
  • Ты не представляешь себе, сколько усилий мне стоила эта…
  • Давно ты у нас не был(а)! Забыл(а) тебе рассказать о… Приезжай скорей!

- Как вы понимаете, чем больше мы разнообразим текст частного письма такими короткими замечаниями, тем больше письмо будет отвечать стилистическим требованиям.

Давайте достроим схему.

Учащиеся находят необходимые связующие блоки из раздаточного материала.

Информационная часть (основной текст) (может содержать несколько абзацев, в зависимости от широты тематики)

Связки-речевые клише. Микротема 1

Связки-речевые клише. Микротема 2

Внимание! Клише, а особенно обращения, «маленькие» вопросы мы можем «вплетать в основной текст в любом месте, не только в начале развития микротемы.

Учитель: Подумайте, каковы способы создания таких связок во второй части (основной). Вспомните существующие в грамматике русского языка способы.

Ответы учащихся.

Запишем эти способы:

  • Обращения;
  • Вопросительные и побудительные высказывания;
  • Вводные слова и конструкции (Представляешь; Говорят, ты…; По правде сказать; На мой взгляд, это интересная вещь… и др.);
  • Повествовательные предложения, в которых чувствуется публицистический тон просьбы ответить;
  • Риторические вопросы (особенно в художественных и публицистических письмах);
  • Конструкции с личными местоимениями 2 лица;
  • Обособленные уточнения и вставные конструкции, вводящие адресата «в курс дела», например: На днях посетил галерею (я тебе о ней уже рассказывал) и др.

Учитель: Арсенал средств велик. Но важно за ним не потерять основной текст. Ведь вы пишете, чтобы рассказать о чём-то главном. Эпикур, например, как мы видели на примере отрывка его письма, говорил о своей философии. В дружеском письме вы будете говорить о своей жизни и спрашивать у знакомого о его. В деловом письме обратитесь с официальной просьбой или объяснениями.

На какие две части условно разбивается концовка?

Ответы учащихся.

Учащиеся достраивают схему.

Концовка (заключение)

1. Слова прощания, уверения в уважении, дружбе и т.д.

2. Подпись

Учитель: Понятно, что подпись и обращение (например, в XIX веке были популярны обращения «любезный», «голубчик», «милостивый государь») в самом начале письма (приветствие) могут быть самыми разными:

  • Ваш покорнейший слуга (так, например, подписывался в некоторых случаях баснописец И.А. Крылов);
  • Преданный Вам

И. Тургенев  (в некоторых случаях подпись можно по желанию разместить на двух строках);

  • Глубокоуважаемый Иван Иванович! (обращение для делового письма);

Вместо подписи могут стоять и только слова о просьбе написать ответ или завуалированное прощание, вроде: Жду ответа… / С уважением… и др.

Хороший пример  структуры концовки мы можем наблюдать у В.А. Жуковского в письме А.С. Пушкину (на проекторной доске):

Я ничего не знаю совершеннее по слогу твоих «Цыган»! Но, милый друг, какая цель! Скажи, чего ты хочешь от своего гения? Какую память хочешь оставить о себе отечеству, которому так нужно высокое... Как жаль, что мы розно!

Скорее, скорее ответ.

Жуковский.

- Проанализируйте связующие языковые элементы.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте подведём итоги по теоретическому материалу. Что мы должны знать о законах эпистолярного жанра? Учащиеся при помощи учителя обобщают новый материал.

- Выводим следующие законы:

  • Соблюдать структуру письма;
  • Выдерживать единый стиль речи в письме;
  • Письмо должно носить диалогический характер (иметь своей коммуникативной целью направленность на адресата);
  • Основной текст должен быть построен как логически стройный монолог с элементами диалога. Основная тема общения при этом должна прослеживаться и «не упускаться»;
  • В письме могут звучать эмоциональные ноты (прежде всего, в дружеском), поскольку оно заменяет живое общение;
  • Необходимо разнообразить текст письма употреблением связок-клише, а также стилистических фигур речи, грамматических структур (вводные конструкции, слова, например, улучшат «обратную связь» в письменной речи и позволят вам точнее донести свою мысль до адресата).

Теперь вы знаете законы, по которым нужно «писать письма». Сегодня мы говорили большей частью о частном письме (дружеском), потому что оно более других распространено, а в XIX веке такое дружеское письмо одного литератора другому могло стать публицистическим, приобрести открытый характер. Поэтому рамок у этой формы письма нет. На следующих уроках мы более подробно познакомимся с особенностями письма в официально-деловом стиле. Оно имеет большую практическую значимость в современной жизни.

3. Этап первичного закрепления изученного материала.

Учитель: А вы знаете, что у академика Д.С. Лихачёва есть целая книга, которая называет «Письма о добром и прекрасном»? Вот одно из его писем. Проанализируйте особенности жанра (на проекторной доске):

О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

- Найдите оценочную лексику.

- Какие слова позволяют передать авторскую позицию?

- Какой цели служат глаголы в повелительном наклонении?

- Какие стилистические особенности реализуют цель письма?

- Каков тип письма по классификации?

- Как соблюдение законов эпистолярного жанра помогает академику выстроить диалог с молодёжью?

Анализ учащимися письма, ответы.

Учитель: Конечно, перед нами публицистическое письмо, которое, что интересно, образуя цикл писем, становится литературой. Вы, конечно, обратили внимание, что в письме нет привычной нам структуры (обращения-приветствия в начале и прощания-подписи в конце). С чем это связано?

Ответы учащихся.

Учитель: Конечно, перед нами только одна глава из книги – одно письмо (двадцать третье), академик обратился в первых письмах, а в последних будет своеобразное прощание. Знаете, как он делает это? Вот его слова в конце книги:

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице.

А самые его последние его слова в этой книге – «Поверьте мне!» – прекрасно передают лёгкость и стилистическое изящество эпистолярного жанра.

- Представьте, что вы пишете только одно письмо, и в этом письме вам надо и поприветствовать читателя, и попрощаться с ним, а посередине – рассказать свою историю. Например, своё мнение о проблемах общества. Выберите тему и создайте текст письма. Не забудьте, что вы пишете текст на морально-этическую тему. Составьте план основной части (о чём вы хотите поведать читателю-адресату; выделите две-три микротемы). Вы можете рассматривать в качестве образца Письмо двадцать шестое Д.С. Лихачёва («Учитесь учиться!») (на проекторной доске). Не забудьте о структуре письма. Темы:

1) «Есть такая профессия – Родину защищать...»;

2) «Поколение неравнодушных: горячее сердце»;

3) «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи».

Учащиеся разбиваются на группы. Составляют текст публицистического письма, используя клише и план-структуру, изученные на уроке.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание

Группы представляют свои письма. Анализируют соблюдение законов эпистолярного жанра в тексте команды-«противника».

Учитель:

- Чем вас удивил жанра письма?

- Каковы перспективы развития этого жанра?

- Какие преимущества у автора текста, когда он выбирает форму письма?

Письмо порой может быть более «говорящим», чем устное общение, вы согласны?

Домашнее задание: написать письмо другу, стилизовав его в соответствии с особенностями языка, клише, характерных для XIX века. Для этого пользуйтесь, во-первых, записями, сделанными на этом уроке, во-вторых, найдите письма А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.С. Тургенева или других классиков, понаблюдайте над типичными обращениями, оборотами речи. Представьте, что вы пишете письмо своему современнику в  XIX веке!

Приложение. Письмо двадцать шестое

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе. « Конституция-основной закон»

ЦельСоздать условия для формирования  знаний о  Конституции – основном  законе страны,   характеризовать систему власти в Российской Федерации, рассмотреть обязанности и права...

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо моему учителю"

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса   "Письмо моему учителю"...

Учебно-методическая разработка урока по физике в 10 классе "Применение законов сохранения в задачах на столкновения тел"

Данный урок предполагается в качестве урока применения новых знаний, решения задач с использованием компьютерных программ для построения графикови молелирующей программы "Живая физика"...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?»...

Методическая разработка по теме «Что такое кооперация» Игра «Собираемся в поход»

Представлена игра для учащихся 7-8 классов «Собираемся в поход»Цель игры: сформировать понятие кооперации, на практике показать преимущества ее использования в жизненных ситуациях...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...