Рабочая программа По элективному курсу «Как правильно говорить? Культура речи – культура поведения» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Владимирова Олеся Фёдоровна

Элективный курс по русскому языку 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_9_e_klass_2019-20.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 337

Невского района Санкт-Петербурга

 

Рабочая программа

По элективному курсу «Как правильно говорить?

Культура речи – культура поведения»

9 э класс

 

34  часа

на 2019 – 2020 учебный год

                                                                                                             Учитель:

                                                                                                             Владимирова О.Ф.

                                           

                                                                                       

Санкт-Петербург

2019 год

Пояснительная записка

Общая характеристика предмета:          Одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации делового и неофициального общения. Сегодня ценится человек, который устремлен наверх и соответствует требованиям, принятым в высшем обществе. Светское общество XXI века составляют публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной  культурой, занимающие высокое социальное и материальное положение. Однако в современную систему школьного речевого образования не заложены в должной мере те знания и умения, которыми должны овладеть выпускники для профессионального и социального успеха.

     Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).

     Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

     Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

     Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности.

Социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.
  Суждение К.И.Чуковского о том, что «засилье чужеязычных речений не вредит нашему языку», вполне справедливое еще недавно, ныне, к сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить великое множество оправданных и неоправданных заимствований (эксклюзив, преференция, саммит…) и разного рода плеоназмов (другая альтернатива, важнейшие приоритеты, согласительный консенсус и т.п.).

     Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации современного языка. Издаются и читаются произведения современных авторов, откровенно ориентированные на вульгарно-сниженную, а то и просто инвективную речь. «Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.

    Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем  литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную систему.
«Основательное изучение» родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся.
Под языковой компетентностью следует понимать, с одной стороны, усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и правил их построения (как условия понимания и конструирования высказывания), с другой стороны — знание системы языка.
       
Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
     
Актуальность  данной программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке к Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.

     

       В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

    Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.

На занятиях курса «Культура речи» учащимся предоставляется возможность выступать с устными  сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.

    Программа включает в себя:

 теоретический материал,

 упражнения практического характера,

 контрольные вопросы,

 тесты,

 творческие задания.

  Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной литературы.

     Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач.  

     Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов ЕГЭ по русскому языку.

   Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся, позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала.

     Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

      Планируемые результаты элективного  курса.

Учащиеся:

Ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Учащиеся будут уметь:

Правильно подбирать лексические понятия;

Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Учащиеся приобретут навыки:

работы над благозвучием собственной речи;

составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

 

Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

наблюдение за активностью на занятиях;

результаты выполнения предложенных заданий;

анализ промежуточных творческих работ;

создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

Цель курса: – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

Задачи курса:   - вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;

   - помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;

   - формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;

   - пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Место курса в учебном плане:      Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса.  

      Рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю)

Учебно-методический комплекс курса

Для учителя

Для обучающихся

1.

Е.И. Никитина Русский язык:  Русская речь. 9 кл. :учебник/Е.И.Никитина. – М.:Дрофа, 2014.

1.

Е.И. Никитина Русский язык:  Русская речь. 9 кл. :учебник/Е.И.Никитина. – М.:Дрофа, 2014.

2.

Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002

2.

3.

Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999

3.

4.

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000

4.

5.

Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996

5.

Электронные образовательные ресурсы

1.

http://www.uroki.net

2.

http://rus.1 september.ru

Содержание курса

 1. Основы культуры речи:

а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;
в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений.

Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и предложений.

Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой).

Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.

2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь:

а) слова ограниченного и неограниченного употребления;
б) многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник—фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.

Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства языка, которые делают нашу речь выразительной.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений; использовать в речи эмоционально—экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.

       3. Точность словоупотребления:

а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология
(речевая избыточность);
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте;
 Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов — свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности.

Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов; знать, что засоряет нашу речь.

Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.

4. Язык и культура общения сегодня:

а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.

Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных ситуаций в деловом общении.

Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.

Требования к умениям: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во часов

Раздел 1. Основы культуры речи.

Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества речи.

Тема 2. Нормы произношения.

Тема 3. Ударение в словах.

Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

Раздел 2. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь.

Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления.

Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова.

Тема 3. Неиссякаемый источник—фразеология.

Тема 4. Что делает речь яркой и образной.

Раздел 3. Точность словоупотребления.

Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).

Тема 3. Правильный выбор синонимов.

Тема 4. Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте.

Раздел 4. Язык и культура общения сегодня.

Тема 1. Речевой этикет.

Тема 2. Этикет деловой речи.

Зачетная работа по курсу.

 

7

 

10

10

7


Календарно-тематическое планирование

Название разделов, темы уроков

Кол-во ч.

Тип урока

Виды и

формы контроля

Планируемые результаты

Дата

знать

уметь

план

факт

1

Что такое культура речи. Основные качества речи.

1

Лекция

Контрольные вопросы

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Правильно подбирать лексические понятия;

Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

2

Нормы произношения.

2

Лекция

Практикум

Контрольные вопросы

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

3

Ударение в словах. Особенности русского ударения.

2

Лекция

Практикум

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

4

. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.

2

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

5

. Слова ограниченного и неограниченного употребления

2

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

6

. Многозначные термины и иностранные слова.

2

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

7

Выразительные средства речи: фразеологизмы. Пословицы. Крылатые слова.

2

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

8

Фигуры речи. Выразительные возможности лексических образных средств языка.

3

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

9

Приемы стилистического синтаксиса.

1

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

10

Нарушение лексической сочетаемости слов.

2

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

11

Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).

2

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

12

Правильный выбор синонимов.

1

Практикум

Работа с худ. текстами

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

13

Антонимы. Омонимы.

Паронимы.

1

Практикум

Работа с худ. текстами.

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

создавать собственные высказывания;

сохранять стиль речи до конца высказывания;

грамматически правильно выстраивать свою речь;

14

Речевые штампы, слова—сорняки, холостые вводные обороты— “словесное топтание” на месте.

2

Лекция

Практикум

Лингвистический анализ текста.

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

15

О «ляпсусах» в нашей речи

2

Лекция

Практикум

Контрольные вопросы

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

16

Речевой этикет.

1

Лекция

Практикум

Контрольные вопросы

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

17

Обращение в русском речевом этикете.

2

Лекция

Практикум

Контрольные вопросы

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

18

Этикет деловой речи .

2

Лекция

Практикум

Контрольные вопросы

нормы литературного языка (лексические, орфоэпические; морфологические; стилистические).

Использовать приобретенные навыки работы над благозвучием собственной речи;

19

Итоговый зачет.

2

Семинар

                                                                                                              Лист коррекции

(заполняется на конец учебного года при подведении итогов, текущая коррекция выполняется в тематическом планировании)

урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

план

факт

план

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы

Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....

Рабочая программа по элективному курсу Мировая художественная культура для 5-7 класса

Элективный курс «Мировая художественная культура» входит в структуру предметной области «Искусство», является расширением и дополнением курсов «История» и «Изобразительное искусство» в 5-7 классах в о...

Рабочая программа по элективному курсу «Культура речи». 11 класс.

Современные стандарты образования выдвигают новые тре­бования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретение учащимся знаний орфографи­ческих и пунктуацио...

Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс

Рабочая программа  по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)»  6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _элективному курсу «Культура речи»

Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса  в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ в 8 классе отводится 34часа(1 час в неделю)....